Рабочая программа по чтению художественной литературы
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы                                                                   

Возрастная группа: 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

 

Вид организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы

                                                                   

Возрастная группа: 5-7 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоты.

Рабочая программа по приобщению к художественной литературе  у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
  • СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Возрастные особенности развития детей 5-7  лет (старший дошкольный возраст)

                

        Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

        В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель программы: воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Основные задачи по программе

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, поговорками, небылицами.
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
  • Развивать у детей чувство юмора.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование интереса и любви к спорту на основе художественных произведений. Обогащение литературными образами самостоятельной и организованной  двигательной деятельности детей.

«Познавательное развитие»

Формирование  целостной картины мира на основе литературных произведений,  расширение кругозора детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами художественного слова.

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, желания выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения  в слове, рисунке.

Целевые ориентиры

  • Интересуется художественной литературой.
  • Знает (может перечислить известные ему) сказки, рассказы, стихотворения, загадки, считалки, скороговорки, поговорки, небылицы.
  • Испытывает  сострадание и сочувствие к героям книги.
  • Отождествляет себя с полюбившимся персонажем.
  • Развивать у детей чувство юмора.
  • Замечает  выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
  • Чувствует  красоту и выразительность языка произведения.
  • Использует художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях .
  • Понимает и объясняет основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Режим реализации программы

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

16

0,5

до 30 минут

групповая

Педагогическая диагностика

        Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ре5бенка.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика:

01.09.2015г – 13.09.2015г

Итоговая диагностика:

16.05.2016г – 31.05.2016

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Кол-во занятий

Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»- «Уж небо осенью дышало…»

1

Ознакомление с малыми формами фольклора.

1

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

1

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

  1.                                                                                                                                                    

Рассказ В. Даля

«Старик-годовик»

1

Чтение стихотворения

И. Сурикова «Вот моя деревня…»

1

Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

1

Чтение рассказа Н.Носова «Затейники»

1

Беседа о жанровых литературных произведениях.

1

Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет по улице солдат…»

1

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

1

Загадки. Скороговорки. Считалки.

1

Е. Пермяк «Первая рыбка»

1

«Не жалей минутки для веселой шутки»

1

Рассказ К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

1

Литературная викторина

1

ИТОГО

16


Календарно-тематическое планирование по чтению художественной литературы

Дата

  1. Организованная образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

  1. Тема

  1. Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

план

факт

3

4

5

6

1

Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»- «Уж небо осенью дышало…»

Познакомить с творчеством А.С.Пушкина, учить читать наизусть стихотворения.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 28

Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень»

2

Ознакомление с малыми формами фольклора.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Бондаренко Т.С. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Стр. 139

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу.

Стр. 93

3

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Бондаренко Т.С. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Стр. 172

Заучивание стихотворения про муравья.

Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!

4

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Различать жанровые особенности сказки, осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание прочитанного средствами игры; формировать оценочное отношение к героям сказки.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 120

Знакомство с творчеством писателя. Игра «Чьи это вещи»

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу.

Стр. 97

5

Рассказ В. Даля

«Старик-годовик»

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, выделять                                              главную мысль сказки, её                              мораль; совершенствовать умение использовать образные выражения, народные пословицы для формирования идеи сказки.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 272

«Когда мы так говорим.»

Работа в                      рабочей тетради «Развитие речи у дошкольников» Стр. 15  

6

Чтение стихотворения

И. Сурикова «Вот моя деревня…»

Учить детей интонационно выразительно передавать сюжет картины.

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу.

Стр. 58

Аппликация «Варежки»

7

Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 182

Знакомство с иллюстрациями к сказке разных художников.

8

Чтение рассказа Н.Носова «Затейники»

Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, Прививать детям любовь к художественным произведениям, интерес к чтению.

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу.

Стр. 97

Составление рассказа по серии сюжетных картинок по произведению Н.Носова «Живая шляпа»

9

Беседа о жанровых литературных произведениях.

Уточнить и обогатить представления детей о жанрах литературных произведений, жанровых особенностях, формировать интерес к книге.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 97

Игра «Кто мы и откуда»

Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу.

Стр. 95

10

Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет по улице солдат…»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, расширять представления о российской армии посредством чтения стихотворения на данную тему.

«Планирование на каждый день» Д-Ф. Подг. группа

стр. 278

Рисунок на тему

11

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Бондаренко Т.С. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Стр. 179

Составление рассказа «Моя мама»

12

Загадки. Скороговорки. Считалки.

Повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 390

Изготовление книжки-малышки «Загадки»

13

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, Прививать детям любовь к художественным произведениям, интерес к чтению.

Бондаренко Т.С. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Стр. 135

Просмотр мультфильма «Кот –рыболов»

14

«Не жалей минутки для веселой шутки»

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создать радостное, веселое настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умение подбирать рифму.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Волчкова В.Н.

Стр. 92

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

15

Рассказ К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев, способствовать развитию связной речи.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа

Н.В. Лободина

стр. 66

Рассматривание пейзажных картин.

16

Литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год.

Бондаренко Т.С. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Стр. 195

Экскурсия в библиотеку

План работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению  «Чтение художественной литературы»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Оформление центра книги в группе

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Октябрь

Выставка «Моя любимая книга»

Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательного процесса, развитие желания участвовать в жизни группы.

Ноябрь

Консультация «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Побуждение родителей к обучению детей пересказу как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Декабрь

Консультация «Учим с ребенком стихи»

Ознакомление родителей с формами работы по заучиванию стихов с детьми.

Январь

Памятка для родителей. «Список детской художественной литературы, рекомендованной для домашнего чтения»

Стимулирование родителей к чтению детям разнообразной детской художественной литературы.

Февраль

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации по реализации образовательной области «Речевое развитие».

Март

Родительское собрание «Развитие познавательно-речевой сферы деятельности детей во взаимодействии с родителями.

Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы  деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома.

Апрель

Литературная гостиная «Мама, папа, я – читающая семья»

Конкурс «Сделаем книжку своими руками»  (совместное творчество педагогов, родителей и детей).

Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Май

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

        Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

        • системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

        • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

        • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

        • наблюдение за динамикой психоречевого развития.

        • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

        • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ  по  чтению художественной литературы:

        Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развивать литературную речь.

3. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

        Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

        Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Включенность в работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

                
• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей; 

  • предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;
  • подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;
  • организовывать драматизации, инсценировки;
  • демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;
  • проводить словарную работу;
  • адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);
  • предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.


        
Следует предлагать детям разные виды работы, это способствует осмыслению содержания произведения.

         Для развития речи – словарного запаса, грамматического строя – использовать задания, направленные на:

        - освоение значения авторской лексики;

        -образование новых форм слов (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, единственного и множественного числа);

        -подбор синонимов, антонимов, средств художественной выразительности;

работа над связной речью:

        -составление предложений с заданным словом;

        -составление коллективного пересказа (каждый ребенок рассказывает об определенном эпизоде с использованием наглядности, а затем без нее);

        -составление индивидуального пересказа по серии картинок, расставленных в нужной последовательности взрослым;

        -самостоятельное определение последовательности картинок и составление пересказа  по 2 – 5 и более картинкам.

         Для развития мышления и внимания использовать задания, направленные на:

        -анализ имеющихся рисунков, образцов, схем, предметов;

        -находить черты сходства и различия;

        -выполнять задания по аналогии;

        -выполнять определенные закономерности;

        -классифицировать,  группировать, обобщать,

        -экспериментальная деятельность;

        -обведение понравившихся персонажей указательным пальцем ведущей руки по контуру.

         Для развития творческого воображения использовать задания, направленные на :

        -по придумыванию версий для нетрадиционного использования различных предметов;

        -выкладывание из палочек  геометрических фигур и различных предметов, а затем  придумывание на что это похоже;

        - дорисовывание до предмета из геометрической фигуры;

        -словесные упражнения «Если бы я был (солнцем, облаком, цветным карандашом и т.д.);

        -придумывание загадок, сказок с новым сюжетом.

         Для развития зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений:

        -узнавание контурных изображений;

        -узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга и недорисованных контурных изображений;

        -узнавание изображения предмета по его части;

        -выбор недостающего фрагмента изображения;

        -складывание разрезных картинок;

        -игры с лабиринтами;

        -нахождение одинаковых изображений предметов;

        -игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй…», «Что не назвали?», «Круговые жмурки», «Верно покажи», «Я скажу, а ты положи».

         

Учебно-методическое сопровождение

1.        Дидактические игры.

2.        Дидактические и занимательные материалы.

3.         Картины по развитию речи.

4.       Детская литература.

Развивающая предметно-пространственная среда

        Рабочее пространство

        уголок творчества

Центры развития

        Центр книги.

Список используемой литературы

  1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
  2. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
  3. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  5. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Бондаренко Т.С. Изд-во: Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  6. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. – Воронеж:         ТЦ «Учитель», 2006-111с.
  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  8. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. Алябьева Е.А. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с.
  9. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подготовительных классах общеобразовательных школ и старших (подготовительных) группах дошкольных учреждений. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. – М.: Просвещение, 1982.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащае...

Аннотация к рабочей программе по « Чтению художественной литературы»

Рабочая программа учебного предмета  «Чтению художественной литературы» составлена на основе правовых документов и материалов:- закона от 29.12.2012.г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...

рабочая программа воспитателя ОО художественная литература

рабочая программа ОО Художественная литература ранний возраст...

Рабочая программа учебного предмета «Художественная литератур» Образовательной области «Речевое развитие».

Рабочая программа учебного предмета «Художественная литератур» Образовательной области «Речевое развитие»....

Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дет...