Статья "Технологии раннего вмешательства в современно - образовательном пространстве"
статья по коррекционной педагогике

Консультативный материал в помощь родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologii_rannego_vmeshatels.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Струкова Елена Александровна

                                                             воспитатель

                                                 МБДОУ №68

                                                 г. Белгород

         Технологии раннего вмешательства в современно      образовательном пространстве.

         Возраст ребенка от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении его социального, познавательного, речевого и двигательного развития. Возникающие в этот возрастной период различные отклонения в развитии, которые проявляются даже в минимальной степени, могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте. С другой стороны, ранний возраст характеризуется пластичностью и значительными компенсаторными возможностями в целом всего организма и нервной системы в частности. Это создает возможность снизить проявление последствий отрицательного воздействия различных патогенных факторов. Следовательно, пластичность мозга определяет большие потенциальные возможности коррекции нарушенных или отстающих в своём развитии функций. Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить или предупредить вторичные отклонения. Значимость раннего возраста как сенситивного периода в речевом развитии детей, отсутствие системы диагностики и комплекса методик для логопедической работы с детьми раннего возраста в случаях задержки речевого развития обусловили актуальность исследования, в рамках которого представлен обзор технологий сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в развитии. Одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии как в России, так и за рубежом является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей. За минувшие десятилетия в Российской Федерации стремительно увеличилось количество детей, которым остро необходима комплексная поддержка физического, соматического и психического здоровья. В сфере здравоохранения и образования предметом внимания является ранняя комплексная реабилитация и раннее сопровождение детей с ОВЗ, которая на сегодняшний день становится чрезвычайно актуальной. Специалистами обнаружено, что возраст от рождения до 3х лет включительно является этапом стремительного и интенсивного начального развития качеств и свойств личности. Было установлено, что психолого - педагогическое сопровождение является важным элементом образовательной системы, которая позволяет создавать условия для успешного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития. Система ранней помощи препятствует возникновению вторичных нарушений в развитии и позволяет наиболее эффективно использовать сенситивные периоды развития высших психических функций, благодаря предельно широкому охвату детей с нарушениями в развитии на ранних стадиях онтогенеза. Максимально раннее начало комплексного психолого - педагогического сопровождения семьи,  является залогом оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественному утверждению их положения в обществе. Путем развития системы медико-психолого-педагогического патронажа и ее реализации на базе функционирующих психолого-медико-педагогических центров, служб и консультаций , происходит формирование системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи. Санкт-Петербург был первым регионом в России и странах СНГ, где по инициативе городского Правительства в тесном сотрудничестве между Российскими и Международными научно-исследовательскими и практическими государственными и негосударственными организациями с начала 90-х годов стали развиваться программы раннего вмешательства. 16 июня 1992 года решением Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 № 158 была утверждена программа, в составе комплекса приоритетных социальных программ «Защита семьи и детства».  Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья логопеды и психологи стремятся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, реабилитация детей с ОВЗ представляет собой систему и процесс восстановления способностей ребенка к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности.        Эффективный результат может быть получен только при условии взаимосвязи и согласованности действий медицинских и социальных работников, психологов, педагогов и других специалистов. Впервые весь комплекс качественных физиологический и психических особенностей раннего детства, требующих создания специальных условий для жизни и воспитания детей этого возраста, был сформулирован Н.М. Аксариной. Она установила, что период раннего детства имеет ряд психофизических особенностей, которые служат в дальнейшем фундаментом для приобретения любых компетенций. Эти особенности заключаются в следующем: 1. Основной особенностью раннего периода детства является наиболее интенсивный темп развития. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения длины и массы тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, сенсорика, речь. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем мире, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. 2. Характерной особенностью раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка. 3. Ребенок овладевает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции.

Литература: 1. Ахметзянова А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки // Теория и практика общественного развития Научный журнал ISSN 1815-4964 (print) ISSN 2072- 7623 (online). – ООО «Издательский дом «Хорс».-2013.- № 4.

 2. Ахметзянова А.И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом // Неврологический вестник — 2015 — Т. XLVII, вып. 1.-С.73-79.

3. Артемьева Т.В., Ильина А.О. Понимание юмора и диалектические действия – исследование взаимосвязи // Журнал «Образование и саморазвитие» - Казань: «Центр инновационных технологий», 2012, № 5 (33), - С.114 – 117

4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2011. - 24с.