Рабочая программа учителя-дефектолога в ДОУ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Паньшина Ольга Викторовна

Рабочая программа учитля-дефектолога на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_defektologa_dopolnennaya.docx64.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30. 08. 2019г.

_______Шамсумухаметова И.Т.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МАДОУ

 детский сад № 26 «Радуга»

______________/Бершова О.А./

от 30. 08. 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

г.Кировград

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………… 3

Пояснительная записка……………………………………………………………3

      Цель программы ………………………………………………………...............4

     Задачи программы………………………………………………………………..4

     Основные принципы построения программы ………………………………….5

     Характеристика детей ………………………………….. ……………………....6

Планируемые результаты…………………………………………………………7

Целевые ориентиры по образовательным областям …………………………….7

     «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………..............7

     «Познавательное развитие»……………………………………………………..7

     «Речевое развитие»……………………………………………………………….7

     «Художественно-эстетическое развитие»………………………………..……..7

     «Физическое развитие»…………………………………………………………..7

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………..8

     Содержание диагностического блока………………………………..………...8

     Содержание образовательного блока…………………………………………..8

     Содержание коррекционно-образовательного блока ………………….………9

Формы организации работы…………………………………………………….10

Используемые методы …………………………………………………………...11

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………. …………………………………….12

Организация образовательного процесса ………………………………………12

Оформление коррекционно-развивающей среды ………………………………12

Календарно-тематический план ………………………………………………..13

     Содержание программы ………………………………………………………..16

Содержание диагностической работы …………………………………………20

ЛИТЕРАТУРА И ИНЫЕ РЕСУРСЫ ………………………………………….21

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.          Программа составлена в соответствии с действующим законодательством.

 В программе учтены  разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в  действие  нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей, нуждающихся в индивидуальном подходе. Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.

Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического, речевого и когнитивного развития детей данных возрастов.

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы. М., Мозаика-Синтез, 2015 г..
  • «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Под редакцией Н.В. Нищевой. СПб.-2014г..
  •  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г..
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) МАДОУ детский сад № 26 «Радуга»,  Кировград, 2019 г
  • «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005г.  и т.д..  

Цель:

Основная цель рабочей программы – повышение социального статуса воспитанника у детей, целостной картины мира в соответствии с программным содержанием, формирование, всестороннее развитие и коррекция психических процессов и речи, развитие положительных личностных качеств с учетом их способностей и возможностей.

  Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности.
  4. Разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты.
  5. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  6. Обеспечение условий для социализации детей.
  7. Обеспечение информированности родителей по проблеме развития детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Кроме того, в основу программы положены и  основные общедидактические принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов МАДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
  1. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  2. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами МАДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.  

      Коррекционная работа   строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций:

  • внимания,
  • памяти,
  • восприятия,
  • мышления.

Характеристика детей с ОВЗ средней группы

Среднюю группу посещают два ребенка ОВЗ различной степени выраженности отставания в развитии (расстройство аутистического спектра). Задержка проявляется  в общей психической незрелости, низкой познавательной активности, которая присутствует, хотя и неравномерно, во всех видах деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и их эмоционально-волевой сферы.

Поведение ребенка с РАС характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей данной группы страдает мотивация  деятельности,  произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.

Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самого себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

Планируемые результаты освоения программы

 Целевые ориентиры по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных  оценок и позитивного отношения к себе;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним;
  • формирование предпосылок и основ экологического мироощещения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
  • формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Познавательное развитие:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;
  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
  • развития внимания, памяти;
  • развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Речевое развитие:

  • формирование структурных компонентов системы языка –фонетического, лексического, грамматического;
  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной  функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалоги и монолога;
  • формирование способности к элементарному осознанию явлений речи и языка.

Художественно-эстетическое развитие:

  • формирование эстетического развития к миру;
  • накопление эстетических представлений и образов;
  • развитие эстетического вкуса, художественных способностей;
  • развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета.

        Физическое развитие:

  • развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,
  • развитие зрительно-пространственной координации.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа  рассчитана на 1 год обучения и  состоит из трех блоков:

  • диагностического;
  •  образовательного;
  •  коррекционно-развивающего.

Основным содержанием диагностического  блока  является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развития ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год.

