ИОМ и АОП для детей с ЗПР (ДОУ)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Малых А. А.

Целью адаптированной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с задержкой психического и речевого развития, предусматривающей взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

1.Выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной и личностной сферы.

2.Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных проявлений.

3.Обеспечить возможность освоения детьми адаптированной образовательной программы на доступном им уровне.

Планирование работы по пяти образовательным областям учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Специфические задачи развивающего обучения детей с ЗПР:

1.    Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2.    Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

3.    Формирование мотивации к познавательной деятельности.

4.    Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.

5.    Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6.    Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).

7.    Организация благоприятной социальной среды.

8.    Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.

Задержка психического развития – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aopiom_zpr.docx84.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

15МЖИ

(группа, пол, ФИ)

г.Новосибирск

Целью адаптированной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с задержкой психического и речевого развития, предусматривающей взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

1.Выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной и личностной сферы.

2.Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных проявлений.

3.Обеспечить возможность освоения детьми адаптированной образовательной программы на доступном им уровне.

Планирование работы по пяти образовательным областям учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Специфические задачи развивающего обучения детей с ЗПР:

1.        Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2.        Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

3.        Формирование мотивации к познавательной деятельности.

4.        Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.

5.        Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6.        Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).

7.        Организация благоприятной социальной среды.

8.        Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.

Задержка психического развития – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века).

В соответствии с классификацией К.С. Лебединской (1980), различают четыре основных варианта ЗПР.

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм).
  2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями (сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др.).
  3.  Задержка психического развития психогенного генеза.
  4. Задержка церебрально-органического генеза.

Всестороннее сопровождение детей осуществляется педагогами, специалистами детского сада в составе: воспитатели группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Программа сконцентрирована на охране и укреплении физического и психического развития детей, обеспечении эмоционального-личностного и социльно-коммуникативного развития каждого ребенка, на формировании знаний, умений, навыков по всем образовательным областям.

Объем учебного материала рассчитан на младшую возрастную ступень, с учётом физиологических нормативов, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей и предполагает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ЗПРР.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта (Н. В. Бабкина , Н. Ю. Борякова).

Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:

• раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого- педагогической помощи на дошкольном этапе образования;

• обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально- коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;

• обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого- медико-педагогического консилиума;

• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);

• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;

• изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;

• индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;

• формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;

• постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;

• разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;

• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);

• приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;

• обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;

• развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;

• развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;

• целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;

• обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:

•        использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);

•        пошаговость предъявления материала,

•        использование заданий в наглядно-действенном и наглядно -образном плане,

•        речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,

•        учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,

•        эмоционально окрашенная подача материала, с учетом интересов ребенка.

Формы  реализации и методы коррекционной работы:

Методы: наглядные, практические, словесные.

Формы реализации:

-Индивидуальная работа

-Работа в подгруппе

Виды деятельности:

- Специальные упражнения

- Игры

- Занятия – консультации с ребенком и семьей

        Планируемые результаты усвоения программы. Целевые ориентиры

Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ЗПР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, формы её реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и психологической диагностики и не могут сравниваться реальными достижениями детей. Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах адаптированной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка:

  • Ребёнок в соответствии с индивидуальными возможностями использует устную речь, пытается выражать свои мысли и желания, проявляет познавательную активность.
  • Ребёнок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребёнок способен с опорой на образец и с помощью взрослых проявлять знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребёнок способен эмоционально реагировать на окружающий мир.
  • Ребёнок показывает положительную динамику в развитии познавательных процессов.
  • Ребёнок адаптирован к социальному взаимодействию.
  • Ребёнок умеет подчиняться правилам и социальным нормам.
  • У ребёнка развитие крупной и мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей.

