Латерализация мозга и межполушарное взаимодействие.
статья по коррекционной педагогике

Развивая детей надо учитывать физиологические законы, согласно которым развивается организм. Не всегда стоит форсировать обучение ранним развитием. Современные учёные предлагают помочь развитию ребёнку через движение. В данном материале говорится об этапах формирования межполушарного взаимодействия, о  важности образования связей между полушариями и возможности их образования через кинезиологические упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lateralizatsiya_mozga_i_mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Латерализация мозга и межполушарное взаимодействие

  1. Раннее обучение ( обучение по левополушарному типу) приносит вред для развития ребёнка.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психическое  развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого, а другой не дополучает должного развития). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. 

Срок перехода от одного этапа психического развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если предлагаемая задача опережает психическое развитие ребенка, если она ему не в радость, происходит энергетическое обкрадывание мозга. Так, недоразвитие пространственных представлений может привести в дальнейшем, при обучении в школе, к неуспеваемости по многим предметам, а раннее обучение - к соматическим заболеваниям, минимальным мозговым дисфункциям, неврозу, тикам и т.д. Вот почему раннее обучение детей чтению, письму и счету просто недопустимо. Особенно это касается мальчиков. Стараясь как можно лучше подготовить ребенка к школе, мы тем самым заменяем его психическое развитие преждевременным обучением левого полушария. Собственно на это направлены и некоторые программы детского сада. Их содержание предполагает интенсивное развитие логики, анализа, формирование учебных навыков, умений. А за все это «отвечает» также левое полушарие. «Взаимодействие полушарий в норме реципрокно (взаимно), - пишет Р.М. Грановская, - т.е. при обработке информации в одном полушарии другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявления его функций». Ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария, прежде всего на энергетическом уровне, затормозит общее психическое развитие ребенка. К семилетнему возрасту у него должны быть полноценно развиты прежде всего функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе.

  1. Так что же нужно сделать, чтобы развитие ребёнка было гармоничным и не было проблем в обучении?

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое.  

Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.

Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом, состоящим из моторных и сенсорных аксонов, называемых мозолистым телом, которое осуществляет быстрый доступ информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению.

Современные физиологи считают, что обучение в дошкольном возрасте должно идти по правополушарному пути. К моменту прихода ребёнка в школу у него больше развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение должно быть правополушарным у дошкольников и у младших школьников - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Стоит учитывать, что для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, известно, что фонематический слух является функцией левого полушария. Но, прежде чем стать звеном речевого  звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Ещё один момент касается формирования индивидуальной латерализации. 

У ребёнка в возрасте до двух лет оба полушария головного мозга равноценны по своим функциям. С возрастом происходит разделение функций обоих полушарий. Оба полушария соединяются между собой нервными волокнами (мозолистым телом мозга), благодаря чему между ними идёт постоянный обмен информацией.

Специализация больших полушарий у каждого ребёнка происходит с разной скоростью. В среднем образное полушарие испытывает скачок роста дендритов в 4-7 лет, логическое в 9-12 лет. Латеральность рассматривается как выражение специализации каждого полушария мозга. Она является позитивным знаком завершённого процесса доминирования того или иного полушария и тем самым –формирования полноценного функционирования мозга. Если дети в младшем школьном возрасте продолжают менять руку, то это указывает на замедленное развитие головного мозга.  Профиль индивидуальной латерализации в нормальном онтогенезе должен сформироваться к 7-8 летнему возрасту. Его несформированность в этом возрасте могут свидетельствовать об отклонениях или отставании в развитии.

Нейропсихологи также утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин проблем в обучении. Слабая связь между полушариями головного мозга препятствует нормальному функционированию обеих сторон тела ребёнка, что может привести к возникновению трудностей в пространственной ориентации. Каждый мыслительный процесс базируется на функциональной обработке информации обоими полушариями головного мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. 

Чем более активно используются оба полушария, тем больше дендритных связей образуется в мозолистом теле и миелинизируется. Полностью сформированное мозолистое тело передаёт 4 млрд. сигналов в секунду через 200 млн. нервных волокон. Интеграция и быстрый доступ информации стимулируют развитие операционного мышления и формальной логики. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных волокон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечивает у них более высокие компенсаторные механизмы.

При замедленном развитии созревание мозолистого тела, которое связывает своими нервными путями оба полушария, задерживается, поэтому обмен информацией между полушариями проходит замедленно.(К.Барт)

Таким образом, для координации в работе ведущего полушария нейропсихологии рекомендуют использовать «программу формирования нейропсихологического пространства ребёнка» или кинезиологические комплексы упражнений (комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией и происходит синхронизация работы мозга. (А.Л. Сиротюк)

3.Этапы созревания полушарий мозга и формирование межполушарного взаимодействия.

Формирование межполушарного взаимодействия включает ряд ступеней. Этот процесс, предшествующий функциональной латерализации мозга, затем идёт параллельно с ней по всем правилам гетерохронии и имеет свою периодизацию.

Дебют формирования комиссуральных предпосылок парной работы мозга может быть отнесён к 3-5 месяцам беременности.

На первом этапе (от внутриутробного развития до 2-3 лет) закладывается базис для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных и нейрохимических ассиметрий, лежащих в основе соматического, аффективного и когнитивного статусов ребёнка. заключительным аккордом функциональной активности межполушарных связей субкортикального уровня является избирательно латерализованная стволовая активация, возникающая в период адаптации речи. Простыми словами говоря: если ребёнок в это время находится в достаточном речевом окружении, то энергия направляется в левое полушарие, что и является предпосылкой развития речевых функций, если нет досточной речи вокруг, то энергия направляется в правое полушарие.