Изучение особенностей развития и качества усвоения специальной (коррекционно-образовательной) программы обеспечивается комплексом последовательных мониторинговых и диагностических мероприятий, системой фиксации результатов, формами протоколов, сводных таблиц и т. п..

Содержание образовательного блока направлено на:

  • социально-коммуникативное развитие;
  •  познавательное развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие детей.

 Задачи перераспределяются между педагогами, непосредственно работающими с детьми. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Социально-коммуникативное развитие реализуется через задачи:

-  социальных и коммуникативных компетенций - самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирования позитивных установок к различным видам деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др..

Познавательное развитие реализуется через задачи:

- развития познавательной мотивации и любознательности;

- формирования познавательных действий;

- развития воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Региональный компонент программы по ФГОС реализуется при изучении следующих лексических тем:  «Наш город», «Детский сад»,  «Растения», «Городские птицы», «Праздники», «Дикие и домашние животные» и др.

Речевое развитие реализуется через задачи:

- обогащения пассивного и активного словаря;

- развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-  развитие речевого творчества;

-  развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие реализуется посредством развития у детей:

-   предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;

- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

Физическое развитие реализуется посредством развития у детей:

- мелкой моторики обеих рук;

- общей моторики;

 - целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:

- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности;

- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций  и высших психических процессов.

Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей их возраста и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.

При работе с детьми среднего дошкольного возраста реализуются следующие задачи:

Образовательные задачи:

  • Продолжать развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор детей, уточнять у них представления о мире людей и их отношениях, о живой и неживой природе, о явлениях окружающей действительности (профессии людей, город, страна, планета, события и традиции).
  • Формировать представления детей о  безопасном и здоровом образе   жизни (ОБЖ).
  • Продолжать стимулировать потребность в общении детей, развивать коммуникативную перцепцию, расширять и уточнять  лексикон.
  • Продолжать формировать представления: о форме объектов, свойствах объектов и отношениях; о величинах; об ориентировке в пространстве и времени; о количестве и счете, соотнесении числа и цифры.
  • Формирование элементарных счетных действий (решение примеров и арифметических задач).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование предпосылок для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов  познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень, а также социализация детей.  
  • Формировать компоненты познавательной деятельности (мотивационный, регуляторный, ориентировочно-операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи.
  • Создать предпосылки для развития самосознания и самооценки.
  • Развивать:

    - произвольную регуляцию сенсомоторной активности;

    - память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно-временные представления;

    - интегративные умения;

    - перцептивно-действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно-понятийное мышление.

Воспитательные задачи:

  • Формировать умение продуктивно взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Воспитывать чувство доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам.
  • Формировать чувство взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, активности, ответственности и навыков сотрудничества.

Формы организации работы

 Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные занятия. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий:

- индивидуальные;

- подгрупповые,

которые проводятся согласно расписанию. А также - через комплексные тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы (викторины), специально спланированные тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, организованные исследования объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное наблюдение за явлениями в природе и за свойствами объектов, через проектную  деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.

Часть задач реализуется через занятия с воспитателем, который проводит их по заданию учителя-дефектолога. Совместная работа учителя-дефектолога,  воспитателя и родителей является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель и родители закрепляют сформированные умения, создают условия для активизации познавательных навыков.

Также закрепление программного материала осуществляется при взаимодействии с семьей. Родители получают информацию в устном  и/или письменном виде, а также дистанционно.

В процессе обучения и развития детей используются методы:

  • по источникам передачи и характеру восприятия информации (наглядные, словесные, практические, игровые);
  • по основным компонентам деятельности учителя-дефектолога: 

а) методы организации и осуществления деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учения;

в) методы контроля и самоконтроля;

  • по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя-дефектолога и воспитанника (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный). 

Организация образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

1 сентября – 31 октября

Диагностика психического развития детей. Заполнение протоколов первичного обследования, сводной таблицы, личных дел и другой документации дефектологического кабинета.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей.

1 ноября по

31 мая

Индивидуальные, подгрупповые занятия по расписанию

10 мая – 31мая

Итоговая диагностика развития и определение качества усвоения программы.

1 июня по

31 августа

Индивидуальные занятия с детьми группы, посещающими детский сад

Оформление коррекционно-развивающей среды

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.
 


Календарно-тематический план

Раздел программы

Общее количество занятий

Тема

Количество часов  на изучение темы

Краткое содержание работы

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

64

Наш детский сад

5

Название и назначение помещений детского сада, профессии людей, работающих в детском саду. Игры и игрушки в детском саду

Времена года. Осень

3

Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой

Семья Человек. Семья. Профессии

2

Имя, фамилия  ребенка, возраст, домашний адрес. Состав семьи и отношения старшинства в семье. Части тела человека. Правила личной гигиены.

Наш город

2

Наш город Кировград

Семья

5

Формировать у детей первоначальные представления о семье. И своем месте в ней. Учить называть членов своей семьи. Понимать роль папы, мамы, бабушки в семье.

Новый год

5

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Времена года. Зима

4

Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой, зимние забавы

Бытовое окружение

8

Закрепление представлений об одежде, обуви, посуде, мебели, бытовой технике. Назначение предметов, обобщающие понятия

Сказка. Животный мир

5

Дикие и домашние животные, особенности их строения, питания, обитания. Детеныши животных. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы домашние и городские. Обобщающие понятия.

Праздники

3

Государственные и семейные праздники, атрибутика праздников. День защитника Отечества

Времена года. Весна

3

Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой. Праздник 8 марта

Транспорт

4

Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Грузовой и пассажирский транспорт. Правила поведения в транспорте и на дороге.

Космические дали

5

Дать представление о Солнечной системе и порядке расположения планет вокруг Солнца; о космическом корабле, космодроме, космической станции, планетарии.

День Победы

2

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Времена года. Лето

2

Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой

Обучение грамоте

32

Подготовка к обучению грамоте. Звук. Слово. Предложение.

6

Звуки речевые и неречевые. Звук и слово. Слова с противоположным значением. Слово и предложение. Количество слов в предложении.

Знакомство со звуками и буквами

26

Последовательное выделение звуков в слове. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение звуков буквами.

Формирование элементарных математических представлений.

64

Признаки предметов.  Геометрические фигуры

10

Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие величину. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Сравнение и уравнивание групп предметов

10

Способы сравнения и уравнивания групп предметов. Понятия больше-меньше-поровну

Пространственные и временные понятия

8

Определение положения предметов в пространстве. Усвоение временных понятий

Количество и счет

36

Счет механический, счет по порядку. Соотнесение цифры, числа и количества. Образование чисел первого десятка. Знакомство с цифрами 0-5, 0-10

Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (2 раза в неделю, 58 часов)

Содержание программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Основной целью занятий этого раздела является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности, формирование навыков анализа, сравнения и обобщения, активизация их словарного запаса, формирование связной речи.

  1. Свойства предметов.

Основные цвета, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый. Цвета радуги. Дифференциация близких цветов. Форма реальных предметов. Размер предметов. Сравнение предметов по величине, высоте, ширине, длине. Приемы сопоставления предметов, классификация предметов по цвету, размеру, форме.

  1. Времена года.

Осень, зима, весна, лето. Приметы времен года. Узнавание на иллюстрациях и фотографиях времен года и называние их. Ранняя, золотая, поздняя осень. Ранняя весна, поздняя весна. Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой. Составление рассказа о погоде. Сезонные забавы.

  1. Наш детский сад.

Название и назначение помещений детского сада. Экскурсия по саду. Профессии людей, работающих в детском саду: учитель, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный и физкультурный руководители, повар, медсестра, руководитель. Игры и игрушки. Назначение игрушек, материалы, из которых их делают. Правила обращение и ухода за игрушками.

  1. Овощи. Фрукты. Ягоды.

Цвет, форма, величина овощей, фруктов и ягод. Вкусовые качества и полезные свойства. Применение овощей, фруктов, ягод. Сад и огород. Понятие «урожай». Составление рассказа по картине «Сбор урожая». Образование прилагательных от существительного: морковный, яблочный, клубничный и т. п.  Дифференциация овощей, фруктов, ягод.

  1. Человек. Семья. Профессии.  

Части тела и лица. Ориентировка на себе. Правила личной гигиены. Семья, члены семьи. Отношения старшинства в семье. Имена родителей, бабушек и дедушек. Труд в семье.  Профессия родителей. Домашний адрес. Квартира, количество комнат. Название и назначение помещений в квартире. Профессии людей. Разнообразие профессий. Составление рассказа о профессии по плану-схеме.

  1. Бытовое окружение.

Бытовая техника. Название и назначение предметов. Правила обращения с техникой. Правила безопасности. Посуда. Виды и назначение посуды. Материалы, из которых делают посуду. Правила сервировки стола. Сервиз. Составление описательного рассказа о посуде. Мебель. Назначение отдельных предметов мебели. Детали мебели: спинка, сиденье, ножки, дверцы, полки, ручки. Материалы, из которых делают мебель. Моделирование комнаты. Использование в речи предлогов на, под, над, около. Одежда. Назначение одежды и её виды. Сезонная одежда. Материалы, из которой делают одежду. Мужская и женская одежда. Элементы одежды: воротник, рукава, карманы, застежка. Нарядная одежда. Обувь, её виды и назначение. Головные уборы. Сезонная обувь и головные уборы.

  1. Животный мир.

Дикие животные: заяц, медведь, волк, лиса, белка, еж. Питание диких животных. Жилище. Поведение животных зимой. Детеныши диких животных (ед. и мн. число). Домашние животные: кошка, собака, корова, овца, коза, свинья, лошадь. Особенности внешнего вида. Польза домашних животных. Питание и уход за животными. Детеныши домашних животных. Глаголы, обозначающие звукоподражания. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы, обитающие в городе. Особенности строения птицы, отличие от животного. Узнавание и называние городских птиц: воробей, ворона, голубь. Помощь птицам зимой. Составление рассказа «На кормушке». Домашние птицы. Узнавание и называние домашних птиц, их птенцов. Польза домашних птиц. Уход за ними. Насекомые. Особенности строения. Отличие насекомых от животных и птиц. Узнавание и называние насекомых.

  1. Мир растений.

Деревья. Строение дерева. Узнавание некоторых деревьев на картинках и в природе. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна. Кустарники. Дифференциация деревьев и кустарников. Комнатные растения. Узнавание и называние некоторых растений. Польза комнатных растений и уход за ними. Цветы. Строение цветка. Первоцветы. Цветы садовые и полевые. Узнавание и называние некоторых цветов. Букет.

  1. Праздники.

Государственные и семейные праздники. День матери. Новый год. Украшение группы к празднику. Елочные украшения. Рождество. Масленица. День Защитника Отечества. 8 Марта. День космонавтики. День Победы. День защиты детей.

  1. Транспорт.

Виды и назначение транспорта. Транспорт грузовой и пассажирский. Наземный транспорт: автомобильный и железнодорожный. Метро. Воздушный и водный транспорт. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на улице.

  1. Наш город.

Москва — наш родной город. Знакомство с достопримечательностями города (по фотографиям). Ближайшая станция метро «Бабушкинская». Улица, на которой расположен детский сад. Магазины и общественные учреждения. Правила поведения в общественном месте.

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 раза в неделю, 64 часа)

Работа по данному разделу программы предусматривает  развитие у детей элементарных представлений о количестве, числе, форме и размере предметов, знакомство их с образованием и составом числа, с цифрами от 0 до 5, математическими знаками и простейшими приемами вычислений в пределах 5. В процессе формирования ЭМП в значительной степени осуществляется познавательное развитие, а также социально-коммуникативное и  речевое развитие детей, ведется коррекция недостатков мыслительной деятельности.

  1. Признаки предметов. Геометрические фигуры.

Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие размеры: большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Сравнение предметов по величинным параметрам. Способы сравнения.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  1. Сравнение и уравнивание групп предметов.

Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение). Понятия больше-меньше-поровну, столько же, одинаково. Способы уравнивания: увеличение количества предметов в меньшей группе, уменьшение количества в большей группе. Больше-меньше на 1-2 предмета.

  1. Пространственные и временные понятия.

Определение положения предметов в пространстве. Наречия и предлоги, используемые для обозначения пространственного расположения предметов: вверху-внизу, близко-далеко, справа-слева, спереди-сзади, около, рядом, между, за, перед. Умение ориентироваться на листе. Усвоение временных понятий: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели.

  1. Количество и счет.

Механический счет до 10. Обратный счет от 5. Счет с помощью различных анализаторов. Независимость количества от расположения, формы и других параметров предметов. Счет в различном направлении. Присчитывание и отсчитывание по одному с называнием итога. Порядковый счет. Счет от заданного числа.

