Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"
консультация по коррекционной педагогике
Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mozhzhechkovya_stimulyatsiya.docx | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
посредством использования
балансировочной доски Бильгоу
В последнее время очень часто можно услышать о значимости развития межполушарного взаимодействия для общего развития ребёнка. Так что же такое межполушарное взаимодействие?
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объедения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Информация о процессах, которые развивает каждое полушарие, представлена в таб. №1
Таблица №1
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
Отсюда вытекает вывод, что только синхронная работа двух полушарий необходима для улучшения всех мозговых процессов, успеваемости, развития двигательных навыков и всех других когнитивных процессов высшего порядка.
В случае, если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации, и у ребёнка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).
Для развития межполушарного взаимодействия существует множество разных вариантов игр и упражнений. В данной статье предложен один из вариантов развития левого и правого полушария головного мозга с помощью балансировочной доски Бильгоу. Прежде всего, следует сказать, что систематическое выполнение представленных упражнений на балансировочной доске положительным образом сказывается на детях с нарушением внимания, гиперактивностью, поведенческими расстройствами, нарушением осанки, нарушениями работы вестибулярного аппарата, проблемами с обучением, нарушениями речи, детям с ММД, ЗРР, ЗПР, СДВГ, детям с аутистическим спектром. Но при этом, существует ряд противопоказаний, по каким использовать данное пособие не рекомендуется. К ним относятся различные формы эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких-либо упражнений с прменением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и/или провоцирует развитие заболевания. Также балансировочный комплекс не используется при органических поражениях головного мозга, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данного тренажера приводит к ухудшению состояния ребёнка.
Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо убедиться, что ребёнок довольно устойчиво стоит на доске, не испытывает чувство страха и тревоги. Правильным считается выполнения задания, если ребёнок удерживает устойчивость и равновесие и одновременно правильно выполняет задание.
Данные упражнения представлены в трёх комплексах, каждый из которых следует выполнять 3 недели подряд и выполняются, стоя на балансировочной доске Бильгоу. Между комплексами используется неделя отдыха. Выполнять упражнения лучше каждый день, примерно по 5-10 минут (в зависимости от возраста и особенностей ребёнка). В начале занятий упражнения выполняются в медленном темпе, затем ускоряются. Комплексы развивающих упражнений для развития межполушарного взаимодействия представлены в таблице №2.
Комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия
Таблица №2
Комплекс упражнений №1 | Упражнение №1 «Колечки» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Упражнение №2 «Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Упражнение №3 «Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. |
Комплекс упражнений №2 | Упражнение №1 «Дом-ёжик-замок» «Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. «Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. «Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Упражнение №2 «Флажок-рыбка-лодочка» Ладонь ребром, большой палец вытянут. Я в руке флажок держу И ребятам им машу. Рыбка Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. Лодочка Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Упражнение №3 «Ножницы-собака-лошадка» Ножницы Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Собака Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть. У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Лошадка Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. |
Комплекс упражнений №3 | Упражнение №1 «Ухо—нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение №2. «Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. Упражнение №3 «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком. |
После завершения курса занятий в общем развитии ребёнка можно увидеть следующие изменения: улучшение у ребёнка понимания, внимания, поведения; улучшение зрительно-моторной координации; улучшение мануальных и графо-моторных функций; повышение общего уровня интеллекта; быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...
Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено из мягко...
Организация педагогического процессе с детьми имеющие ограниченные возможности здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это дети, с...