Консультация для родителей детей разновозрастной группы с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Губарева Нина Анатольевна

Помощь и обьяснение родителям о предупреждении и коррекции задержки психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_detey_s_zpr.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (законных представителей) детей с ЗПР «Работа дефектолога»

Автор: Губарева Нина Анатольевна

учитель-дефектолог г Сертолово МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» структурное подразделение на ул Дм Кожемякина д 9

Консультация для родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития: «Работа дефектолога» 

                                                  Подготовила учитель-дефектолог: Н.А.Губарева

В чем заключается работа  дефектолога:

Основной целью работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков,  формирование мотивации к обучению.

На первом этапе проводит обследование, оно затрагивает все стороны развития ребенка. Как вступают в контакт, как реагируют, какой темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкции, зрительное и слуховое восприятие. На основе полученных результатов, детей делят на группы, примерно с одинаковым уровнем развития. 

Задачи: 

-сенсорное развитие

-развитие элементарных математических представлений

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора

-развитие личностных и интеллектуальных качеств.

Направления коррекционной деятельности учителя-дефектолога:

Занятия по коррекции с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  4. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти, речь и мышления).
  5. Упражнения для мелкой моторики.
  6. Применение мозжечковой стимуляции.
  7. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  8. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  9. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  10.  Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  11.  Повышение уровня познавательной активности.
  12.  Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Советы родителям:

  1. Своевременная помощь даст возможность ребенку скорректировать некоторые отставания.
  2. Всем занятиям должна предшествовать диагностика у специалиста.
  3. Не стоит бояться обращения к учителю -дефектологу. Это именно тот человек, который может помочь ребенку. Даже незначительные нарушения в развитии могут со временем усугубиться, если вовремя не начать работу.
  4. Важно помнить, что конечная цель всех занятия и вашего воспитания ребенка в целом — это успешная социальная интеграция его в обществе. Учитель-дефектолог не только постарается скорректировать проблемы в развитии, но и покажет путь адаптации.
  5. Коррекционная работа должна проходить в совместной деятельности специалиста-дефектолога и родителей. Консультация специалиста поможет разобраться в состоянии ребенка, спланировать его воспитание и проведение занятий в домашних условиях.

Виды помощи бывают  разные.

1.Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае взрослый подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае — указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, можно указать ему на количество ошибок или просто сообщить об их присутствии.

2.Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

3.Направляющая помощь  предусмотрена для случаев, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов, планирования деятельности, в определении первого шага последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены в самом процессе работы. В этом случае ребенок может сам рассказать о своих трудностях: «не знаю, как начать?», «что делать дальше?». Или же трудности выявляются уже после того, когда работа закончена и сделана не правильно. Предусматривается проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Взрослый косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения. Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется…

 4. обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку образец выполнения задания, подробно описать алгоритм. Введение дозированной помощи учащимся как органической части процесса обучения позволяет обеспечить не только обучающий, но и так же лечебный эффект деятельности.

Примеры работы по развитию произвольного внимания в условиях детского сада учителем-дефектологом:

 

Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком, а требуют, для их преодоления, специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Свойства внимания у детей с ЗПР необходимо развивать. Важно формирование трех основных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции .Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Учитель-дефектолог показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Учитель-дефектолог расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, педагог постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Для развития внимания детей с ЗПР даются такие задания:

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

- Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?

- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").

Разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. 

Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать.

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные предметы. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся звездочки.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые предметы, по-разному зачеркиваются и др.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3.Для детей с ЗПР норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 2 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей.

Занятия по тренировке внимания необходимо проводить с детьми с ЗПР в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

Игры и упражнения на развитие внимания

Игра “Зеваки”.

Цель: развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу “Стоп!” останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, выходит из игры. Игра может закончиться, когда 2–3 детей останется в игре. Они торжественно объявляются победителями.

Игра “Узнай по голосу”

Цель: Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. Вопросы для общения:

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии, или что больше всего запомнилось? Чем бы вы хотели заняться на следующей встрече?