Целевые ориентиры адаптированной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

15МЖИ

Ответственный: учитель-дефектолог А.А. Малых

БЛОК I

ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ФИО ребёнка

МЖИ

Дата рождения

18.11.2014

Заключение ТПМПК

Познавательное развитие ниже возрастных требований. СНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. Парциальная несформированность ВПФ смешанного  типа у ребенка с признаками асинхронного развития (?).Обучающийся с ОВЗ нуждается в создании специализированных образовательных условий.

Номер заключения, дата

Специальные методы и приёмы обучения

В соответствии с АООП ДОУ для детей с ЗПР;

АОП, рабочей программой специалистов.

Специальные учебники, учебные методические пособия, дидактические материалы

Специальные учебные и дидактические пособия для развития и коррекция речи, психических процессов, познавательной деятельности и двигательной сферы ребёнка; специальные компьютерные программы по диагностике и коррекции нарушений развития (ВПФ, моторика, сенсорное развитие, игровая деятельность, речь).

Требования к организации пространства

В соответствии с ФГОС ДО

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды

Щадящий педагогический режим с учётом темпа деятельности и работоспособности ребёнка. Чёткая организация режима дня. Создание полноценной речевой среды. Развитие и коррекция речи, психических процессов, познавательной деятельности и двигательной сферы ребёнка.

Дорожная карта на 2021-2022 учебный год

Ф.И.ребенка:

№ группы 15 компенсирующей направленности «Особый ребенок»

Дни недели

Специалисты

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Муз.  рук-ль

Инструктор по физ.к-ре

Тьютор

Понедельник

*

*

Вторник

*

*

*

Среда

*

*

Четверг

*

*

*

Пятница

*

 Специалисты:

Педагог-психолог: Барахтаева О.С.

Учитель-дефектолог: Малых А.А.

Учитель-логопед: Харанжак В.В.

Музыкальный руководитель: Куземо М.Н.

Инструктор по адаптивной физкультуре: Н.Н. Евраш

Воспитатели: М. В.Макаренко, И. Г. Юнеман.

Лист развивающих занятий на 2021-2022 учебный год

Ф.И. ребенка: 

 Дата рождения:

Специалист по коррекционной работе: учитель-дефектолог Малых А.А.

АООП ДО для детей с ЗПР

Дата начала занятий: 

Краткий план коррекционной работы (рекомендации ТПМПК):

Форма работы: индивидуальные занятия в понедельник, вторник, среду.

Период занятий

Количество занятий

На что направлено занятие

Сентябрь

Диагностика.

Уточнение и закрепление представлений о  детском саде, игрушках, ранней осени и деревьях; расширение и активизация словаря по темам, развитие мелкой, крупной моторики, слухового и зрительного  восприятия, связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.

Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

 Целостное восприятие.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи, обучение грамоте.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Октябрь

Уточнение и закрепление представлений об огороде ( овощах), саде (фруктах),ягодах, грибах; расширение и активизация словаря по темам, развитие мелкой, крупной моторики, слухового и зрительного  восприятия, связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.

Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

 Целостное восприятие.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи, обучение грамоте.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Ноябрь

Уточнение и закрепление представлений о  продуктах питания, посуде, мебели, зиме;  расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой, крупной моторики, слухового и зрительного  восприятия, связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.

Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

 Целостное восприятие.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи, обучение грамоте.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Декабрь

Уточнение и закрепление представлений об одежде, обуви, зимних забавах, Новом годе; расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой, крупной моторики, слухового и зрительного  восприятия, связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.

Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

 Целостное восприятие.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи, обучение грамоте.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Январь

Диагностика.

Уточнение и закрепление представлений о  домашних, диких животных и птицах и их детенышах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой, крупной моторики, слухового и зрительного  восприятия, связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.

Формирование представлений о себе.

Слуховое внимание.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Февраль

Уточнение и закрепление представлений о  зимующих птицах, транспорте, армии, городе.

 Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Март

Уточнение и закрепление представлений о  весне, семье, народных праздниках (масленице).

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Формирование представлений о себе.

Формирование представлений об окружающих людях.

Формирование общественного опыта.

Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие слухового, зрительного восприятия.

Развитие и совершенствование двигательной активности.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Апрель

Уточнение и закрепление представлений о  профессиях, обитателях воды, космосе, городе.

Формирование представлений о себе.

 Развитии психических процессов.

 Целостное восприятие.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Май

Диагностика.

Уточнение и закрепление представлений о  дне победы, лете.

Формирование представлений о себе.

 Развитие психических процессов.

Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям.

Развитие всех компонентов речи.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Ознакомлен с листом коррекционных занятий___________________________

Результативность коррекционной работы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок II

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

  1. Сведения о программах:

АООП ДОУ для детей с ЗПР (адаптированная основная образовательная программа)

АОП (адаптированная программа)

РП специалистов (рабочие программы специалистов)

  1. Режим и форма организации занятий:

Фронтальные (ф/з), групповые (г/з), подгрупповые (п/г), индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.

  1. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.

Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком

Раздел

Задачи

Примерное содержание

Развитие сенсорно-перцептивной сферы

  • развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;
  • развивать зрительный гнозис,
  • формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове

Д/И: «Шарики-ниточки», «Что какого  цвета?», «Радуга», «Полосатый коврик», «Волшебный мешочек», «Тактильные доки»

«Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года»

- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

 - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

узнавание зашумленных, наложенных, перечеркнутых, конфликтных изображений;

обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону

Развитие внимания

  • Развивать произвольность внимания,
  • Развивать способность к переключению внимания,
  • Развивать концентрацию внимания;
  • Способствовать увеличению объема внимания.

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие мнестической деятельности

  • Развивать память: зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную.
  • увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.
  • развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

-Д/И Мемо-домики, мемо-коты

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие мыслительных операций

  • стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления,
  • учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;
  • развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств;
  • формировать у ребенка операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;
  • развивать антиципирующие способности

  • учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания,;
  • Развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам
  • развивать способность к замещению и наглядному моделированию; • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);
  • Развивать словесно-логическое мышление:

• развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; • формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера; • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию; • подводить к пониманию текстов со скрытой моралью;

-создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий;

-достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.

-анализ образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности

-складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек

-выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон)

-Игра «Чьи лапы, хвосты, уши; дом» — по элементам и т. д.;

Игры на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с дорогами: автомобильной, железной)

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

-Картинки-нелепицы

Развитие мелкой моторики

  • развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога;
  • формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев;
  • выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.
  • развивать умения удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке; • тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания); • применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
  • побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

-пальчиковые игры на выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. («Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками», «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.)

-игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.,

-нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;

-захват мелких или сыпучих материалов;

-выкладывать мелких предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;

-графические задания: проводить простые линии – дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки, «Штриховки»;

-игры на обведение по контуру различных предметов, используя трафареты, линейки;

-дорисовывание недостающих частей к предложенному образцу;

-воспроизведение образца из заданных элементов( счетные палочки, палочки Кюизенера;

• раскрашивание по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета

Развитие психомоторной сферы

• формировать и закреплять двигательные навыки, образность и выразительность движений, побуждать к выражению эмоциональных состояний с помощью пантомимики, жестов, к созданию игровых образов

• развивать двигательную память, предлагая выполнять двигательные цепочки из четырех-шести действий;

 -развивать навыки пространственной организации движений; совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения согласованных движений;

• формировать устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению под музыку.

-Упражнения психогимнастики , этюды (явления природы, професии, животные, эмоции людей и т.д.);

-физминутки, подобранные в соответствии с темой занятий;

-кинезиологические упражнения;

-релаксационные упражнения.

