Методы и формы работы с родителями с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
материал по коррекционной педагогике

Методы и формы работы с родителями с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_metody_raboty_s_roditelyami_s_detmi_s_ovz.docx486.96 КБ

Предварительный просмотр:

children-border-preview.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22

 «Тополек»

Стендовый доклад

Методы и формы работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Учитель - дефектолог

Вишнякова Екатерина Владимировна

2018 г.

         

          Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса. Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу .

           Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

          Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование.

          Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, далее ОВЗ:

1.Семья не справляется с воспитанием ребенка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но, не обращая на это внимания, считая, что с возрастом это пройдет.

2.Семье сообщают о проблемах в развитии ребенка (врачи, воспитатели, знакомые) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость.

3.Семья узнает об ограниченных возможностях здоровья своего ребенка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз.

4. Семья принимает сложившуюся ситуацию и живет дальше с учетом потребностей ребенка.

          После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех воспитания и  обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка.

          Так что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.semya.jpg

           Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, можно определить  общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

           В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий;  дней открытых дверей;  совместных мероприятий.

          Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с логопедом и дефектологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.

          Следует отметить, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

         Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание  на возможные осложнения в процессе коррекционной работы. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды,  дефектологи,  физиотерапевты  и  врачи лечебной физкультуры.

          Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.

          Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов - логопеда, дефектолога и психолога. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:

1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях комбинированной группы, логопедических групп и групп для детей с ЗПР.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей

3. Информация о содержании коррекционных занятий.

          Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях  детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду.

          Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо  отмечается  роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за  выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

          Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На протяжение учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

          Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

         Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.

2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ЗПР.dsc03786.jpg

4. Что делать, если у ребенка плохая  память?

5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.

6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.

7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.

8. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

          Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда, дефектолога и воспитателя, мастер - классов, тренингов, практических занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться приемам коррекционной работы.

          Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

           Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.26f0d4301fe677.jpg

          В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

          Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат такой работы:

- Появление интереса родителей к работе ДОУ

- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах

- Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия»

- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ

- Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом

          Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ІV РАЙОННОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Результативность и эффективность деятельности ДОУ Щербиновского района на основе реализации образовательных программ в с...

Методы и формы работы с родителями

Методы и формы работы с родителями...

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

«Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию»

laquo;Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»...

Традиционные методы и формы работы с родителями по пропогандеЗОЖ

Презентация "Традиционные методы и формы работы с родителями по пропоганде ЗОЖ"...

Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»

Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»...