Рабочая программа по чтению художественной литературы для детей с ЗПР 5 - 6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

Работа с детьми с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Приложение к АООП ДО с ЗПР 5 – 6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР

МАДОУ ЦРР д/с № 87

Образовательная область: «Речевое развитие»

Образовательная деятельность: «Чтение художественной литературы»

группа компенсирующей направленности,  5 - 6  лет

Разработчик:

учитель – логопед Чухина М.А.

г. Калининград

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Цель и задачи

3

Планируемые результаты

4

Учебно-тематическое планирование

5

Учебно-методическое обеспечение

6

Материально-техническое обеспечение

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5 – 6 лет МАДОУ ЦРР д/с № 87 и является ее приложением.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей с ЗПР 5 - 6 лет в образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» и направлена на реализацию образовательной области «Речевое  развитие».

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Содержание программы  рассчитано на 36 занятий.

                                                   2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

- продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе;

- учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый);

- учить выразительно читать стихотворения, потешки.

                                     3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети:

- называют любимую сказку, читают наизусть небольшие стихотворения, считалки, поговорки, потешки;

- отвечают на вопросы по содержанию прочитанного;

- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним;

- драматизируют, инсценируют с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Краткое содержание

Сентябрь

1. «Петушок, Петушок»

 Игры и игровые упражнения: «Наши ручки — петушки», «Скажи ласково», «Папа, мама, детки», «Назови предмет».

2. «Солнышко - вёдрышко»

Игры и игровые упражнения: «Как сказать по-другому?», «Сложи из палочек», «Чьи это детеныши?», «Узнай по описанию», «Какое что бывает?»

3. К. Чуковский

«Цыплёнок»

Игры и игровые упражнения: «Скажи,

какой как называется», «Веселые цыплята», «Я — цыпленок! Я — лягушка!», «Цыпленок

гуляет по двору», «Летает — не летает».

4.«Большие ноги»

Игры, и игровые упражнения: «Дорога — дорожка», «Наши пальчики шагают», «Отхлопай ритм», «Большой — маленький», «Топ-топ-топ», «Маленькие и большие ножки».

Октябрь

5. Е.Трутнева

«Улетает лето»

Игры и игровые упражнения: «Подбери сравнения», «Лист-путешественник», «Круглый год», «Нарисуем картину к стихотворению словами».

6. «Дождик-дождик»

Игры и игровые упражнения: «Что где растет?», «Кап-кап-кап», «Чем отличается?», «Солнышко и дождик».

7. «Репка»

(слушание и рассказывание)

Настольный театр «Репка»

Игры и игровые упражнения: «Дорисуй, раскрась и назови», «Отгадай загадку — покажи отгадку»,

«Расскажи и покажи» , «Что умеют делать звери?».

8. «Репка»

(инсценировка)

Игры и игровые упражнения: «Задумай овощ, загадай загадку», «Кто где стоит?», «Вырежи, перемешай, сложи», «Мы —артисты».

Ноябрь

9. «Пальчик - мальчик»

Игры и игровые упражнения: «Пальцы — умельцы», «Как меня зовут?», «Запусти волчок», «Кто больше вспомнит?».

10. «Маша и медведь»

Игры и игровые упражнения: «Закончи предложение», «У медведя во бору» (подвижная игра), «Назови живое (неживое)», «Расскажи о...» (выборочный пересказ), «Палочка, остановись», «Построй дорожку».

11.«Водичка - водичка»

Игры и игровые упражнения: «Говори ласково», «Покажи и назови», «Нос-носик-носище», «Громко-тихо-шепотом», «Чей колодец выше и ровнее?», «Золотые капельки» , «Какая кукла самая веселая?».

12. В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»

Игры и игровые упражнения: «Ласка, «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись»,

«Исправь Незнайкины картинки».

Декабрь

13.  А.Барто «Игрушки» (Мячик. Самолет. Зайка. Мишка.)

Игры и игровые упражнения: «Вырежи и расскажи», «Узнай, что изменилось», «Узнай и опиши», «Тонут — плавают», «Самолет в полете», «Как об этом сказать?», «Было, будет».

14. А.Барто «Игрушки» (Грузовик. Лошадка.)

Игры и игровые упражнения: «Приласкай», «Дорисуй», «Задумай и изобрази», «Что где лежит?», «За покупками в магазин», «Отгадай-ка», «Какая игрушка?» .

15. В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

Игры и игровые упражнения: «Назови детенышей»,

«Составь яйцо из обломков яичной скорлупы», «Скажи, какой и почему», «Закончи предложение», «Цыпленок и утенок на прогулке», «Играй и рассказывай», «Расскажи цыпленку об утенке и утенку о цыпленке».

16. Е.Пермяк «Для чего руки нужны»

Игры и игровые упражнения: «Кто больше назовет действий», «Из чего сделано?», «Послушай мое слово и нарисуй».

Январь

17. «Рукавичка»

Игры и игровые упражнения: «Найди, кто спрятался», «Почему?», «Изобрази животное», «Покажем сказку в лицах», «Дорисуй рукавички», «Кто где живет?», «Подбери слово».