Этап от 3 до 7-8 лет характеризуется активацией межгипокаппальных комиссуральных систем (комиссуры нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями). Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю. Развитие полушарий должно проходить совместно и развитие правого полушария способствует развитию функций левого полушария. Например: фонематический слух до его фокусировки в левом полушарии должен быть максимально обеспечен прелингвистическими правополушарными компонентами, всесторонним взаимодействием ребёнка с окружающим миром, где всё имеет своё имя . Поскольку именно дефицит гемисферного переноса приводит к грубейшим задержкам речевого развития. Другой пример: до того, как в обиходе ребёнка появятся слова 2выше», «ниже», 2вперёд, «голова», «левая рука» то есть актуализируется соматорефлексия и вербальная маркировка пространства (левое полушарие), в правом должны в полной мере сформироваться соматогнозис и непосредственно-чувственное взаимовлияние с объектами внешнего мира.

В возрасте от 7 до 12-15 лет происходит становление межполушарного взаимодействия. До этого мозолистое тело обеспечивало взаимодействие задних отделов правого и левого полушарий и контролировало нижележащие комиссуральные уровни. Итак, созревание мозолистого тела завершается только к 12-15 годам. До этого возраста межполушарное взаимодействие осуществляется при помощи комиссур. Зрелость мозолистого тела обеспечивает межполушарную организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации – регуляторном уровне . Это позволяет ребёнку не только выстраивать программы поведения, ставить перед собой цели, но и контролировать их в зависимости от изменяющихся условий.

4. Признаки функциональной несформированности мозолистого тела.

  1. У ребёнка не сформированы доминантные рука, глаз, ухо. Это не значит, что они левши или амбидекстры. У них указанная доминантность формируется позже, к 9-10 летнему возрасту.
  2. Ребёнок демонстрирует первичную несформированность координацию рук (Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.)

  1. Ребёнок демонстрирует  несформированность конвергенции глаз.
  2. Выявляется обилие зеркальности при восприятии, запоминании, написании букв и цифр.
  3. Прослеживаются системные реверсии (просмотр картинок справа налево).
  4. Тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные различия при выполнении одного и того же задания правой и левой руками (рисунок, копирование, конструирование, письмо и т.д.)
  5. Обнаруживается несформированность фонематического слуха, что особенно ярко проявляется на следах памяти и в письме, трудности при переводе звукового образа в графический  - обилие перестановок, утраты гласных, угадывающее чтение (в кустах- вукстх, полезный- лпознй)
  6. Трудность называния изображений, особенно тех, которые находятся в левой половине страницы.
  7. При исследовании памяти краевые эффекты: запоминается первый и последний эталоны.

5. Задачи развития межполушарного взаимодействия:
• развитие эмоциональной устойчивости к негативным факторам;
• развитие координации движений;
• успешное усвоение информации и ее анализ;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие памяти, внимания, мышления;
• развитие речи.
Корригирующие занятия, ориентированные на формирование межполушарных взаимодействий, доказывают, что все трудности элиминируются достаточно быстро.

6 . Что такое кинезиология и межполушарное взаимодействие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон ( мозолистое тело, межполушарные связи).

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений и специальных кинезиологических упражнений  образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста.  Применение кинезиологических упражнений дают эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Кинезиологические упражнения полезны и для старших дошкольников. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

  1. Это могут быть кинезиологические упражнения, выполняемые руками:

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

«Цветочек»

Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

«Коза-корова»

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» 

  1. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
    «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
    Червяк дорогу сверху вниз
    В огромном яблоке прогрыз.

    «Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
    На поляне большой
    Стоит печка с трубой.
     «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
    «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
     «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
    «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Кинезиологические упражнения. выполняемые всем телом:
  2. Кинезиологические упражнения, выполняемые всем телом:

- Модифицированный вариант велосипеда – ребёнок имитирует ногами езду на велосипеда, касаясь при этом локтём (ладонью противоположного колена), одноимённого колена. противоположного колена.

-Брёвнышко, когда дети перекатываются сначала в правую сторону. а затем в левую

- Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук- выполняется сначала в свободном темпе. потом под ритм.

- Перекрёстные и односторонние движения. Обязательное условие – начинать заканчивать перекрёстными движениями.

- Цыганочка. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться. Левой рукой до поднятого правого колена, вернуться, потом сзади правой рукой до левой пятки, затем левой рукой до правой пятки.

- Игры в мяч и кольцеброс.

- «Перекрёстные ладушки» -  не только руками, но и ногами.

- «Перекрёстные шаги».  Дети идут,  делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

7. Игры на формирование межполушарного взаимодействия

Нейроигры – это эффективные методики, позволяющие без медикаментов помочь детям при некоторых видах нарушений.

Преимущества использования нейроигр:

игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.

«Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание со скороговоркой. Например: У Савы кактус, а у Алисы сумка.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

 Зеркальное рисование.

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
1. Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
2. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
3. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если упражнения будут выполнены на улице, например.
4. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
5. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
6. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
7. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в работе оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика неуспеваемости в школе: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Практические рекомендации по развитию координации движений и моторики ребенка, способствующей развитию межполушарного взаимодействия головного мозга....

Развитие межполушарного взаимодействия мозга посредством дидактического пособия

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга»)

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие(«гимнастика мозга»)...

Игры и упражнения Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга

В материале представлены игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы, как педагогами так и родителями....

Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге

В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мо...

«Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Гимнастика для мозга»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкольники с трудо...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон...