ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Для диагностики сформированности моторных навыков у детей дошкольного возраста, можно использовать ниже приведенные методики и тесты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ.

     Для диагностики сформированности моторных навыков у детей младшего школьного возраста можно использовать ниже представленные тесты и методики.

1. Методика «Фигуры» (по В. Мытацину).

Методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.

Инструкция для ребенка: Здесь изображены различные фигуры. Попробуй вырезать эти фигуры по контуру, чтобы не перерезать линию и не отдаляться от нее далеко.

Инструкция педагогу (наблюдать и фиксировать):

  • какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • быстро или медленно проводит линии;
  • нажим на карандаш или ручку;
  • контуры линий;
  • как он работает с образцом (часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом по ходу работы);
  • как часто отвлекается от работы;
  • высказывания, вопросы и обращение за помощью во время работы;
  • сверяет ли выполненное задание с образцом после завершения работы;
  • собственное отношение ребенка к выполненной работе.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за “ошибки”):

  • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла);
  • жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (4 балла);
  • тонкая, едва заметная линия рисунка (4 балла);
  • неровность линий (угловатые, дрожащие) (4 балла);
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);
  • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);
  • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
  • отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
  • залезание линий одна на другую (1 балл).

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует об определенных затруднениях ребенка.

2. Лабиринт с шариками «Змейка»

Методика направлена на изучение особенностей зрительно – моторной координации.

Деревянный планшет с четырьмя ходами в виде змеек и шариками основных цветов. Ребенок должен как можно быстрее с помощью специальной палочки карандаша провести все шарики сделав 4 цветные змейки. Качество выполнения задания оценивается по скорости его выполнения.

3. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят животные и машина, у другого – их дома. Помоги им добраться по дорожке к своему домику. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что животное или машина взлетела, как самолет. Двигайся аккуратно, чтобы животные и машина не сошли с дороги.

Материалы: тестовый бланк и карандаш.

https://pandia.ru/text/77/488/images/image002_57.gif

https://pandia.ru/text/77/488/images/image003_62.gif

Оценка: результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как  средний.

4. Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 7–8 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.

Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.
https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/31/s_5dbad4afc5f08/1239208_2.jpeg

Ход исследования: перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3. Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

5. Методика «Стежки» (по В. Мытацину)

Методика представляет собой задание, связанное с соединением точек на бумаге или материи стежками (или путем пришивания пуговиц). Методика позволяет определить уровень развития координации движений глаза и руки ребенка. На листе плотной бумаги (или материи) обозначаются точки. Точки нумеруются по порядку и в своей совокупности представляют рисунок. Ребенку предлагается соединить эти точки, прошивая их стежками разноцветных ниток (или пришивая к ним пуговицы). Расстояние между точками устанавливается так, чтобы восприятие целостного изображения было доступно для ребенку. Тип фигур может усложняеться.

Инструкция для ребенка: Здесь отмечены точки. Они пронумерованы, если соединять их по порядку, то получится рисунок. Попробуй!

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущим методикам.

Уровень выполнения считается высоким, если ребенком точно соединены 80 % точек и более. Если количество правильно соединенных точек менее 50 %, то уровень развития координации руки и глаза считается ниже среднего.

https://pandia.ru/text/77/488/images/image006_31.jpg

Методики "Узоры" и "Линии" (по В. Мытацину).

Каждая из методик представляет собой задание на дорисовывание, усложняющихся узоров или линий различной траектории. Методика позволяет определить готовность ребенка к овладению письмом. На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются.

 https://pandia.ru/text/77/488/images/image004_43.jpg                     https://pandia.ru/text/77/488/images/image005_40.jpg

Если ребенок хорошо справляется с заданием,значит достаточно готов к работе, которая ожидает его при обучении письму. Если же нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т. п., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, также у него недостаточно развита координация глаза и руки, зрительный контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....