Развитие речи детей 3-4 лет
консультация по коррекционной педагогике

Чуенко Валентина Владимировна

Развитие речи детей 3-4 лет

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

СЛОВАРЬ

У детей 4 лет словарь составляет 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдаются   неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

- сокращение слов (сипед - велосипед, атабиль - автомобиль);

- перестановка в слове слогов (замукальные– музыкальные);

- перестановка в слове звуков (певрый – первый);

- дети иногда вводят дополнительно гласные в слова (не зинаю – не знаю).

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Трех – четырех летние дети говорят короткими фразами, порядок слов в  предложении не всегда правильный (я хочу нет – я не хочу). Иногдаискажается род имен существительных (один колес), также отмечаются неправильные падежные окончания (у меня много подругов).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

 

В звукопроизношении для деток младшей группы характерны некоторые искажения:

- смягчение согласных (иглюськи – игрушки);

- пропуск звуков с з ц (абака – собака, веток – цветок);

- замена на ф в т (фабака – собака, тветок – цветок);

- шипящие звуки ш ж ч щ искажаются (пропуск: ука – рука, замена: люка – рука, замена на звук й: ямпа – лампа.

 

Учитывая эти недостатки, необходимо готовить артикуляционный речеслуховой аппараты детей для правильного восприятия и произношения звуков.

           Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. У ребенка 3-4 лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.                Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Поэтому артикуляционные упражнения детям в этом возрасте необходимо осваивать.

Также, необходимо вырабатывать воздушную струю:

   1.    Надуть воздушный шарик.

  1. Задувание горящей свечи.
  2. Сдувания кусочков ватки со стола.
  3. Выдувание мыльных пузырей.
  4. Подуть на карандаш, чтобы он покатался по столу.
  5. Дуть в трубочку для коктейлей в стакан с водой, чтобы вода забурлила.
  6. Широкий язык положить на нижнюю губу, дуть на кончик языка, не надувая щеки при этом. Повторить 3 раза.
  7. «Фокус» - ватка лежит на кончике носа, кончик широкого языка поднят кверху, дуть на кончик языка так, чтобы ватка подлетела вверх.

Внимание! Упражнения на выработку сильной воздушной струи выполнять по 1-2 упражнения в день.

 

Желаю успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_3-4_let.docx224.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 3-4 лет

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

СЛОВАРЬ

У детей 4 лет словарь составляет 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдаются   неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

- сокращение слов (сипед - велосипед, атабиль - автомобиль);

- перестановка в слове слогов (замукальные– музыкальные);

- перестановка в слове звуков (певрый – первый);

- дети иногда вводят дополнительно гласные в слова (не зинаю – не знаю).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Трех – четырех летние дети говорят короткими фразами, порядок слов в  предложении не всегда правильный (я хочу нет – я не хочу). Иногдаискажается род имен существительных (один колес), также отмечаются неправильные падежные окончания (у меня много подругов).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

В звукопроизношении для деток младшей группы характерны некоторые искажения:

- смягчение согласных (иглюськи – игрушки);

- пропуск звуков с з ц (абака – собака, веток – цветок);

- замена на ф в т (фабака – собака, тветок – цветок);

- шипящие звуки ш ж ч щ искажаются (пропуск: ука – рука, замена: люка – рука, замена на звук й: ямпа – лампа.

Учитывая эти недостатки, необходимо готовить артикуляционный речеслуховой аппараты детей для правильного восприятия и произношения звуков.

           Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. У ребенка 3-4 лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.                Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Поэтому артикуляционные упражнения детям в этом возрасте необходимо осваивать.

Также, необходимо вырабатывать воздушную струю:

   1.    Надуть воздушный шарик.

  1. Задувание горящей свечи.
  2. Сдувания кусочков ватки со стола.
  3. Выдувание мыльных пузырей.
  4. Подуть на карандаш, чтобы он покатался по столу.
  5. Дуть в трубочку для коктейлей в стакан с водой, чтобы вода забурлила.
  6. Широкий язык положить на нижнюю губу, дуть на кончик языка, не надувая щеки при этом. Повторить 3 раза.
  7. «Фокус» - ватка лежит на кончике носа, кончик широкого языка поднят кверху, дуть на кончик языка так, чтобы ватка подлетела вверх.

Внимание! Упражнения на выработку сильной воздушной струи выполнять по 1-2 упражнения в день.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...