Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа по теме

Дедик Анастасия Олеговна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая коррекционно-развивающая программа дефектолога

Программа создана на основе:

  1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003.

                                                               Программу составила:         Дедик А.О.

                                                                               

 

Мыски

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Чтение и письмо

Статус документа

Программа создана на основе:

  1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику  и цели изучения.

2. Основное содержание   с распределением учебных часов  отдельным темам.

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  на конец учебного года.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

В процессе изучения курса «Чтение и письмо» развивается устная и письменная речь, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс  грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. При обучению письму следует учитывать неоднородность состава группы и осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

Цели  обучения

           - изучение рукописного начертания звуков и букв, умение образовывать, читать слоги из усвоенных звуков и букв.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Письмо и развитие речи» являются:

  • знакомство с буквой и звуком,её значением;
  • различие звука и буквы в конце и в начале слова,
  • знакомство с рукописным начертанием буквы,
  • написание буквы  по обводке,
  • написание буквы под диктовку;
  • знакомство с закрытыми и открытыми слогами, их написанием.

Способы деятельности: подгрупповые, индивидуальные занятия.

Ожидаемый результат:

В результате изучения курса «Чтение  и письмо» обучающийся должен

знать:

- звуки и буквы;

- рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв.

 уметь:

 - составлять,  произносить слоги и слова, состоящие из одного-трёх звуков;

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение по слогам»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
  2. Степанов В. Учебник для малышей «Домашнее чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
  3. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011

1 год обучения

Знакомство с буквой и звуком «А», «У», «О», «М», «С», «Х», её значением; Различие звука и буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х» в конце и в начале слова; Знакомство с рукописным начертанием буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х»; Написание буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х» по обводке; Написание буквы «А», «У», «М», «С», «Х» под диктовку; Знакомство со слогом «Ах», «Ух»,их написание; Знакомство со слогом «Ха», «Хо», «Ас», «Ос», «Са», «Со», «Су», их написание.

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

В результате изучения курса «Чтение  и письмо» обучающийся должен
- знать:

- звуки и буквы: а, у, о, м, с, х.

- рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх.

- уметь:

          - составлять,  произносить слоги и слова, состоящие из одного-трёх звуков;

2 год обучения

Знакомство с буквой «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г», её значением; Различие букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» в конце и в начале слова; Знакомство с рукописным начертанием буквы «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г»; Написание букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» по обводке; Написание букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» под диктовку; Образовывание открытых и закрытых слогов из изученных звуков и букв, читать их; образовывание и чтение трёхбуквенных слов из изученных букв и звуков.

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

В результате изучения курса «Чтение  и письмо» обучающийся должен

 знать:

- буквы « ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г», их рукописное начертание;

уметь:

- образовывать открытые и закрытые слоги из изученных звуков и букв, читать их;

- образовывать и читать трёхбуквенные слова, состоящие из одного закрытого слога (кот, сом);

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение по слогам»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
  2. Степанов В. Учебник для малышей «Домашнее чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
  3. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Формирование элементарных математических представлений

Статус документа

Программа создана на основе:

  1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику  и цели изучения.

2. Основное содержание.

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  на конец учебного года.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

        В процессе изучения курса «формирование элементарных математических представлений» на уроках обучающиеся считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и  с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

 

Цели  обучения

- формирование понятий о величине, количестве, пространственном представлении, весе, геометрических фигурах;

          - развитие вычислительных навыков на сложение и вычитание.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.

Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Степанов В. Учебник для малышей «Сложение и вычитание»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011

                                 1 год обучения 

Знакомство с цифрой «1», «2», «3»; Узнавание цифры «1», «2», «3» среди других цифр; Написание цифры «1», «2», «3» по обводке и под диктовку; Формирование  понятия о величине (большой-маленький, длинный-короткий и т.д.),  количестве (много, мало, столько же и т.д.),  пространственном представлении (верхний – нижний, правый – левый, рядом и т.д.), весе (тяжёлый – легкий, тяжелее – легче).

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

        Обучающийся  должен

 знать: 

-понятие о величине, количестве, пространственном представлении, весе, счёте в пределах 3, сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

уметь:

-соотносить предметы по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.

2 год обучения

        Знакомство с цифрой «4», «5»; Узнавание цифры «4», «5» среди других цифр; Написание цифры «4», «5» по обводке и под диктовку; счёт в прямом и обратном направлении, решение неравенств и задач в пределах 5; формирование  временных понятий  (утро, день, вечер, ночь), знаний о геометрических фигурах  (квадрат, круг, треугольник).

  Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

        Обучающийся должен

 знать: 

- Счёт в пределах 5;

- Временные понятия: утро, день, вечер, ночь;

- Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник.

уметь:

- считать в прямом и обратном направлении в пределах 5;

- решать неравенства и задачи в пределах 5;

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Степанов В. Учебник для малышей «Сложение и вычитание»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011

Развитие речи

Статус документа

Программа создана на основе:

  1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику  и цели изучения.

2. Основное содержание   

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  на конец учебного года.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

        В процессе изучения курса «Развитие речи»  формируется понимание речи окружающих, а так же развитие собственной активной речи, словаря, формируются навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.), мышления.

     

  Цели обучения:

-развивать устную речь обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес.

        Способы деятельности: подгрупповые, индивидуальные занятия.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гербова В.В. Развитие речи. Учебно-наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений, «ВЛАДОС», 2003.
  2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека/ Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.-32 с.
  3. Чистякова О.В. Знакомимся с окружающим миром. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Подготовительный класс»).
  4. Емельянова Э. Расскажите детям. Наглядно-дидактическое пособие; Мозайка-синтез, 2010.

1 год обучения

Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочек, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.

Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.

Инструменты; Профессии; Транспорт; Мебель; Посуда.

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

        В результате изучения курса «Развитие речи» обучающийся должен

 знать: 

- названия одежды, обуви, головных уборов; инструментов и их групп ( рабочие, сельскохозяйственные или музыкальные); профессий людей; видов транспорта ( наземный, подземный, водный или воздушный); предметов мебели; видов посуды ( кухонная, столовая, чайная, кофейная );

уметь:

- сравнивать пары предметов одежды;- сравнение инструментов и их групп (

, сельскохозяйственные или музыкальные) между собой;

- сравнивать профессии людей;

- сравнивать виды транспорта ( наземный, подземный, водный или воздушный);

- сравнивать пары предметов мебели;

- сравнивать пары предметов посуды.

2 год обучения

Классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные), строить предложения с предлогами «на» и «в», соотнесить натуральные объектов с их графическим изображением, узнавать изображённый предмет.

Огород (морковь, лук). Сад (яблоко, груша). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу; Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание; Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Времена года. Разучивание стихотворений, речёвок, считалок, потешек, коротких песен на разученные темы.

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

        В результате изучения курса «Развитие речи» обучающийся должен

 знать: 

- формы множественного числа (стол – столы, книга – книги).

- стихотворения, речёвки, считалки, потешки, короткие песенки.

уметь:

-  осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.

-  строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное положение предметов (на парте - в парте).

- соотносить натуральные объекты с их графическим изображением,  узнавать изображённый предмет.

 - заучивать стихотворения, речёвки, считалки, потешки, короткие песенки.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гербова В.В. Развитие речи. Учебно-наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений, «ВЛАДОС», 2003.
  2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека/ Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.-32 с.
  3. Чистякова О.В. Знакомимся с окружающим миром. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Подготовительный класс»).

Изобразительная деятельность

Статус документа

Программа создана на основе:

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику  и цели изучения.

2. Основное содержание   

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  на конец учебного года.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

        В процессе изучения курса «Изобразительная деятельность» у обучающихся развивается эстетическое восприятие окружающей действительности, формирование наглядных представлений, закрепляются представления о форме, величине, строении, цвете, положении в пространстве, развивается мелкая моторика рук.

           

Цели обучения:

  • развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

        Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  Заданий подбираются для обучающихся с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; использование различной техники и материала.

1 год обучения

Рисование:

 Рисование фломастерами «Мяч», «Воздушный шар», «Яблоки», «Вишенки», рисование линий, рисование кистью «Следы на снегу», «Сосульки заплакали», «Листья падают», «Травка выросла», рисование красками «Дорожки», Дождик», «Ладошки», «Травка», «Снежинки», «Листочки», «Зайчик прыгает», дорисовывание рисунка, обрисовывание ладошек и создание композиций из них, коллективное рисование с элементами аппликации «Осень», Зима», «Новый год», «Снег идет»

Лепка:

Знакомство с основными правилами работы с пластическими материалами; Игры и упражнения «Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке?», «На что это похоже?»; Ознакомление с глиной, пластилином и с их основными свойствами; Лепка «яблок», «помидор», «лепёшек».

Аппликация:

Создание аппликации взрослым; Знакомство с орудиями и материалами, необходимыми для аппликации (бумага, кисть, клей, салфетка), приемами и правилами работы с ними; Комплексное занятие, построенное на сочетании аппликации, рисования и конструирования («Дорога, ворота, по дороге едут машины»; «Построили высокий дом»; «В доме живет кукла Катя»; Предметная аппликация «Неваляшка», «Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей».

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

Обучающийся должен

 знать: 

- правила обращения с фломастерами, красками;

- свойства и основные правила работы с пластилином, тестом;

- правила изготовления аппликации.

уметь:

- рисовать предметы округлой формы;

- обследовать и выделять основные свойства предмета перед его изображением на бумаге, лепке, аппликации;

- лепить предметы округлой формы.

2 год обучения

         

Рисование:

Рисование фломастерами на свободную тему «Что получилось?»; Закрашивание листа бумаги кистью разной ширины, круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для последующего выполнения аппликации или рисунка «Звезды на небе», «Цветы на лугу», «Салют», «Листопад»;Рисование предметов округлых форм (шары, бусы, обручи, сушки), угловатой формы («Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке», «Окна в доме» и т. п.); Рисование краской с использованием приема примакивания (трава, заборчик, листочки и др.) и касания кончиком кисти («Салют», «В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки» и т. п., составление узора на полоске из точек и мазков); Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшка, пирамидка из 3 шаров) и расположению; Рисование с натуры (пирамида из 3—5 колец, неваляшка, колобок, грибок и др.); Рисование различных деревьев — ели, березы, тополя, дуба, яблони; Создание цветных пятен с помощью большой кисти, руки с последующим нахождением их сходства с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.); Дорисовывание недостающих элементов в рисунках.

Лепка:

Конструктивная лепка предметов округлых форм «яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из колец или шаров, самолет, неваляшка, животные, снеговик»; Лепка с использованием приема защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан).

    Аппликация:

предметная аппликация «Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей», «Слепим снежную  бабу» и др.; Сюжетная аппликация из готовых деталей («Дети на прогулке», «Дети осенью в лесу», «У дома сад», «Улица», «Дети слепили снежную бабу» и др.); «Рваная аппликация».

Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:

        В результате изучения курса «Изобразительная деятельность» обучающийся должен

 знать: 

- правила обращения с фломастерами, красками;

- свойства и основные правила работы с пластилином, тестом;

- правила изготовления аппликации.

уметь:

- обследовать предметы перед рисованием, лепкой, аппликацией в определенной последовательности с помощью взрослого;

- рисовать предметы округлых, угловатых форм;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...