Упражнение "Что изменилось?"

Цель: развитие наблюдательности.

Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого ребенок отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Примеры работы на развитие произвольного внимания родителями с детьми :

Упражнение «Будь внимательным».

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, Цель: Развитие устойчивости и переключения внимания.

карандаш, медведь, вилка и т.д. Он внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Упражнение: «Найди отличия»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение детей с ЗПР сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения ребенку могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра «Заметь все» Цель: Увеличение объема внимания.

Раскладывают в ряд 5-6 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые он запомнил.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить ребенку определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы ребенок перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу родителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.Методическая разработка «Работа с одаренными детьми в классе фортепиано»

Консультация для родителей. «Говори правильно. Скоро в школу»

 Подготовила учитель-логопед 

Губарева Нина Анатольевна

МДОБУ Сертоловский ДСКВ №2 структурное подразделение на ул Дм Кожемякина

 

Скоро прозвенит первый звонок, и первоклассники торжественно рассядутся за парты. Но часто радость омрачается первыми неудачами. А результат этого – нежелание учиться. С какими же трудностями могут столкнуться будущие первоклассники?

Один ученик без особого труда осваивает искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется с места: буквы не желают выстраиваться в ряд, падают со строчек или вообще смотрят в другую сторону.
Письмо – это тоже речь, только мы ее не слышим, а видим. Нарушения письменной речи называются дисграфия.

К нарушению письма могут привести различные причины. Например: несформированность звукового анализа и синтеза. Иначе говоря, некоторые дети не в состоянии на слух разделить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В этом случае в письменных работах неизбежны перестановки букв, слогов, их пропуски, добавление лишних, а так же слитное написание предлогов и даже нескольких слов. Например: «Надереве сидит птиста» - На дереве сидит птица. 
   

Чтобы развивать навык анализа и синтеза, предложите ребенку:
• Определить количество звуков в словах: сок – 3 звука, лапа – 4 звука.
• Определить последний согласный звук в словах: дом – «м», диван – «н».
• Назвать слова состоящие из одного слога- кот; из двух слогов – ко-ра; из трех слогов – ко-ро-ва.
   

Дисграфия часто появляется на фоне нарушения речевого слуха. Ребенок путает похожие по звучанию звуки: сушки –«шушки», жук – «зук». Чтобы подобные ошибки не появлялись на письме, необходимо до школы правильно поставить и ввести в речь все звуки родного языка, а также научить различать похожие звуки на слух.
   

Поиграй те с ребенком в следующие игры:
• Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»: сок, сумка, заяц, шар.
• Кто больше найдет слов со звуком «Л» на кухне: стол, ложка, стул, вилка, полка и т.д.
• Подбери рифму к слову «ложка» - кошка, матрешка, поварешка.
Еще одной из причин нарушения письма может нарушение пространственных представлений. В этом случае ребенок смешивает похожие по начертанию буквы: М-Л, П-Н, Щ-Ц, Х-К… Или пишет буквы в зеркальном варианте.
 

Поиграйте с ребенком в следующие игры, которые помогут сформировать пространственные представления:
• Правой рукой дотронься до левой ноги. Левой рукой дотронься до правого уха.
• Положи машинку слева от кубика. Поставь пирамидку под стол.
• Нарисуй в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем – овал, в центре – прямоугольник, в левом нижнем – квадрат, в правом верхнем – круг.
• Выкладывать из спичек, счетных палочек не только фигуры и предметы, но и буквы. Сначала по образцу, затем по памяти.
• Дорисовывайте недостающие детали буквы.
• Зачеркивайте неправильно написанные буквы (в зеркальном изображении).

Не теряйте времени, и ваш ребенок с радостью будет посещать школу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).

В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и  УО....

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....

Консультация "Если в семье ребёнок с задержкой психического развития"

Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, постоянно задают себе одни и те же мучител...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития»

Рекомендации для  родителей, воспитывающих детей с диагнозом ЗПР...