проект "Мы и космос" для детей старшей группы с нарушением зрения.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ольга Ильинична Таршина

Формирование у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста представлений о космосе, освоении космоса людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Мы и космос»

        

Цель: Формирование у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста представлений о космосе, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях, связанных с космосом.

2. Уточнить представления о планетах, созвездиях, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

3. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, высшие психические функции.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5. Создавать условия для вовлечения родителей воспитанников в работу по реализации проекта.

Актуальность.

За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению, остаточному зрению или к полной слепоте. Значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Многие дети страдают косоглазием, амблиопией и другими видами нарушения зрения.

Л.С. Выготским была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром. К такой категории относятся и дети с нарушениями зрения. Влияние нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Практически мозг отражает все, что видит, что слышит, осязает ребенок. Но восприятие - не механическое отражение. Многое из воспринимаемого не осознается, остается как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. М.Н. Скаткин по этому поводу заметил, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй, сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения.

Нами был выбран проект на тему «Мы и космос». Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. К тому же «Космос» является лексической темой недели.

Как можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию о космосе? Мы считаем, что проектная деятельность позволит детям усвоить достаточно сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности, основанные на взаимодействии лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов, что создает условия для преодоления недостатков психо-физического развития, возникающих на фоне зрительной недостаточности дошкольников. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), формирование нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Основная идея проекта.

Основная идея проекта заключается в качественном изменении процесса организации и комплексной реализации лексической темы «Космос» для детей с нарушением зрения в старшей группе ДОУ.

Новизна проекта.

Организация разных видов детской деятельности по проекту основана на взаимодействии лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической деятельности, что создает условия для преодоления недостатков психо-физического развития, возникающих на фоне зрительной недостаточности дошкольников.

Практическая значимость проекта состоит в возможности использования «Исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Мы и космос» учителями-дефектологами, воспитателями дошкольных образовательных организаций и родителями детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения

Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навык...

НОД по «Ориентировки в пространстве» для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема «Обитатели зимнего леса»

В НОД использовались игровые наборы В.В.Воскобовича: панно "Фиолетовый лес", макеты деревьев, контуры лесных животных, игровизоры для индивидуального задания. Цель занятия_ совершенствование...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Приметы по лексической теме «Признаки осени» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающего обучения, мнемотехника.   Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей об осени. Образовательные задачи:- Расширять об...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

План – конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Едем на автобусе» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности. Образовательные задачи:- Расширять и конкретизировать представления о назначении транспорта;- Уточнить представление о труде...