Ритмотерапия как средство коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Мамаева Светлана Борисовна

Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmoterapiya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмотерапия как средство коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ОВЗ.

Мамаева С.Б., МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость» г Урай ХМАО-Югра, педагог-психолог

Среди средств, способных благотворно влиять на гармонизацию развития и самочувствия человека, достойное место занимает музыка. Коррекционно-развивающие и терапевтические возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены тем, что оно является источником позитивных переживаний ребенка, активизирует его потенциальные возможности, обеспечивает всестороннее развитие. Музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит -повышается способность мозга к обучению. Воздействие с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося устраняет напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость.

Особая роль в дошкольном возрасте в работе с детьми ОВЗ отводится музыкально-ритмическим упражнениям, которые выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Ритмотерапия широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипии), коррекции недостаточности психомоторики, чувства ритма, тахилалии (ускоренная речь), речевого и физиологического дыхания.

Ритмотерапия осуществляется мной в форме групповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоряющемся и замедляющемся темпе, и т.п. 

В играх с ритмами используются следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ногами;

– прыжки в определенном ритме.

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Например, использую игру «Часы» с сопровождением ритмическими движениями (хлопки, палец приложить к губам);

«Маятник» - изображаем часики (переносим тело с ноги на ногу);

«Шалтай – болтай» в веселой форме игры ребята хорошо расслабляются и ритмично двигаются в ритм и рифму.

«Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес, машинистом рыжий пес»

(топанье, щелчки).

- ритмические речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов:

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла, (ребенок сжимает и разжимает пальцы)

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, (при названии каждого овоща педагог

выставляет на стол муляж овоща)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

- игры с пальчиками:

«Кулачок с ладошкой»

Дети попеременно сжимают пальцы в кулачки и разжимают их, имитируя мягкие движения кошки.

Кулачок – ладошка!

Я иду как кошка!

«Ладошка»

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Ладошка вверх,

Ладошка вниз,

На бочок,

И в кулачок!

Упражнения на развитие координации речи с движением.

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.

Под музыку дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.

А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.

А над нами сосны, ели — ритмично делают наклоны в стороны, покачивая

поднятыми вверх руками.

Головами зашумели        

Грянул гром — делают хлопок.

Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.

Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.

Таким образом, быстрое освоение и понимания ритма, развитие чувства ритма; благотворное воздействие на психику и здоровье человека; снятие стресса и психологическая разгрузка; снятие внутреннего напряжения; выражение своих эмоций посредством ритма; развитие коммуникативных навыков; заряд хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...

Конспект проведения настольных игр в логопедической группе по проекту: "Использование схем и таблиц в развитии зрительно-тактильного восприятия у детей средствами коррекционно-развивающего комплекта "ПЕРТРА"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разработан для детей логопедической группы с общим  недоразвитием речи. Задачи данного проекта отражают область развития опред...

Сенсорная комната как одно из средств коррекционно-развивающей работы.

Статья о сенсорной комнате. Целях и задачах при работе в ней. Описание  оборудования и его предназначения....

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Конспект интегрированного занятия « Валеологическое воспитание - как средство коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР в подготовительной логопедической группе»

Занятие позновательного цикла с использованием игр и упражнений для развития речи детей, экспериментально-исследовательская  деятельность....

Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"

В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ...