Организация пространственной среды для ребенка с РДА дома
статья по коррекционной педагогике

Путилина Елена Евгеньевна

Подход к решению проблем в образовании детей с РДА (из опыа работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация пространственной среды для ребенка с РДА дома.

                                           Путилина Е.Е.,

                                           учитель-логопед первой квалификационной категории

                                          МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»

Создание и организация пространственной среды дома несет на себе значительную и неотъемлемую роль в развитии и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом. Специальная организация и особая забота родителей поможет создать необходимое жизненное пространство, где будет расти и развиваться малыш, который беззащитен и раним перед окружающим миром. Учитывая различные виды деятельности ребенка в течение дня, его особые индивидуальные потребности и возрастные особенности, постараемся рассмотреть рекомендации и организовать пространство, в котором будет удобно, комфортно и безопасно.

Выделите в доме место, лучше отдельную комнату, в котором ребенок сможет сосредоточиться на занятиях и взаимодействии с вами. Комната, которую вы выделите может нести в себе несколько функций: игровую, учебную зону и зону сенсорной разгрузки (уединения). Для сна можно использовать выдвижную кровать (постель на матрасе), которая на день убирается.

Давайте рассмотрим идеи, относительно устройства игровой комнаты:

  • Помещение должно быть не слишком тесным, но и не просторным. Для большинства детей будет достаточно 10-12 м2, что поможет вам создать обстановку, в которой ребенку легче сконцентрировать внимание. По возможности такое помещение должно находиться недалеко от туалетной комнаты, чтобы походы в нее не занимали много времени.
  • Количество объектов в комнате должно быть минимизировано, чтобы не отвлекать от занятий и игр. Игровой материал и игрушки лучше убирать высоко на полки или за дверцы шкафа, чтобы они не были постоянно на глазах у ребенка.
  • Цветовое решение в обстановке комнаты может неоднозначно влиять на состояние ребенка. Воздержитесь от ярких обоев с рисунками и покрасьте стены в мягкие пастельные тона. Воздержитесь от красочных картин на стенах, аляповатых шторок, ярких предметов интерьера. Избегайте обилие белого цвета, так как он ассоциируется у детей с больницами.
  • Покрытие полов должно быть мягким, удобным и безопасным для тех, кто на них играет и ползает, а также для взрослого, которому приходится заниматься с ребенком на полу. Материал покрытия должен легко обрабатываться и выдерживать влажные уборки.
  • Температурный режим в помещении должен быть комфортными. Не забывайте чаще проводить проветривание.
  • В комнате обязательно должен быть стол для занятий и игр, стул. Рекомендуется стандартный стол и стул с регулируемыми ножками под рост ребенка. Мебель должна быть без сложного дизайна, простой в использовании, удобной и безопасной.
  • Освещение комнаты имеет большое значение. В большинстве своем дети-аутисты остро реагируют на свет. Они более лояльны к естественному освещению, а в комнате с ярким электрическим сетом становятся более капризными и раздражительными. Лучше подходят лампочки накаливания, так как люминесцентные лампы (лампы дневного света) во многих случаях дают пульсирующий свет, при котором дети быстро устают, реже смотрят в глаза и отвлекаются.
  • Оградите ребенка от постороннего шума, особенно если в это время вы пытаетесь привлечь его внимание (проходит занятие, игра, режимный момент и т.д.) Посторонние шумы и звуки привлекают его внимание, из-за чего он может испытывать перегрузку, хуже поддерживать зрительный контакт и реже вступать во взаимодействие.

Взрослые должны понимать, что не стоит слишком усердствовать с минимализмом и превращать комнату ребенка-аутиста в светлую пустую коробку с парой самых нужных предметов. Здесь необходимо соблюдать правила зонирования. Поскольку комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Ребенку помимо необходимых предметов мебели нужен игровой материал для развития: деревянные и пластмассовые наборы конструктора; разнообразные матрешки, пирамидки и вкладыши; звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты; игры для развития мелкой моторики – мозаики, вкладыши, деревянные бусы, шнуровки; развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, пазлы, лото, домино, доска Сегена, рамки Мотессори; игрушки для сюжетно-ролевых игр – мишки, куклы, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда, мебель и одежда, аптечка и пр.

Для помощи в освоении реального мира, вызывания познавательного интереса, положительных эмоций взрослым следует обратить внимание на подборку детской библиотеки с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Детские книжки должны быть понятны, безопасны, красочны, полезны для освоения окружающей действительности (избегайте слишком абстрактных и фантастических сюжетов).

В комнате ребенка должны быть материалы для детского творчества и экспериментирования: акварельные краски, гуашь, цветные мелки, карандаши и фломастеры, цветная бумага и картон, пластилин, кинетический песок, глина и т.д.

В комнате ребенка важно выделить зону для физического развития со спортивным оборудованием. Будет отличным решением наличие шведской стенки, колец, каната. Уместно использование мячей, обручей, кольцеброса, скакалки, а также велосипеда, самоката. Но нельзя забывать о создании условий безопасности. Учитывая, что ребенок в этой комнате будет активно двигаться, прыгать, кувыркаться, карабкаться, вся мебель и оборудование должны быть устойчивыми, целостными, без острых углов и с ровной поверхностью. В комнате не должны находиться опасные предметы (тяжелые, острые, режущие, бьющиеся и др.) Все потенциально опасные предметы должны прятаться от ребенка или запираться.

Игровые и обучающие зоны должны быть четко разграничены с зонами отдыха, приема пищи и другими, сделанными под особенности ребенка-аутиста. Возможность визуальной перегрузки также следует принять во внимание. Будет полезно создать малышу зону сенсорной разгрузки (зону уединения, отдыха) с отсутствием зрительных, слуховых и тактильных раздражителей. Для этого можно использовать детскую палатку, мягкое детское кресло, пуф под полупрозрачным балдахином.

В комнате у ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Для ребенка-аутиста с его стереотипностью – это необходимое условие.

И последнее, но очень важное замечание, что пространственная среда, которую вы обустраиваете для ребенка, должна вам нравиться и быть удобной. Ни один выше указанный совет или идея не должны восприниматься как правила. Это базовые принципы и направления, которые вы можете адаптировать, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей вашего малыша, домашнего уклада и ваших возможностей.

Список используемых ресурсов:

1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.

2. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74. 3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – (особый ребенок). – 288 с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок/Никольская О.С., Баеская Е.Р., Либинг М.М.: Теревинф, 2017,134 с.

4. Интернет-ресурс: https://specialtranslations. ru/ Дата обращения: 14.03.2021 г.

5. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/Дата обращения: 14.03.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».

Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома....

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении»

Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении».Статья рассказывает о проблемах микроклимата в педагогическом коллективе и об организации там положительного...

Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Родительское собрание на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях»

Цель собрания: Обосновать необходимость организации развивающей предметно-пространственной  среды для ребенка в  домашних условиях, подвести родителей к созданию такой среды дома.Задачи ...