Саморегуляция, произвольность поведения

  • Развитие умения планировать деятельность, поэтапно ее осуществлять, давать о ней словесный отчет;
  • Развитие саморегуляции в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности;
  • Привлекать к анализу результатов своей деятельности;

-Н/П игры с правилами;

-М/П/И с правилами и сигналами  (вербальными, невербальными);

-рефлексия в конце занятия

Обучение грамоте

  • Звуки и буквы русского алфавита,
  • Дифференциация парных звуков
  • Звуковой анализ слов
  • Кроссворды по различным лексическим темам.

И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «КРО. Подготовка к обучению грамоте» конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.: 2010.

ФЭМП

  • систематизировать представления детей о свойствах объектов
  • закреплять знания о величинах предметов: длине, высоте, ширине, толщине, цвете;
  • вводить понятие меры и действия измерения длины, ширины, высоты объектов с применением соответствующих средств;
  • сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости); 
  • знакомить детей с понятиями: точка, виды линий, луч, отрезок; утонить знания о геометрических фигурах (вершины, углы, стороны) и телах: пирамида, цилиндр, призма, конус, параллелепипед;
  • совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 10.
  • познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и др.
  • дать представление о весе предметов и способах его измерения, познакомить с весами; 
  • способствовать развитию умения ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи их пространственное расположение;
  • познакомить с планом, схемой, картой;
  • дать детям элементарные представления о времени;
  •  побуждать пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
  • различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. -

Кн. 1, 2. – М.2004

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Развитие элементарных математических

представлений. Конспекты занятий.

Речевое развитие

Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

-  научить понимать простые нераспространенные  предложения;

- учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

- учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

- учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

- учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

-  учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

- учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

- учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

- учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений

Задачи:

- освоение порядка слов в простом предложении;

- распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;

- распространение простых нераспространенных предложений определениями;

- распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;

- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);

- употребление повествовательных и вопросительных предложений.

Задание 4. Научить понимать значения слов, отража ющих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади).

Задание 3. Различение названий действий по ситуации:

моет - умывается - стирает

Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:

застегни пальто (расстегни);

Задание 5. Различение единственного и множествен ного числа существительных.

Возьми кубик (кубики),    шар (шары), карандаш (ка рандаши).

Задание 6 Различение единственного и множествен ного числа глаголов (по картинкам).

Мальчик спит, бежит - бегут идет - идут сидит - сидят стоит - стоят

Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы - мальчика и куклы - девочки).

Женя упал.      -   Женя упала.

Задание 8  Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине  Ответы на вопросы.

2. Выполнение поручений по речевой инструкции

Задание 1.  Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.

Задание 2. Выполнение действий с целью различения пред ложных конструкций.

Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепле ния прилагательных-антонимов.

Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.

Где?  крыша       земля     стол      палка  

крыса        змея       стул      полка

Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:

Кто купается, а кто катается?

Развитие общей моторики

Направление работы

Формы

Содержание

Быстрота выполнения движений

Групповая  НОД

индивидуальная

Ходьба , бег с изменением темпа движения(звуковой сигнал); бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием, «змейкой»;  подвижные игры : «Ловишка», «Догонялки», «Кто быстрее», «Быстро возьми» , «Чья колонна быстрее построится» игры –эстафеты.

Игры с мячом «Догони мяч»,  «Догони меня», «Скорее намотай ленточку», «Догони обруч», «Перенеси предметы».

Ловкость

Групповая НОД

индивидуальная

Ходьба и бег между предметами, с изменением направления движения, с перешагиванием через предметы в движении;  ОРУ с предметами  различной формы, веса; ОВД на равновесие, ползание с заданием, метание и ловля мяча»; прыжки

Игровые задания: «Не задень»(ходьба и бег между предметами), « Не задень звоночек»(подлезание), «Перелезь через бревно»

Точность выполнения движений

Групповая НОД

индивидуальная

ОРУ с необычным исходным положением;

П/И с правилами:  «Совушка», «Мышеловка», «Перелет птиц», «Самолеты», «Пробеги тихо»

игры на метание «Попади в цель», «Брось через веревку», «Сбей обруч»

Ходьба с выполнением задания(«великан», «карлик», «аист», «лошадка», «собачка»); бег разного вида; подъем по гимнастической лестнице и спуск;

Задание: «перелезть через бревно», «проползи –не задень», «пройди мишкой – проползи мышкой», ходьба по извилистой дорожке; катание на велосипеде; через болото- идти перешагивая с кружка на кружок, лежащие на полу в шахматном порядке

Развитие  координации движений

Групповая НОД

Индивидуальная

  1. Описание особых образовательных потребностей:
  • Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с ЗПР.
  • Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с  воспитателем в рамках коррекционного часа.
  • Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.
  • Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.
  • Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
  • Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
  • Комплексная подготовка к школе.
  • Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).
  • Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.
  • Обучение умению доводить начатое дело до конца.
  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Формирование представлений о себе, окружающем мире.
  • Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).
  • Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).
  1. Цели, задачи, формы организации коррекционной работы

Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы  ребенка.

Задачи:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2.Развитие         личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).

3.Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.

Специфические задачи развивающего обучения детей с ЗПР:

1.        Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2.        Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

3.        Формирование мотивации к познавательной деятельности.

4.        Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.

5.        Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6.        Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).

7.        Организация благоприятной социальной среды.

8.        Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.

  1.  Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

№ пп

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

1

Ротарь Н.В., Карцева Т.В.

Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст.

Учитель

2019

2

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 5-6, 6-7 лет)

Мозаика-синтез

2011

3

Афонькина Ю.А., Колосова Н.В.

Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития

Аркти

2016

4

Метиева Л. А., Удалова Э. Я.

Развитие сенсорной сферы детей.

М.: Просвещение

2009

5

Павлова Л.И., Маврина И.В., Малышева Л.А.

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей.

М.: Гном и Д

2002

6

Под ред. Л. А. Венгера

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера.

М.: Просвещение

2005

7

Шарохина В.Л. Катаева Л.И.

Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы.

Национальный книжный центр

2011

8

Стребелева Е.А.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

Владос

2014

9

Сорокина Л.И.

Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет.

ВЛАДОС

2014

10

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий с детьми с ЗПР (для детей 5-6, 6-7 лет)

Мозаика-Синтез

2009

11

Стребелева Е.А.

Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.

Владос

2014

12

Перова М.Н.

Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя.

М.: Просвещение: Учебная литература

1996

13

Шарохина В.Л.

Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы (Книга + CD-диск)

Национальный книжный центр

2011

14

Цикото Г.В.

Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие

Парадигма

2013

15

Лыкова-Унковская Е.С.

Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие

Парадигма

2016

16

Мухина С.Н.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников

Перспектива

2016

17

Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С.

Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий

Теревинф

2018

Методическое обеспечение интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

№ пп

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

1

Ротарь Н.В., Карцева Т.В.

Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст.

Учитель

2019

2

Баряева Л.Б., Лебедева И.Н.

Развитие связной речи дошкольников: модели обучения.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования АППО

2005

3

Морозова Г.В.

Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группе

Гном

2014

4

Янушко Е.А.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Теревинф

2004

5

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В.

Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития.

ЦДК проф. Л.Б. Баряевой

2011

6

Блинков Ю.А.

Игнатьева С.А.

Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов

Владос

2004

7

Гаврилушкина О.П.

Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей

Просвещение

1991

Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы

№ пп

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

1

Кривоносова Л.Н., Макарова О.В.

Скоро в школу (2 части)

МБОУ НШ-ДС № 37, г. Кузнецк.

2012

2

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.

Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду.

Генезис

2012.

3

Лисовская Т. В.

Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская.

Мн.: Нар. асвета.

2001

4

Кагарлицкая Г.С.

Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет

Генезис

2011

5

Безрукова О.А. Нурминский Е.В.

Найди лишнюю картинку (программа для ЭВМ)

Русская речь

2016

6

Долгова О.И. Зиборова Е.В.

