Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Радченко Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа учителя - дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения

на 2014-2015 учебный год

 Учитель-дефектолог

 Кротова Т.В.

Содержание

Пояснительная записка

  • Принципы и подходы к формированию программы
  • Характеристика детей с нарушением зрения

1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

 1.1.  Цели, задачи и принципы коррекционного обучения

 1.2. Формы организации коррекционной работы.

 1.3. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя

 дефектолога

 2. Структура планирования воспитательно-образовательной работы

 2.1. Тематическое планирование учителя – дефектолога

 2.2. Коррекционно – методическая работа учителя - дефектолога

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по развитию детей  старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №5 компенсирующего вида».

 Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

 Программа:

 • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

 • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

 • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

 • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

 Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе. Все это помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:

 • учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

 • комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

 • перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

 • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

 • создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

 Коррекционная работа включает время, отведенное на:

 - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

 - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

 - самостоятельную деятельность детей;

 - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность, которую осуществляет учитель-дефектолог. Групповая работа проводится посредством интегрированной непосредственно образовательной деятельности с педагогом дополнительного образования, воспитателем и учителем–логопедом.

 Организация образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строиться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей групп компенсирующей направленности осуществляется интегрировано.

Характеристика детей с нарушением зрения.

 Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

 У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл .

 Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим.

 В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у слабовидящих сосуществующими формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л.И.Солнцева), а в младшем школьном - игра и учение (Д.М.Маллаев).

 У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.

 Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом.

 Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

 Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.

 Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

 Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.

 У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

 Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

 Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности осуществляется на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 5 компенсирующего вида» с использованием специальной коррекционно-развивающей программы:

 - Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен»2003г

 Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением зрения приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

1. Особенности организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

 1.1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

 Основная цель коррекционного обучения– формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

 Задачи:

 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

 2.  Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

 3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

 Принципы коррекционного обучения:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

 2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

 3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

 Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

 4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

 1.2. Формы организации коррекционной работы.

 График организации образовательного процесса.

1-15 сентября – Мониторинг психического развития детей. Заполнение тифлопедагогических карт, документации дефектологического кабинета

15 сентября – 15 мая - Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми

 Мониторинговая диагностика психического развития детей

15 мая – 31 мая -  Итоговая  (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.  

 В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

 Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из трех – четырех человек, а время занятий увеличивается до 25 минут.

 1.3.Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

 Тифлопедагог в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи: 

 • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

 • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

 • обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

 Важнейшая задача, решаемая тифлопедагогом – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а так же в общении со сверстниками и взрослыми.

 Целью работы тифлопедагога является:

 – формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

 

Основные направления работы тифлопедагога:

 1) Тифлопедагогическое обследование детей

 2) Изучение медицинских и офтальмологических карт

 3) Наблюдение за детьми

 4) Исследование зрительного восприятия

 5) Проведение специальных коррекционных занятий:

 • Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам: формирование предметных представлений, формирование восприятия сенсорных эталонов, формирование восприятия сюжетных изображений;

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики;

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;

 • Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки.

 Методическая работа тифлопедагога:

 • посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно. Каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;

 • выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками;

 • организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

 • индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы; показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

 • пропаганда тифлопедагогических знаний - организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов.

 • показ открытых занятий с детьми

 Работа с родителями.

 Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с нарушениями зрения.

 • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;

 • консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

 • индивидуальное консультирование родителей;

 • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

 • выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

 • выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ

 • рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

 Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

 1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

 2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медики-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии );

 3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

2. Структура планирования воспитательно-образовательной работы

 2.1. Тематическое  планирование учителя - дефектолога

Месяц

Число

Тема

Цели

Сентябрь

с 1 – 14 сентября

Исследование зрительного внимания и предметных представлений

Выявление уровня зрительного восприятия и предметных представлений

с 15 – 21 сентября

Грибы

Ягоды

Дать представление о правильном сборе грибов. Рассказать о том, что грибы есть съедобные и ядовитые,

Показать  роль ягоды для здоровья человека.        

Учить выделять форму в предметах учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода. Учить детей различать ягоду по внешнему виду, по описанию, по вкусу.         

Закрепить правила  поведения детей в лесу. Воспитывать уважение к природе.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.        

Тренировать в составлении словосочетаний.

Учить внимательно слушать вопросы взрослого и детей и правильно отвечать на них.

 С 22 – 28 сентября

Овощи

Закрепить знания детей об овощах.

Учить выделять характерные признаки,

обследовать форму с помощью зрительно – осязательных действий.

Воспитывать благородное чувство к природе.

Учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие мелкой моторики.

Октябрь

с 29 – 5 октября

Фрукты

Закрепить знания детей о фруктах

Познакомить с отличительными признаками апельсина и лимона, лайма.

Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно – осязательных действий.

Воспитывать благородное чувство к природе.

Учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие мелкой моторики.

с 6 – 12 октября

Осенние цветы

Формировать представления детей об осенних цветах (бархатцы, астра, пион, гладиолус, георгин).

Учить выделять характерные признаки наблюдаемого предмета: форма, цвет, величина.

Учить группировать предметы по этим признакам.

Воспитывать интерес к родной природе.

Формировать бережное отношение к цветам.

Активизировать употребление в речи ласковых слов.

Развитие ориентировки в пространстве (прогулка на участке)

Развитие мелкой моторики.

с 13 – 19 октября

Злаки

Формировать представления детей о злаках (рожь, пшеница)

Учить выделять характерные признаки наблюдаемого предмета: форма, цвет, величина.

Дать понятие «хлеб» и из чего его делают.

Воспитывать интерес к родной природе.

Развитие ориентировки в пространстве (в группе)

Развитие мелкой моторики.

с 20 – 26 октября

Деревья

Формировать представление о деревьях (клён, дуб, ель, береза).

Учить выделять и называть основные части растений: корень, ствол, ветви, листья.

Учить анализировать предметное изображение знакомых предметов.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тренировать умение говорить полными, распространенными предложениями.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие мелкой моторики.

с 27 октября – 2 ноября

Осень

Объяснить постоянство смены времен года.

Уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.        

Расширить представление детей о характерных признаках осени. Продолжать формировать предметные представления о лиственных деревьях.         

Воспитывать бережное отношение к природе способность любоваться ее красотой        

Формировать монологическую речь детей. Учит слушать и понимать рассказы товарищей.

Ноябрь

С 3 – 16 ноября

Домашние животные

Закрепить знания об отличительных признаках домашних животных.

 Учить называть их по половому признаку: корова – бык и т.п.        

Учить называть и различать домашних животных.

Формировать навыки различения существенных информативных признаков внешнего вида домашних животных.        

Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

 Прививать любовь к труду.        

Тренировать в отгадывании загадок про домашних животных.

Учить составлять предложения описательного характера.

Закрепить в лексиконе названия детенышей.

Развитие мелкой моторики.

с 17 – 30 ноября

Домашние птицы

Учить замечать характерные признаки представителей домашних птиц: петух, курица, цыпленок.

Познакомить детей с отличительными особенностями домашних  и диких птиц.

Учить соотносить части наблюдаемого предмета с геометрическими формами.

Учить анализировать сложную форму.

Воспитывать бережное отношение к домашним птицам.

Учить детей совместно  со взрослым составлять небольшие описательные рассказы.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие мелкой моторики (теневой театр).

Декабрь

с 1 – 14 декабря

Дикие животные

Закрепить знания об отличительных признаках знакомых диких животных.

Дать понятие о классификации: травоядные – хищные. Учить составлять экологические цепочки.        

Учить узнавать животных в различных пространственных позах.

Развивать умение делать выводы о взаимосвязи условий жизни и внешнего вида.        

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным леса.

Вызывать желание заботиться о животных.        

Учить составлять описательные рассказы о животных по алгоритму с опорой на предметные картинки.

с 15 – 21 декабря

Зима

Формировать представления о приметах зимы.

Учить сравнивать признаки разных времен года.

Продолжить формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе.

Развивать осязательный анализатор.

Учить различать, называть качества, свойства предметов: теплый – холодный.

Знакомить со свойствами снега.

Воспитывать дружеские чувства к детям и взрослым.

Учить составлять вместе со взрослым короткие повествовательные рассказы.

с 22 – 28 декабря

Новый год

Познакомить детей с традициями празднования Нового года.

Развивать полисенсорное восприятие предметов.

Учить различать материалы, из которых выполнены елочные игрушки на ощупь, на слух.

Воспитывать любовь к русским традиционным праздникам.

Учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

Январь

с 12 – 25 января

Исследование зрительного внимания и предметных представлений

С 26  - 1 февраля

Зимующие птицы

Уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах, учить находить признаки сходства и различия

Учить соотносить внешний вид птицы с ее образом жизни.        

Учить анализировать зрительным способом сложную форму. Учить узнавать птиц в различных пространственных позах. Развивать умение делать выводы о взаимосвязи условий жизни и внешнего вида.        

Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым

Вызывать желание заботиться о птицах.        

Учить понимать образные выражения в загадках.

Февраль

С 2 – 8 февраля

Одежда, обувь, головные уборы

Познакомить с классификацией одежды: зимняя, летняя, демисезонная; нижнее белье, верхняя одежда.        

Учить называть предметы одежды, материалы, их разнообразные качества.

Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов.        

Воспитывать уважение к труду взрослых. Учить уходу за предметами одежды.         

Продолжать работу над смысловым значением слов.

Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы.

С 9 – 15 февраля

КАНИКУЛЫ

С 16 – 22 февраля

День Защитника Отечества

Знакомить с Вооруженными Силами России. Формировать представления о значении Армии для страны.

Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.        

Учить различать форму основных родов войск.

Учить группировать предметы по указанным признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

Учить выделять внешние характеристики возраста.        

Воспитывать гордость за родную страну.

Формировать уважение к вооруженным силам страны.

Воспитывать любовь и гордость за своего папу и дедушку. Учить выражать свою любовь.        

Учить образовывать формы слова. Активизировать употребление глаголов, прилагательных.

Учить последовательно строить высказывания по заданной теме.

Тренировать в умении составлять рассказ.

С 23 – 1 марта

Транспорт

Учить классифицировать по типу передвижения:

Дать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий (шофер, машинист, летчик, капитан)        

Тренировать в узнавании зрительным способом изображений различных транспортных средств.

Учить выделять характерные признаки транспортных средств        

Воспитывать интерес к различным профессиям.

Формировать навыки культуры поведения в общественных местах. Учить правильно вести себя на улице        

Учить образовывать формы слова. Активизировать употребление глаголов, прилагательных.

Учить последовательно строить высказывания по заданной теме.

Март

Со 2 – 8 марта

Мамин праздник. Женские профессии

Познакомить с разнообразием подарков для мам и бабушек.

Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Уточнение представлений о работе врачей и медсестер в поликлинике.        

Тренировать в умении выделять и называть существенные признаки.

Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

Учить выделять внешние характеристики возраста.        

Воспитывать любовь и гордость за свою маму и бабушку. Учить выражать свою любовь.

Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни.        

Учить согласованию прилагательных и существительных. Продолжать работу над смысловым значением слов.

Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы.

С 9 – 15 марта

Семья

Формировать понятия «Откуда я?»

Закрепить знания детей своей фамилии, имен родственников. Учить понимать родственные связи.

Уточнить кем работают родители.        

Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия, адрес, имена родственников, близких).

Учить различать эмоциональные состояния, жестов, интонацию голоса.

Воспитывать любовь и уважение к своим близким.

Формировать культуру поведения        

Пополнить активный и пассивный словарь детей.

Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.

Развитие мелкой моторики (Пальчиковый театр).

С 16 – 22 марта

Мебель

Познакомить с понятиями: мебельный гарнитур. Учить понимать выбор материала от назначения предмета.

Знакомить с основными свойствами материалов для изготовления мебели:         

Тренировать в узнавании зрительным способом изображений различных предметов мебели.

Учить, дифференцировать предметы внутри одного рода.        

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Учить уходу за предметами мебели.

Тренировать в применении правил поведения в общественных местах.        

Учить согласованию прилагательных и существительных.

Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы.

С 23 – 29  марта

Посуда

Прививать эстетику при обучении сервировке стола.

Уточнить названия чайной, кухонной и столовой посуды..

Знакомить с разнообразными материалами для изготовления посуды.

Введение понятий о свойствах предметов.

Учить различать и называть части посуды. Определять материал.

Учить группировать сходные предметы по форме и цвету.        

Воспитывать бережное отношение к посуде, правильное с ней отношение.        

Продолжать работу над смысловым значением слов.

Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы

С 30 -5 апреля

Космос

Познакомить с понятиями: планета – Земля, спутник – Луна.

Познакомить с суточным движением Земли вокруг Солнца. Знакомство с глобусом и географической картой        

Формировать представлений о планете Земля. Познакомить с атрибутами профессии космонавт. Учить группировать предметы по заданным признакам.        

Воспитывать гордость за сою страну Россию.

Учить понимать важность заботливого отношения к окружающему миру.

Воспитывать интерес к разнообразию деятельности взрослого.

Учить понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, составлять вопросы по заданной теме.

Тренировать в умении образовывать словоформы.

Апрель

С 6 – 12 апреля

Весна

Учить наблюдать за сезонными изменениями: таяние снега, капель, появление первой травы.

Учить анализировать и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях природных явлений.        

 Выделять характерные признаки изменения состояния наблюдаемого объекта.         

Воспитывать любовь к родному краю, учить любоваться природой Забайкалья.        

Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий.

Упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже.

Формировать смысловое значение слов.

С 13 – 19 апреля

Весенние цветы

Формировать представления детей о весенних цветах.

Учить выделять характерные признаки наблюдаемого предмета: форма, цвет, величина.

Учить группировать предметы по этим признакам.

Закрепить знания о размножении растений. Учить понимать смену различных фаз жизни растений

Учить устанавливать связи между состоянием растения и условием окружающей среды.        

Учить ориентироваться в многообразии предметов одного вида. Учить сравнивать сходные предметы по форме, цвету, материалу. Учить выделять внешние характеристики возраста растения.        

Учить ухаживать за растениями

Воспитывать умение видеть красивое.

С 20 – 26 апреля

Перелетные птицы

Учить замечать характерные признаки представителей перелетных птиц.

Познакомить детей с отличительными особенностями перелетных  и зимующих  птиц.

Учить соотносить части наблюдаемого предмета с геометрическими формами.

Учить анализировать сложную форму.

Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам.

Учить составлять вместе со взрослым короткие повествовательные рассказы.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие мелкой моторики .

С 27 – 3 мая

Деревья

Формировать представления о сезонных изменениях в растительном мире.

 Дать понятия о жизни знакомых деревьев и кустарников весной.

Уточнить представления об основных частях растений.        

Учить выявлять существенные признаки деревьев, особенности сезонных изменений.

Различать хвойные и лиственные деревья.

Учить наблюдать за сезонными изменениями природы.

Воспитывать бережное отношение к природе.        

Учить составлять небольшой рассказ описательного характера с опорой на предметную картину.

Формировать монологическую речь.

Май

С 4 – 17 мая

Исследование зрительного внимания и предметных представлений

 С 18 – 24 мая

Рыбы, моря и океаны

Познакомить с разнообразием фауны морей и океанов. Формировать представление о влиянии условий обитания на внешний вид живых существ.        

Обогатить предметные представления детей о внешнем виде морских рыб и животных.

Учить группировать объекты по заданным признакам (2 –4 признака).        

Воспитывать бережное отношение к природному миру. Учить понимать взаимосвязь всего живого.        

Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий.

Упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже.

Формировать смысловое значение слов.

С 25 – 31 мая

Насекомые

Учить наблюдать за жизнедеятельностью.

Учить составлять экологические цепочки.          

Учить наблюдать за насекомыми. Учить анализировать и синтезировать сложную форму.        

Воспитывать ответственность за природный мир. Учить быть внимательными к представителям природного мира.        

Учить составлять описательные рассказы с опорой на алгоритм.

Тренировать в изменении словоформ и словообразовании.

2.2  Коррекционно – методическая работа учителя – дефектолога

Вид работы

Направления деятельности

Формы работы

Цель

Условия реализации

Сроки проведения

Отчетная документация

1.

Организационная    работа

Комплектование групп

Составление расписания коррекционно – развивающих занятий;

Составление перспективно – календарных планов по разделам коррекционной программы, их корректировка

Работа с документацией (протоколы, ПМПк, коррекционно развивающие технологии, годовой план работы МБДОУ)

Оптимизация коррекционно образовательного процесса

Зрительный диагноз, уровень развития детей, возрастные особенности. Режим дня, расписание занятий, тематическое планирование

до 30.09.2014

Расписание коррекционно- развивающих занятий, график работы, циклограмма деятельности.

2.

Диагностическая работа

Исследование уровня

развития воспитанников

Индивидуальные диагностические занятия

Исследование уровня развития воспитанников с нарушением зрения ( представление о цвете, форме, величине; умение ориентироватся в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности позновательных процессов.

Диагностические методики Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой.

Посещаемость детей.

До 05.10.2014

Диагностические карты, протоколы обследования, аналитическая справка.

3

Коррекционно – развивающая работа

Развитие зрительного восприятия

Развитие мелкой моторики

Развитие ориентировки в пространстве

Социально – бытовая ориентировка

Подгрупповые и индивидуальные

занятия

Содействие развитию ребенка с нарушением зрения, создание условий для раскрытия внутреннего патенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений мешающих его развитию.

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами.

Входит в структуру каждого занятия

сентябрь - май

Календарный план работы, конспекты занятий, табель посещаемости, индивидуальные тетради, журнал взаимодействия со специалистами, тетрадь

4

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях

Проведение индивидуальных консультаций, бесед

Групповые консультации

Оформление наглядной агитации и фото - стендов

Выступления

Индивидуальные беседы, консультации

Групповая консультация

« Особенности коррекционной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Семинар – практикум

«Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями зрения»

Консультация  «Игры и упражнения в период ортоптического лечения в домашних условиях»

Консультация

«Роль мелкой моторики в развитии ребенка»

Стенд для родителей «Чем занять ребенка дома?»

Знакомство с задачами тифлопедагогической работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Формирование представлений о возможностях детей с нарушением зрения.

Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. Оказание психолого – педагогической поддержки.

Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения.

Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях

Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях

Знакомство с особенностями мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения и способами ее

развития в домашних условиях.

Привлечение родителей к оказанию помощи детям в определении трудностей в обучении

Компетенция педагога в области педагогики; активность педагога; заинтересованность детей.

Подборка интересной и нужной информации, заинтересованность родителей

Сентябрь – май

В течении учебного года, по мере необходимости

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Ежемесячно

Протоколы собраний

Журнал консультаций

 

Текстовый материал по направлениям работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

5

Работа с воспитателями

Посещение занятий

Консультации для воспитателей

Консультация «Особенности проведения прогулки в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения»

Консультация «Особенности поведения детей с нарушением зрения»

Консультация «Влияние сюжетно – ролевой  игры на коррекцию зрения»

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

Консультация «Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения»

Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе, соблюдение

дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения.

Совершенствование качества воспитательно – образовательного и коррекционного процесса

Заинтересованность воспитателей, подготовленность к занятиям

Повышение педагогической грамотности в области тифлопедагогики

В течении года

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Май

Рекомендации по работе с детьми, отраженные в тетради взаимодействия

Тифлопедагогическая литература, разработка памяток для воспитателей

6

Взаимодействие со специалистами

Организационная работа

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения

Изучение назначений врача офтальмолога

Психолого – медико – педагогический консилиум

Выработка  рекомендаций по работе с детьми по результатам диагностического обследования

Комплексное изучение личности ребенка, разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе

Реализация образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) в соответствии с готовностью ребенка к обучению в массовой школе и в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптации к ближайшему окружению

Активность специалистов и их заинтересованность

В течении года

В течении года

В течении года, согласно плана ПМПк

Журнал взаимодействия со специалистами

Индивидуальные программы сопровождения

Протоколы консилиума, индивидуальные программы сопровождения, диагностические карты, рекомендации,

тетради взаимодействия, аналитические отчеты

7.

Самообразование

Тема: “Игра как средство развития предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения”

1. Изучение научно – методической литературы по данной теме -август.

2. Знакомство с методическими рекомендациями -август

3. Изучение требований к демонстрационному и раздаточному материалу –август

4.Подбор дидактических игр и упражнений по темам – сентябрь

5.Разработка игр по разделу «Предметные представления» на основе методики Л.И.Плаксиной, Л.А.Ремезовой

6.Разработка рекомендаций и подбор материала для воспитателей и родителей по данной теме –октябрь –ноябрь

7. Разработка электронных мультимедийных презентаций для коррекционных занятий по теме – в течении года

8.

Оснащение кабинета

Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопедагогическими требованиями

1.Пополнение демонстрационного материала по лексическим темам.

2.Изготовление разрезных картинок (контурных, силуэтных, цветных) по лексическим темам.

3.Изготовление демонстрационного материала по теме «Цвет, форма, размер».

4.Пополнение кабинета научно – методической литературой по работе с детьми с нарушением зрения.

5.Создание медиотеки по коррекционной работе.

6.Обогащение коррекционной и развивающей среды «Кабинета коррекции и развития».

7.Изготовление игр и упражнений для осуществления предаппаратной подготовки согласно зрительным нагрузкам.

8.Пополнение картотеки «Зрительная гимнастика»

9.

Участие в методической работе ДОУ

Совет педагогов, Заседания творческой группы, комплексные и тематические проверки, родительские собрания

В течении года, в соответствии плана ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...