Статья на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Если ребенок молчит, самостоятельно не разговаривает, либо формирование речи не соответствует возрасту, он использует примитивный набор слов с «кашей» во рту или говорит на непонятном «птичьем» языке, он относится к неговорящим, безречевым детям, которым необходима коррекционная помощь.

 

Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»

Введение

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Если ребенок молчит, самостоятельно не разговаривает, либо формирование речи не соответствует возрасту, он использует примитивный набор слов с «кашей» во рту или говорит на непонятном «птичьем» языке, он относится к неговорящим, безречевым детям, которым необходима коррекционная помощь.

Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Коррекционная работа– это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, а на формирование личности в целом.

Коррекционная работа является дополнением к основному образовательному процессу, способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Термин употребляется с конца XIX в., первоначально – лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: является единым образовательным процессом, в который входят обучение, воспитание и развитие.

Цель коррекционно-развивающей работы– содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

Коррекционно-речевые задачи:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Развитие правильного речевого дыхания.

3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4. Развитие фонематических представлений.

5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6. Правильное употребление сформированных грамматических категорий.

7. Развитие внимания, памяти, логического мышления, как одной из функций речи в играх и упражнениях.

8. Формирование связной речи.

Эти коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

• в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

• совместной деятельности взрослого с детьми;

• свободной самостоятельной деятельности детей.

1. Особенности коррекционно-развивающей работы

• создание положительной психологической атмосферы;

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- принимать каждого ребёнка таким, какой он есть, независимо от его личностных качеств;

- воспитатели при общении с ребенком, должен использовать целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения; воспитателю надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

- стиль общения сотрудников детского сада необходимо строить на основе сотрудничества и уважения.

• задания выполняются в игровой форме;

Игра- это своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание и речь, дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.

• отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

Так можно оценить степень продвижения дошкольника по образовательной программе, при необходимости пересмотреть образовательный маршрут.

• для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное повторение и выполнение заданий.

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы приводят к тому, что им трудно или невозможно сразу самостоятельно выполнить задания и достичь желаемых результатов. Поэтому учебный материал, подлежащий многократному закреплению.

2. Общие принципы и правила коррекционной работы

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

2. Предотвращение наступления утомления.

Использование чередования умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности.

3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую деятельность детей.

Важно использовать обучение, без принуждения основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по темпу и характеру заданий.

4. Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Тот уровень речи, который есть у этих детей, - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - позволяет говорить о том, что ребенок не обладает навыками связной речи.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Чаще всего задержка речевого развития – это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Чаще то, нарушенное звукопроизношение, которое наиболее заметно при первом общении с ребенком, не является единственным проявлением аномального речевого развития. Нарушенными оказываются и другие речевые и неречевые функции.

Сюда относятся особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма, восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

В развитии речи первостепенную роль играют процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. И именно, несформированность и недоразвитие каждого из этих процессов может привести к задержке в формировании речи как средства общения.

Важно понимать, что мозг ребенка достаточно пластичен, нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания, поэтому коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в конечном итоге, направлена на стимуляцию работы мозга и развитие психических функций. Выполнение заданий заставляет ребенка анализировать, сопоставлять и обобщать. У ребенка развивается умение мыслить. Независимо от того, на развитие какого компонента речевой функции (речевого или неречевого) направлено выполнение конкретного задания, необходимо, чтобы оно подбирались с учетом индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Слишком сложное задание вызовет быструю потерю интереса, а слишком легкое не позволит расширить познавательные способности ребенка, компенсировать отставание в развитии определенных функций.

На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, его действия, качества, свойства. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Например, если ребенку дается инструкция: возьми кубик, а ребенок не знает, что это; положи красный кубик на зеленый, а он не понимает значение слов красный, зеленый, если же он не знает значения предлога на, его действия будут нецеленаправленными. Во всех этих случаях инструкция фактически остается невыполненной.

Для того, чтобы слово вызвало в памяти определенный образ, ребенок должен уже достаточно четко воспринимать этот предмет. Например, при слове чашка ребенок должен вспомнить именно чашку, а не стакан, как это часто бывает у детей изучаемой категории. Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий — глаголов (ставить, наливать, обозначение качеств (цветов, форм, определение величин) и свойств – прилагательным (стеклянный, горячий).

Таким образом, отсутствие или недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, имеющее определенную структуру: связь речевых и неречевых симптомов, и включает в себя следующие компоненты:

Развитие:

1. Моторики (общая, ручная, пальцевая, мимическая, артикуляционная);

2. Неречевых психических функций (НПФ)

- слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

- оптико-пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);

3. Речевых функций:

- фонетическая (звукопроизношение);

- фонематическая (способность различать фонемы (звуки) родного языка);

- лексический строй речи (словарный запас);

- грамматический строй речи (словоизменение и словообразование);

- семантическая (смысловая).