Что Лишнее? Учебно-методическое пособие по формированию и развитию аналитического мышления, логики и опосредования

В. Секачев

2016

7

Минаева М.С.

В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие

Генезис

2018

8

И.А.Лыкова

Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период"

ИД «Цветной мир»

2015

9

Алышева Т.В. Эк В.В.

Сравниваем, считаем: Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:В 2 частях

Просвещение

2014

10

И. А. Морозова и М. А. Пушкарева

Тетрадь по математике для детского сада

Мозаика-Синтез

2009

11

Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А.

Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов

Владос

2014

12

Сорокина Л.И.

Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий + CD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом

Владос

2014

13

Стребелева Е.А.

Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии

Владос

2014

14

Сунцова А.В. Курдюкова С.В.

Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Генезис

2018

15

Н.Ю. Костылева

Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 5-8 лет. ФГОС ДО

Сфера

2015

16

Е.В. Колесникова

Диагностика математических способностей 6-7 лет. ФгоС

Сфера

2018

17

Е.В. Колесникова

Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. ФГОС Д

Сфера

2019

18

Е.В. Колесникова

Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. Для детей 5-7лет. ФГОС ДО

Сфера

2018

19

Е.В. Колесникова

Математика для детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Ясчитаю до десяти". ФГОС ДО

Сфера

2018

20

Е.В. Колесникова

Демонстрационный материал: математика для детей 5-7 лет. ФГОС

Сфера

2018

21

Емельянова Э.

Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…».

Мозаика-Синтез

2019

  1. Взаимодействие с родителями

Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:

Блок

Содержание

Формы и методы

1

Информационно-аналитический

предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка.

опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики.

2

Практический

содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием.

1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия);

- Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов);

- Наглядные (стендовая информация, брошюры, папки-передвижки).

3

Контрольно-оценочный

Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения.

Опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, самоанализ педагогов, собеседование с детьми, наблюдение, учет активности родителей.

  1. Рекомендации родителям воспитанников:

Содержание направлений взаимодействия с семьёй по образовательным областям

       Здоровье        

Объяснение влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка.

- Информирование о факторах, влияющих на физическое и психическое здоровье (спокойное общение, питание, закаливание, движение, переохлаждение, перекармливание и др.).

- Ориентировка на совместное чтение литературы, просмотр художественных и мультипликационных фильмов с ребёнком.

- Знакомство с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ, городе (селе).

- Разъяснение важности посещения секций ориентированных на оздоровление дошкольников.

- Создание индивидуальных программ (маршрутов) оздоровления детей и помощь в поддержании реализации совместно с медико-психологической службой ДОУ.

      Физическая культура        

- Разъяснение необходимости создания предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.

- Ориентировка на формирование у детей положительного отношения к физкультуре и спорту. Стимулирование двигательной активности совместными спортивными занятиями (коньки, лыжи, посещение спортивного зала), совместные подвижные игры, прогулки в лесу (парке); создание спортивного уголка дома; покупка спортивного инвентаря (мячи, велосипед, роликовые коньки, самокат и т.д.).

- Информирование о задачах физического воспитания на разных возрастных этапах развития.

- знакомство с опытом физического воспитания в других семьях, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, потребность в движении.

- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации секций или клубов (любители туризма, мяча и т.п.).

- Привлечение к участию в спортивных мероприятиях в ДОУ, городе (селе).

Безопасность        

- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома и на улице, и способами поведения в них.

- Направлять внимание на развитие у детей способность видеть, осознавать и избегать опасности.

- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарства, бытовой химии, спички, электроприборы; без присмотра

- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарств, бытовой химии, спички, электроприборы; бес присмотра не оставлять детей в комнате с открытыми окнами).

- Для безопасности пребывания на улице организовывать условия (соблюдение техники безопасности при развлечениях на качелях и каруселях, лазанье на спортивных снарядах, горках, во время отдыха у водоёма и т.п.).

- Информирование о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (кричать, звать на помощь; при необходимости называть свою фамилию, домашний адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи и т.д.).

- Помогать планировать выходные дни с продумыванием проблемных ситуаций, стимулирующих формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

- Подчёркивать роль взрослого в поведении ребёнка.

- Знакомить с формами работы ДОУ по проблеме безопасности детей.

     Социализация        

- Показывать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребёнка.

- Рассказывать о важности игровой деятельности, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

- Помогать осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье.

- Создавать мотивацию к зарождению новых и сохранению старых семейных традиций.

- Привлекать к сотрудничеству с ДОУ.

- Сопровождать и поддерживать в реализации воспитательных воздействий.

     Труд        

- Рассказывать о необходимости навыков самообслуживания, домашних обязанностях, помощи взрослым.

- Знакомить с возможностями трудового воспитания в семье и ДОУ.

-Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания.

- Побуждать родителей знакомить с профессиями близких взрослых, с домашним трудом, с трудовыми обязанностями членов семьи.

- Развивать интерес к проектам по изучению трудовых профессий, традиций в семье, городе (селе).

- Способствовать совместной трудовой деятельности родителей и детей дома, в группе, в ДОУ формирующей возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению, строительству снежных фигур на территории ДОУ.

   Познание        

- Обращать внимание родителей на интеллектуальное развитие ребёнка.

- Ориентировать на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со сверстниками и взрослыми.

- Рассказывать о пользе прогулок , экскурсий, музеев, выставок для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (слуховые зрительные, осязательные и др.). Помогать родителям маршруты.

- Привлекать к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей познавательной активности.

- Проводить игры-викторины, конкурсы, эстафеты с семьёй.

   Коммуникация        

- обращать внимание родителей на развитие коммуникативной сферы ребёнка в семье и ДОУ.

- Рассказывать о ценности диалогического общения (обмен информацией, эмоциями, познание).

- Демонстрировать уместность и ценность делового, эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго общения с ребёнком, не допускающего грубости.

- Побуждать родителей помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации.

    Чтение художественной литературы        

- Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующем развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества

- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов для развития художественного вкуса у ребёнка.

- Проводить литературные вечера, гостиные, викторины, встречи с работниками библиотеки.

- Побуждать поддерживать детское сочинительство.

- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т.п.

Художественное творчество        

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность.

- Организовывать выставки семейного художественного творчества (достижения взрослых и детей).

- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации художественных студий и мастерских (рисунок, живопись, лепка, бисероплетение и пр).

- Побуждать к посещению музея изобразительных искусств, художественных выставок, мастерских художников.

   Музыка        

- Рассказывать о возможностях музыки благоприятно воздействующей на психическое здоровье ребёнка.

Рекомендовать музыкальные произведения для прослушивания дома.

- Информировать родителей о концертах, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

- Привлекать родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду способствующих возникновению ярких эмоций, развитию общения (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники).

  1. Рекомендации воспитателям:

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

6. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

7.Речь самого воспитателядолжна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т. д.

13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом, проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

  1. Планируемые результаты освоения АОП:

Ожидаемые результаты реализации программы

  • положительная динамика личностного, эмоционального развития ребенка;
  • положительная динамика развития когнитивной сферы;
  • отсутствие отрицательной динамики психофизического развития ребенка с ЗПР;
  • эффективное социальное взаимодействие детей, развивающихся в норме  и ребенка с ОВЗ.
  1. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР

В целях отслеживания результатов работы, с ребенком проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов - первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Карте комплексного обследования дошкольника с ОВЗ».

Учителем - дефектологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психолого-педагогического сопровождения ребенка.

  1. Карта дефектологического обследования ребенка – Приложение 1.
  2. Личные документы ребенка- Приложение 2.
  3. Заключение ТПМПК- Приложение 3.
  4. Общие сведения о ребенке – Приложение 4.
  5. Сведения из медицинской карты ребенка – Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...