Название и обозначение чисел от 0 до 9. Образование чисел 1-9. Числовой ряд. Сравнение чисел. Соотнесение цифры, числа и количества. Соседи числа. Математические знаки +, -, =. Составление и решение примеров в пределах 2-4. Решение простых задач на +/- 1. Знакомство с цифрами 0-10.

Раздел «Обучение грамоте» (1 раз в неделю, всего 32 часа)

Первоначальное обучение грамоте детей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Основными задачами раздела являются совершенствование чувственного опыта в области родного языка, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, активизация устной речи детей, уточнение и обогащение словарного запаса, знакомство со звуками, словом, предложением, а также буквами, обозначающими звуки.

  1. Звук. Слово. Предложение.

Звуки, окружающие нас. Речевые и неречевые звуки. Звук и слово. Слова-антонимы. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предложение. Отличие предложения от слова. Составление простого предложения на основе реальных действий и по картинкам. Схема простого предложения. Определение количества и порядка слов в предложении.

  1. Знакомство со звуками и буквами.

Последовательное выделение звуков в простых слогах и словах. Выделение звука из начала, середины и конца слова. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Составление схем слога и простого слова.

Обозначение звука буквой. Дифференциация звука и буквы. Графическое изображение печатных букв. Печатание букв. Чтение обратных слогов, прямых слогов, слов.

           

Оценка результатов работы

        Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в середине и конце учебного года мониторинга усвоения знаний и сформированности умений у детей. Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу. В конце учебного года педагогом-дефектологом также выстраивается графическая диаграмма усвоения материала, вносятся сведения об успешности усвоения Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка.

Родители воспитанников оценивают продуктивность программы  по результатам практической и/или интеллектуальной деятельности детей в виде отзывов (итоговое анкетирование).

Содержание диагностической  работы на разных этапах

пребывания детей в средней группе

Сроки проведения

Содержание работы

Документация

Сентябрь -октябрь

Цель обследования на начальном этапе  - выявить  особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. объем и качество знаний, представлений.

- Карты  обследования

- Диагностические таблицы

В течение года

- Сбор информации о детях осуществляется на основе наблюдений, беседы с родителями и их анкетирования. Комплексное всестороннее обследование детей:        

  • изучение микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок,
  • изучение состояния здоровья ребенка (данных о соматическом состоянии и нервно-психической сфере), составление кратковременной и долговременной гипотезы относительно прогноза развития и конструирование индивидуально - дифференцированных программ воспитания и обучения.

- Подготовка документации об уровне психического и речевого развития, отклонений поведения ребенка (по запросу)

- Анамнестическая карта (с согласия родителя)

- Анкеты

- Перспективные и     индивидуальные планы коррекционной работы

Характеристика на ребенка

Май 3-4 недели

Психолого-педагогическое обследование в конце учебного года с целью далльнейшего анализа динамики развития и корректировки гипотезы относительно  перспектив развития каждого ребенка.

- Протоколы обследования.

- Диагностические таблицы

Июнь

Анализ динамики развития детей, определение глубины и прочности знаний, умений, приобретенных навыков в продуктивной и познавательной деятельности. Цель – определить результативность коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки психического развития,  характер динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. Корректировка перспективных и групповых планов работы.

- Сводная диагностическая таблица

- Графики динамики развития

ЛИТЕРАТУРА И ИНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Васильева М.А., Комарова Т.С., Вераксы Н.Е.. Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы”  М., Мозаика-Синтез, 2016г.
  2. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»  СПб.-2015г.
  3.  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».  Просвещение, 2010 г.
  1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.
  2. Борякова Н.Ю. Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития». М., 2004.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения.  М., Гном-Пресс, 2002.
  4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., АСТ, Астрель, 2008.
  5. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс , 1999.
  6. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М., 2015г.
  7. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007г.
  8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога

М.. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  1. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М. , Экзамен, 2004.

Интернет ресурсы

Библиотека "Особое детство"

http://www.osoboedetstvo.ru/library

Сайт Дефектолог

http://www.defectolog.ru

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/detskii-sad

Гуманитарный портал PSYERA.RU

http://psyera.ru

Международный образовательный портал

MAAM.RU

 http://www.maam.ru/detskijsad

Познавательное развитие дошкольников i-gnom.ru

http://www.i-gnom.ru/books

Детский образовательный сайт «Кладовая развлечений"

                  http://kladraz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...