Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье указываются примерные временные рамки и даётся краткая характеристика этапов эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ. Материал представлен в виде таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ

 Подготовила: Ушкалова Т. В.

Этап

Примерные временные рамки

Краткая характеристика

I этап

 IX – VIII вв. до н.э. – начало XII в..

В России 996 – 1715 гг.

 Характеристика периода: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

Ценности и цели периода эволюции:

   - опасливое отторжение калеки как чужого;

   - игнорирование;

   -зарождение христианского милосердия, церковного призрения;

   - отторжение инвалида ради блага общества

Достижения в области развития гражданских прав и свобод:

   - признание за ребенком-инвалидом права на жизнь (в России указы Петра I,  запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704);

   - признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.

Прецеденты государственной заботы об инвалидах:

   - Бавария (1198г )- открытие приюта для слепых.

   - Франции (1260 г) - открыто «убежище» для слепых.

   - Испания (1578 г.), Англия ( 1648 г.) - опыт индивидуального обучения глухих детей.

   - Франция (1670 г.) - опыт индивидуального обучения слепых детей.

   - Россия (X век) — время христианизации Руси и возникновения монастырских приютов.

   - Россия (1706 – 1715 гг.) - открытие церковных приютов  и госпиталей  для оказания помощи сиротам, нищим и убогим. 

II этап

Начало XII в. – конец XVIII в..

В России 1706 – 1806 гг. 

 Характеристика периода: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых.

Ценности и цели периода эволюции:

   - христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах;

   - обеспечение призрения, изолировав инвалидов от общества.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод:

   - рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами,   что провоцирует внимание законодателя к инвалидам;

   - светское призрение становится нормой;

   - складываются предпосылки к формированию социальной политики.

Система специального образования (ССО): попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей:

Прецеденты государственной заботы об инвалидах:

    - Франция: открытие в Париже специальных школ для глухонемых ( 1770 г.),   для слепых ( 1784 г.).

    - Россия: открытие первых специальных школ в Петербурге: для глухих (1806) и для слепых (1807).

Предмет внимания по преимуществу:

   - дефект, дефективность;

   - отличия от нормы;

   - феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах);

   - феноменология индивидуальных различий.

III этап

 Конец XVIII в. – начало XX в..

В России 1806 – 1927 гг.

 Характеристика периода: от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.

Ценности и цели периода эволюции:

   - свобода, равенство, право на труд;

   - филантропия, общественное и государственное призрение, обучение инвалида;

   - цель: сделать инвалида способным прокормиться своим трудом.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод:

   - частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу;

   - признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение;

   - принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование.

Система специального образования (ССО):

   - создается параллельная образовательная система — система специального образования, включающая три типа спецшкол: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Прецеденты государственной заботы об инвалидах:

   - Швейцария (1774 г.) -  Иоганн Генрих Песталоцци в поместье Нейгоф организовал приют для детей с отклонениями в развитии.

   - Италия (1900 г.) - педагог Мария Монтессори создала Ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.

   - Англия (1892 г.) -  открытие  первых специальных школ для умственно отсталых детей.

   - Англия  (1903 г.) -  создана Национальная ассоциация в помощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в настоящее время.

Предмет внимания по преимуществу:

   - отличия от нормы, отличия обученных от необученных;

   - феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения;

   - феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов.  

Задачи психологии:

    -теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения;

   - выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке (отбор детей во вспомогательные школы).  

 

«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи:

   - медицинские средства выявления дефектов;

   - тестометрия;

   - наблюдение.

IV этап

Начало XX в. – 1970-е гг. XX в.. 

В России 1927 – 1991 гг.

 Характеристика периода: от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.

Ценности и цели периода эволюции:

   - формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод, признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование;

   - приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности»;

   - реабилитация и социальная адаптация.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод:

   - инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п.;

   - подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образование.

   - Россия: выходят постановления СНК "О введении всеобщего начального обучения" (1926), "О порядке введения всеобуча" (1927), "О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков" (1927).

Система специального образования (ССО):

   - структурное совершенствование национальных систем специального образования, становление  новых типов школ, новых типов специального обучения;

   - прецеденты закрытия специальных школ и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения;

   -  открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее не обучаемыми. Дифференциация ССО.

Предмет внимания по преимуществу:

   - особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением;

   - педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам.

Задачи психологии:

   - теоретическое обоснование дифференциации специального образования;    

   - дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п.;

   - определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием.    

 «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи:

   - тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики;  

   - констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей;

  -  комплексный подход при определении структуры нарушений.

V этап

 С 1971 – 1975 гг..

В России с 1991 г.

 Характеристика периода: от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.

Ценности и цели периода эволюции:

   - политкорректность, толерантность;

   - приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями;

   -  ценность развития и максимально возможной самореализации для всех;

   - социальная и педагогическая интеграция.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод:

   - равные права на образование: право на выбор форм обучения, включая интеграцию.    

   - курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения;

   - гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания;

   - переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов;

   - Декларация ООН "О правах умственно отсталых" (1971), "О правах инвалидов" (1975) и следующие за ними антидискриминационные законодательные акты;

   - В России в 1998 году ратифицирована  Конвенция  ООН "О правах ребенка", "О правах умственно отсталых лиц", принят закон "Об образовании".В этот период происходит переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов. Система  специального образования (ССО):

   - перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции;      

   - раннее начало обучения (с первых месяцев жизни);

   - включение родителей;

   - индивидуализация;

   - переход от 3 типов школ к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения;

   - создана система дошкольного воспитания разных категорий аномальных детей.

Предмет внимания по преимуществу:

   - «Координаты» развития конкретного ребенка;

   - актуальные задачи развития;

   - соотношение задач развития и задач обучения;

   - дисбаланс между обучением и развитием;

   - особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании.

Задачи психологии:

   - психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста;

   - психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции;    

   - мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения;

   - выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием;

   - определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании.

 «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи:

   - интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития;

   - диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития;

   - технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы;

   - варианты индивидуальных коррекционно - развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе

В статье идет речь о социальном положении детей с инвалидностью и  путей коррекции родительско-детских отношений....

Эволюция научных представлений об аномальном развитии Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии.

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, госп...

Обобщение опыта в рамках эксперимента: системная работа детско-родительского театра в ДОУ как инструмент эволюции в едином развитии общества через семейное и педагогическое сотрудничество

В статье представлен анализ эффективности и качество образования в форме дополнительного к общему дошкольному образованию - работе детско-родительского театра в детском саду на материале объединения м...

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...

«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ».

laquo;Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья.… Таким образом, семья –  это если угод...

Буклет «Семья –это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности » В. В. Путин

Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и ...