Следовательно, вся работа педагога представляет собой выполнение заданий, направленных на коррекцию всех этих компонентов структуры речевого дефекта.

Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде, чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, … следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

3.Методические требования к речи взрослых

• речь должна быть абсолютно правильная, литературная;

• по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

• структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

• содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

• речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. “Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е. И. Тихеева. – В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей”.

Процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, и зависит от многих факторов, одним из них является знание, о тяжести и структуры речевого дефекта. Описание причин (этиологии, структуры и проявлений общего недоразвития речи относится к области специальных знаний, но эти знания важны для воспитателя, без них невозможна полноценная коррекционно-воспитательная работа. Не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей, с речевыми нарушениями, трудно установить доверительные отношения с отдельным ребенком, учитывать его эмоциональное состояние, отделяя элементы педагогической запущенности от проявлений неврологической симптоматики, правильно организовать учебно-воспитательный процесс и создать предметно-развивающую среду.

В должностной инструкции воспитателя коррекционных групп должны быть прописаны все моменты работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Воспитатель должен знать:

- психолого-педагогические особенности детей с ОНР (общее недоразвитие речи)

- образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и адаптированную программу коррекционного направления;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

- осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда (дефектолога);

- организовывать работу по обеспечению развивающей среды в группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия — искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно — от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.

Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается дефект.

С чего же начать планирование воспитательной работы в группах для детей с ОНР? В первую очередь, следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее, т. е. создать психологический комфорт, о котором мы говорили ранее.

Организация предметно-пространственной развивающей среды имеет, очень важное, значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии речи. Организуя предметно-развивающую среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и психологическими особенностями дошкольников с общим недоразвитием речи. Нужно делать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей, речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от изучаемой на неделе лексической темы.

4. Дидактический материал в речевом центре

• материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

• пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)

• пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

• материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

• игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

• игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

• игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

• материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.

В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов: развивая навыки диалогической речи, над развитием структуры фразы, над формированием умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, описательные, сравнительные рассказы.

5. Организация логопедических досугов в детском саду для детей с нарушениями речи

Поиски новых эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, приводят многих логопедов к идее проведения логопедических досугов.

 Досуг – это комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания и социализации ребенка.

Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы логопеда в условиях введения ФГОС в дошкольном учреждении.

Практический опыт работы с детьми показывает, что любой досуг с элементами музыкально-театрально-игрового характера, а также физкультурно-оздоровительных элементов, вызывает у дошкольников интерес, способствует развитию мыслительной, речевой деятельности и физической активности.

Участие детей с речевыми нарушениями в логопедических досугах помогает им раскрепостится, получить положительный опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит соблюдать правила совместных игр и действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

В зависимости от содержания, досуговые мероприятия можно разделить на:

  • спортивно-игровые;
  • музыкально-игровые;
  • познавательно-речевые.

Логопедический досуг входит в группу познавательно-речевых досугов. На нем закрепляются и расширяются знания, полученные на коррекционных логопедических занятиях, а также занятиях воспитателей по развитию речи. Он также может включать в себя элементы спортивно-игрового и музыкально-игрового досуга, с элементами театрализации.

Логопедический досуг целесообразно проводить по окончании изучения лексической темы, для закрепления материала по обучению элементам грамоты, а также в конце учебного года как итоговое мероприятие.

В среднем дошкольном возрасте длительность логопедического развлечения составляет 20-30 минут. В старшем дошкольном возрасте длительность досугового мероприятия может составлять 40 минут.

В подготовке и проведении логопедического досуга принимают участие специалисты и педагоги ДОУ:

  • музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение, формирование неречевых функций);
  • педагог по физической культуре (развитие моторных навыков, все виды упражнений на сочетание речи и движения, развитие ритмико-интонационных компонентов речи, дыхательные упражнения);
  • педагог – психолог (упражнения на релаксацию, ароматерапия, упражнения на развитие высших психических функций, упражнения на зрительно-моторную координацию, на развитие межполушарных взаимодействий);
  • воспитатель (отработка звуков в связной речи, работа над темпом и ритмом речи, развитие мелкой моторики).

Важным направлением работы по организации логопедического развлечения является вовлечение родителей в деятельность.

Участие родителей может быть различным:

  1. Присутствие родителей на мероприятии в качестве гостя, зрителя. Это позволяет родителям увидеть и оценить личностные и речевые особенности своего ребенка.
  2. Участие родителей в подготовке досугового мероприятия. Родители закрепляют с ребенком речевой материал, заучивают текст и стихи, отрабатывают интонационную выразительность речи. Участвуют в создании костюмов, атрибутов и наглядных материалов для досуга.
  3. Непосредственное участие родителей в досуге. Позволяет родителям активно взаимодействовать со своим ребенком, совместно с ним решать коррекционные и познавательные задачи, а также почувствовать поддержку и единение друг с другом для достижения общих целей.

Досуговая форма проведения занятий в полной мере позволяет обеспечить оптимальные условия физического и нервно – психического развития, что обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

Условно речевые развлечения можно классифицировать следующим образом:

  1. Театрализованные: игры — драматизации, различные театры (кукольный, теневой, плоскостной, театр игрушек) и др.;
  2. Познавательные: КВН, викторины по изученным лексическим темам, звукам и буквам.
  3. Спортивные: аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  4. Литературно - музыкальные.

При организации речевых праздников, применяются средства эмоционального воздействия, такие как:

  • музыка, танцы: помогают создать атмосферу праздника;
  • стихи, загадки, поговорки, скороговорки: подбираются с учётом автоматизированных звуков, в соответствии с темой, должны быть короткими, чтобы не вносить скуку в праздник.
  • игры с элементами соревнований: выступают средством активизации детей.

Обязательными элементами развлечений являются:

Загадки обогащают речь, расширяют кругозор, развивают пытливость, внимание, память, помогают введению в речь детей новых звуков.

Шутки используются на празднике в перерывах между различными заданиями и играми.

Аттракционы подбираются с учётом возможностей детей. Здесь дети соревнуются в смекалке, ловкости, смелости.

Сюрпризы вызывают бурю эмоций, активизирует деятельность дошкольников. Это могут быть аудио - запись, письмо или телеграмма с просьбой о помощи, неожиданное появление на празднике сказочных персонажей, красиво оформленная коробка, посылка с сюрпризом.

Игра является важнейшим условием успешного воспитания развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

При планировании логопедических досугов стоит помнить:

  • что игра, это ведущая деятельность дошкольника;
  • что, прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей;
  • что игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний, получаемых детьми на занятиях;
  • что игра повышает интерес ребенка к занятию, способствует лучшему усвоению материала занятий.

Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования диалогической и монологической речью, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Игры включаются во все части развлечения. В речевые праздники и развлечения можно включить игры по формированию всех компонентов речи.

Для развития слухового внимания и речевого слуха используются игры «Тихо - громко», «Где звенит?», «Жмурки с голосом» и т.п

Для развития лексико - грамматического строя речи такие игры, как: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Мама - папа - дети?» и т.п.

Игры по звуковой культуре речи: «Разбросай звуки», «Подружим звуки», «Выбери картинки со слогом…», «Подскажи конец слова», «Дополни слово», «Подскажи недостающий слог», «Какого слога не хватает», «Расколдуй слово», «Найди потерявшийся звук», «Назови пропущенный слог» и т.п.

Задания и игры для развития внимания и памяти:
«Какое слово потерялось», «Что изменилось?», «Чего (кого не стало)?», «Что прибавилось?»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Подуй на пёрышко», «Листопад», «Задуй свечу», «Снегопад».

Также немаловажным является применение здоровьесберегающих технологий в логопедических досугах. Данная задача стоит перед педагогами в последнее время достаточно остро, ведь детей с речевой патологией трудно назвать здоровыми.

 Досуг позволяет:

  • использовать оздоровительные приемы (дыхательная, артикуляционная гимнастика, упражнения на укрепление осанки, глазной мышцы, профилактика плоскостопия);
  • проводить физкультминутки и динамические паузы с помощью педагога по физической культуре;
  • использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетании с движением;
  • упражняться в расслаблении и использовать психотерапевтические методы при помощи психолога.

Такая нетрадиционная форма деятельности как логопедический досуг позволяет развивать у родителей и детей творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные умения.

Во время мероприятия, дети не только закрепляют знания и речевые навыки, приобретают опыт публичных выступлений, и т.д., но и получают множество положительных эмоций.

Заключение

Для проведения мероприятий группа делится на две подгруппы:

 I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете.

II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами.

 На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

  • Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.
  • Деление по принципу «смешанных подгрупп» -  в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы объединять на занятия детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с более высоким уровнем речевого развития являются образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной   подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную   группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении мероприятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  1. Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию   использованием эффективных методов обучения.
  2. Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
  3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психоэмоциональную нагрузку.
  4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий наглядно демонстрирует эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей, обеспечивающее комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публикация статьи "Метод педагогического проектирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья  из сборника статей по реализации проекта "Крохотный мир больших возможностей".Этот проект стал победителем в конкурсе социальных проектов по работе с детьми с ОВЗ, организованны...

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Статья на тему "Фольклор в работе с детьми младшего возраста"

Статья на тему "Фольклор в работе с детьми младшего возраста"...

Статья "Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста".

В статье указано значение развивающих игр Монтессори, Воскабовича, Никитина... для развития творческих способностей, психических процессов детей дошкольного возраста. Развитие детей проходит в неприну...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...