Народные традиции
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лисина Валентина Николаевна

"Посиделки в старину"

 Хозяюшка: 

Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.

О том, как величали хозяюшек и гостей, слагались пословицы.Давайте их вместе вспомним.

Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами: Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

- Много гостей, много и новостей.- Что есть в печи на стол мечи.- Хозяин весел и гости рады.

Хозяюшка: Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки.

Дети проходят, садятся на лавочки.

Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

              Ребенок: то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? 

              Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком.Звучит медленная русская народная музыка.

Воспитатель – Хозяюшка начинает беседу.

В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как назывались такие вечера?Дети: посиделками.

 Рассказ воспитателя с показом презентации.

Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

Презентация «Посиделки в старину»
Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

                       Ответы детей:

                       «Умелые руки не знают скуки».

                       «Без труда нет добра».

«Дело мастера боится».«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

                       «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!». 

                      «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Хозяюшка: А хорошо работа спорилась под песню. 

Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

Русь деревянная – края дорогие,

                        Здесь издавна русские люди живут,

                        Они прославляют жилища родные,

                         Раздольные русские песни поют.  

                       Давайте и мы наши посиделки начнем русской народной песней.

                         Русская народная песня «На горе-то калина».

                        Снова звучит лирическая русская народная музыка.  

                         Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине! 

                                          И про эту старину, я рассказ свой поведу.

                                          Чтобы дети знать могли о делах родной земли!    

                                          А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

 Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?Например, на Новый год?

Дети:  наряжаем елочку, дарим подарки.

Хозяйка:  А на Пасху?

Дети:  красим яйца, печем куличи,

Хозяйка: А на Рождество?

Дети: ходим колядовать.

Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.

Как же мы поздравляем именинника?   Дети: мы водим хоровод «Каравай»,

Хозяйка: 
Что же мы делаем на Масленицу?

Дети: печем блины.

Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. 

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети. Это значит гостей принимать.

Хозяйка - А что значит «Принимать»?

Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Хозяйка:  С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети:  1. Для дорогого гостя и ворота настежь.2. Гость доволен – хозяин рад.3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

Хозяйка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

Дети:  Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Хозяйка: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети:  Хозяин ему говорил – "Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Хозяйка: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

Хозяйка: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Хозяйка: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Инсценировка хлебосольства.

Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

Мальчик:
Жива традиция, жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого до нашего.

Девочка с караваем:
И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!  (кланяются друг другу)

Хозяйка: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Мальчик отламывает кусочек хлеба, макает в соль и съедает. 

Кланяются, садятся.Презентация «Встреча с хлебом, солью».

 Хозяйка: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

 Традиция народное гулянье.

Xозяйка. Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

1Ребенок: Девушки да парни

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

2Ребенок: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

Xозяйка. 

А ну, честной народ, выходите поиграть,Выши ножки подразмять!

Физкультминутка. Игра «Горелки».

Хозяйка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.

Традиция - чаепитие.

 Xозяйка. Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай- посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

 По ходу рассказа воспитатель накрывает стол и расставляет атрибуты.

Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
На середину его ставили самовар (ставит самовар).

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки)
. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.

(ставит чашку, показывает как наливался чай )
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить внимание на иллюстрацию).

 Xозяйка. 
В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. 

Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки. 

Давайте пройдем, и посмотрим, сколько я заготовила на моей печке разных трав.

Проходят к печке. Воспитатель показывает травы и дает понюхать.

 Xозяйка. Посмотрите это цветы липы. Понюхайте, как они замечательно пахнут. Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.

 А это чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.

 Это мята. Она тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.

 Дети, я хочу предложить сделать с вами травяные мешочки, я их называю «Мешочками здоровья». 

Вы хотите сделать со мной такие мешочки?

Дети: хотим.

Xозяйка. Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.

Продуктивная деятельность «Мешочки для хранения лечебных трав к чаю». 

Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.

 Посмотрите, какие у вас получились замечательные мешочки, а как они хорошо пахнут. Молодцы. Вы все хорошо потрудились. 

Давайте, пройдем и положим их на печку.

IIIэтап: Итог занятия.

 Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

Xозяйка. Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?Дети: посиделки.

Xозяйка. Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?

Дети:  красное место, красный угол.

Xозяйка: С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Xозяйка:  А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?

Дети: Да.

Xозяйка: Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. 

На этом наше занятие закончено.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...