18. И. Суриков «Зима»

Игры и игровые упражнения: «Найди картинку», «Снежинки», «Угадай по описанию», «Разложи времена года по порядку, начиная с зимы», «Когда это бывает?», «Найди узор».

19. Д.Хармс «Кораблик»

 Игры и игровые упражнения: «Капитан», «Как ты догадался?», «Дорисуй мышек», «Построй корабль», «По морям, по волнам», «Говори и рисуй», «Кто здесь спрятался?», «Скажи наоборот».

20. М.Пришвин «Ёж»

Игры и игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Третий лишний», «Сделаем ежика».

Февраль

21. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Игры и игровые упражнения: «Узнай нас» , «Нарисуешь и узнаешь», «Хлопни — не ошибись», «Найди всех».

22. А.С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч»

Игры и игровые упражнения: «Что значит? Что делает?», «Рисуем ветер», «Куда дует ветер?», «На что похожи?», «Узнай по интонации».

23.«Смоляной бочок» (рус. нар. Сказка)

Игры и игровые упражнения: «Отгадай, из какой сказки слова», «Что не дорисовано?», «Сложи и расскажи», «Сочиняем сказку».

24. С.Маршак «Мяч»

Игры и игровые упражнения: «Звуки улицы», «Отгадай и объясни», «Веселый мяч», «Играй и говори», «Сложи мячи», «Что бывает?», «Думай и показывай» , «Два мяча».

Март

25. Я.Аким «Неумейка»

Игры и игровые упражнения: «Наведем порядок», «Подбери слово», «Пришей пуговицы», «Заштопай дырки», «Найди закономерность», «Запомни —

повтори», «Реши забавную задачу»,  «Кто потрудился?».

26. «Зимовье»

Игры и игровые упражнения: «Как сказать?», «Нарисуй по памяти», «Каждому свое место»,

«Жмурки», «Какой он?», «Еловый лес» .

27. «Я - тучка»

.

Игры и игровые упражнения: «Что где растет?», «Кап-кап-кап», «Чем отличается?» , «Солнышко и дождик».

28. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»

Игры и игровые упражнения: «Ласка», «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись»,

«Исправь Незнайкины картинки».

Апрель

29. И.Токмакова «Весна»

Игры и игровые упражнения: «Какое время года?», «Скажи по-другому», «На что похожи?», «Опиши

словами», «Скажи с разной интонацией», «Сложи и объясни».

30. С.Маршак «Сказка об умном мышонке»

Игры и игровые упражнения: «Вспомни и расскажи», «Рисуй, как бегал мышонок», «Помоги мышонку попасть домой», «Спрячем мышку», «Почему?».

31. Д.Хармс «Кораблик»

 Игры и игровые упражнения: «Капитан», «Как ты догадался?», «Дорисуй мышек», «Построй корабль», «По морям, по волнам», «Говори и рисуй», «Кто здесь спрятался?», «Скажи наоборот».

32.Чуковский «Путаница»

Игры и игровые упражнения: «Бывает или не бывает?», «Заметь небылицу», «Дойди до верхней ступеньки», «Продолжай словами сказки», «Задумай и изобрази», «Дорисуй до целого», «Скажи, что бывает, чего не бывает?», «Большой — маленький».

Май

33. «Пых»

Игры и игровые упражнения: «Пчелки и комарики»,

«Помоги Аленке», «Повтори в обратном порядке», «Овощи — фрукты».

34. Л.Толстой «Мальчик стерёг овец»

Игры и игровые упражнения: «Дорисуй забор», «Кто скажет точнее?», «Найди сходство и различие», «Обложки любимых книг».

35. «Смоляной бочок» (рус. нар. сказка)

Игры и игровые упражнения: «Отгадай, из какой сказки слова», «Что не дорисовано?», «Сложи и расскажи», «Сочиняем сказку».

36. В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Игры и игровые упражнения: «Посмотри в зеркало и изобрази», «Как ты назовешь?», «Скажи наоборот»,

«Расскажи о поступках», «Разговор за стеклом», «Что это значит?».

                    Всего: 36 занятий.

                           5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,  1991.

3. Бондаренко Л.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. 2009, №3.

5. Венгер Л.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.

6. Максаков Л.И., Тумакова Г.Л. Учите играя. М., Просвещение,  1983.

7. Мелик - Пашаев А.Л., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Просвещение, 1987.

8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1995.

9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

10. Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. М., 1995.

11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

12. Скажи по-другому./ Под ред. О.С. Ушаковой. Самара, 1994.

13. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., Просвещение, 1991.

14. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.Л. Помоги принцу найти Золушку.М., 1994.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1988.

16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.

17. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. М., Просвещение, 1993.

                          6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Уголок развития речи.

2. Детская библиотека.

3. Магнитофон.

4. Телевизор.

5. Театрально-музыкальный уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Рабочая программа по чтению художественной литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы           ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащае...

Аннотация к рабочей программе по « Чтению художественной литературы»

Рабочая программа учебного предмета  «Чтению художественной литературы» составлена на основе правовых документов и материалов:- закона от 29.12.2012.г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...

Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дет...