знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Иванова Ольга Ивановна

Знакомство детей с писателем Успенским. С его произведениями и главными героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_uspenskim.pptx1.27 МБ
Файл ivanova_o.i.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ознакомление с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского с использованием традиционных логопедических приемов» Воспитатель : Иванова О.И.

Слайд 2

Эдуар Николаевич Успенский

Слайд 3

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области . Эдуард Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует следующую серию детских книг: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Слайд 4

Загадки Знают взрослые и дети- он один такой на свете. Он не зайчик и не слон, но ушастый все же он. Не нужна ему рубашка-он игрушка ...

Слайд 6

На гармошке он играет, с днем рожденья поздравляет. Он зубаст, но все же мил. Это .....

Слайд 8

Все узнает, все достанет. Всем мешает и вредит. У нее подружка – крыска , В дамской сумочке сидит. ...

Слайд 11

В Простоквашино живет, Всем газеты разнесет. Отдохнет чуть на крылечке Почтальон известный ....

Слайд 14

Разыскивают дядю, Которому шесть лет. Нашедшему в награду Дадут велосипед. Кто он.....

Слайд 16

Всем известен этот кот, он хозяйство сам ведет: убирает, шьет, готовит и корову даже доит.

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и  педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, в 2022-2023 учебном году

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38» Асбестовского городского округа

________________________________________________________

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, вопросы индивидуализации обучения одарённых и талантливых детей в условиях образовательной организации:

Технология проектного обучения; образовательные проекты

_____________________________________________________

Тема работы: Конструкт занятия для детей с тяжелым нарушением речи разновозрастной группы «Ознакомление с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского с использованием традиционных логопедических приемов»

________________________________________________________

Форма представления в финальном этапе: открытое занятие

_______________________________________________________

                                 Автор: Иванова Ольга Ивановна,

         воспитатель,

                                  высшая квалификационная категория,

             

Асбестовский городской округ

    2022-2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел………………………………………………………..

3

1.1.

Пояснительная записка………………………………………………

3

1.2.

Цель, принципы, структура программы………………………

5

1.3.

Планируемые результаты……………………………………

6

2.

Содержательный раздел…………………………………………………………

7

2.1.

Сценарий игрового мероприятия ……………………………

7

3.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (список литературы)………………………………………………….

12

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Все творчество писателя-сказочника Эдуарда Успенского посвящено желанию научить детей быть добрыми, отзывчивыми. Веселые приключения рассудительного Дяди Федора, обаятельного крокодила Гены и их друзей нравятся детям и взрослым. Смешные книги написаны около 40 лет назад. Ими зачитывались несколько поколений. Но нашим детям и внукам кажется, что книги написаны именно для них. Замечательные мультфильмы сняты по их сценарию. И каждый раз мы ждем продолжения веселых сказочных историй. В чем секрет популярности?

Эдуард Успенский объясняет этот феномен простыми словами. Цель каждой сказочной истории – подарить детям ощущение хорошего и веселого мира. Нельзя постоянно указывать детям на негативные стороны жизни. Дети поверят, что так и должно быть, привыкнут жить со злом. В каждой книге добрые герои должны своими поступками попытаться сделать мир лучше. В жизни ребятишкам необходима любовь и доброта окружающих. Это вовсе не значит, что сказки Эдуарда Успенского заставляют смотреть на все сквозь розовые очки. Они учат, что доброта делает мир краше, веселее.

Одной из главных идей творчества Эдуарда Успенского — научить детей дорожить дружбой. Детский писатель должен быть проповедником доброты, уважения к родителям, бережного отношения к четвероногим друзьям. Поэтому в веселой сказке «Крокодил Гена» автор вопреки злым намерениям старухи Шапокляк старается всех персонажей сделать друзьями. Попав в сказочную деревню Простоквашино, Шарик, кот Матроскин становятся любимыми героями, друзьями и поддержкой Дяди Федора.

Хорошая, добрая книга развивает воображение ребенка. Эдуард Успенский говорит, что готов за хорошую книгу отдать пять телевизоров. Только чтение хорошей литературы учит фантазии, способности мыслить.

На экранах телевизора много жестокости. Должно быть побольше добрых мультфильмов. Крокодил Гена, Дядя Федор, Чебурашка — добрые любимые сказочные персонажи. Неуклюжий отзывчивый Чебурашка заботится о собачке, находит верных друзей и строит Дом Дружбы. Добрые дела находят отклик в сердцах окружающих, множатся. Сделав доброе дело, можно собой гордиться. Скучно жить для себя одного. Непоправимое горе - быть одиноким. Только найдя друзей, можно стать счастливым.

Часто в детстве ребенок одинок, если он не похож на других. Помните стихотворение Успенского о рыжем, конопатом мальчике? Но если взглянуть на золотое рыжее солнышко, то и маленький конопатый мальчик не одинокий в этом мире. Не стоит в себе замыкаться.

Эдуард Успенский обожает клоунов. Однажды в интервью он сказал, что если бы люди были хоть немного похожи на смешных клоунов, мир стал бы добрее. В семьях, где царит доброта, дети по-настоящему счастливы.

Произведения знаменитого писателя-сказочника радуют детей в России, Финляндии, Китае, Голландии, Японии, Франции, США и других странах. С нетерпением ждем новых добрых сказочных историй.

Актуальность.  В наше время у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к российской художественной литературе. Книги часто заменяются телевизором, планшетом, телефоном, где дошкольники смотрят фильмы не очень хорошего качества. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Большинство детей не знают авторов любимых произведений. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

      Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений Э. Успенского, так как они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

     Анализ сказок и стихов Э. Успенского позволяет детям понять и почувствовать их содержание и художественные достоинства, поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги Успенского несут в себе добро, справедливость, веру в великую Дружбу.

  1. Цель, принципы, структура программы

Цель:

- развитие и закрепление устойчивого интереса к произведениям Эдуарда Николаевича Успенского.

Задачи занятия:

1.Познакомить с творчеством Э. Успенского; привлечь внимание детей к автору книг.

2.Воспитывать у детей интерес к произведениям.

3.Продолжать обогащать словарный запас детей новыми понятиями.

4.Развивать любознательность, внимание, кратковременную и долговременную память, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение классифицировать и обобщать, творческие способности.

5. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Предварительная работа.

Чтение книг и просмотр фрагментов мультфильмов:

«Крокодил Гена и его друзья».

«Дядя Фёдор, кот и пёс» и т. д.

Выставка в книжном уголке.

Занятие: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность деятельности: 35 минут.

Отличительные особенности занятия. Осуществляется через различные направления работы: использование артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие мимической мускулатуры, на развитие мелкой моторики пальцев рук,  применение ИКТ.

  1. Планируемые результаты

  1.Расширение знаний о творчестве Э.Н. Успенского.

 2.  Повышение интереса детей к произведениям художественной литературы.

3. Расширение словарного запаса слов: Эдуард Успенский, произведение, Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк, кот Матроскин, почтальон Печкин.

4.  Развитие бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам.

       

Оценка результативности занятия проводится на основе рефлексии дошкольников.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Сценарий игрового мероприятия

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Ознакомление с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского с использованием традиционных логопедических приемов»

Цель: познакомить детей с творчеством Э. Успенского.

Задачи:

1. Познавательное развитие:

  • пополнять литературный багаж детей ;
  • развивать интерес к художественной литературе;
  • содействовать развитию у детей устойчивого внимания, памяти и логического мышления.

2. Речевое развитие:

  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.

3. Художественно-эстетическое развитие:

  • прививать любовь к стихотворному творчеству;
  • развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Коррекционные задачи:

  • развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
  • формировать целенаправленное внимание;
  • закрепить умение согласовывать речь с движением.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: чтение фрагментов сказок Э. Успенского, просмотр фрагментов из мультфильмов «Простоквашино», «Чебурашка и крокодил Гена», «Про Веру и Анфису».

Оборудование: экран, проектор, мольберт.

Раздаточный материал: «Собери картинку», карандаши, колечки су-джок.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

1.Организационный момент.

Воспитатель вместе с детьми заходят в зал.

Воспитатель обращает внимание на книги которые стоят на столе.

Воспитатель , а вы знаете сказку про Чебурашку и крокодила Гену, а Простоквашино?

Ответы детей.

Воспитатель Ребята ,а знаете ли вы кто автор этих произведений?

Ответы детей.

2.Основная часть.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с замечательным детским писателем Эдуард  Николаевич Успенским и героями его произведений. 

Беседа об Э. Успенском, его произведениях

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Сегодня мы с вами познакомимся с писателем Эдуардом Николаевичем Успенским. Познакомимся с героями его произведений..

(Открываем страничку с портретом Эдуарда Успенского).

 Воспитатель: Это Эдуард Николаевич Успенский, который написал большое количество детских веселых повестей и стихов. Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Сочинять для ребят Эдуард Успенский стал еще в школе, в старших классах. Он был вожатым у первоклашек и для них были его первые шутливые рассказы и стихи. Позже, когда Эдуард Николаевич работал в пионерском лагере, его воспитанники, прочитав все интересные книги, требовали еще и еще. И вот тогда у Эдуарда Успенского появились истории про Чебурашку и крокодила Гену.

По мотивам его книг были созданы мультфильмы, которые знаете и вы, и ваши родители. Давайте вспомним, какие сказочные герои есть в произведениях Эдуарда Успенского.

- А сможете вы отгадать загадки про героев его книг?

Игра «Угадай героя, созданного Э. Успенским»

(после правильного ответа на экране появляются изображения героев)

- А сможете вы отгадать загадки про героев его книг?

Загадки:

1. Знают взрослые и дети-

Он один такой на свете.

Он не зайчик и не слон,

Но ушастый все же он.

Не нужна ему рубашка- он игрушка (Чебурашка)

Пальчиковая игра с карандашом «Чебурашка пошел гулять»

(Зажать карандаш между указательным и средним пальцеми. Указательный с средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш.)

 

2. На гармошке он играет,

С днем рожденья поздравляет.

Он зубаст, но все же мил.

Это  (Гена крокодил)

 Мимические упражнения от крокодила Гены        

Гена удивился, Гена рассердился, Гена грустит, Гена обрадовался (поднять бровки вверх, нахмурить бровки, улыбнуться)

3. Все узнает, все достанет.

Всем мешает и вредит.

У нее подружка-крыска,

В дамской сумочке сидит… (Шапокляк)        

Физминутка:

Чебурашка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Гену видно не нашел.

Чтобы Шапокляк достать, на носочки нужно встать.

 

4.В Простоквашино живет,

Всем газеты разнесет.

Отдохнет чуть на крылечке

Почтальон известный ( Печкин)

Упражнения с массажными кольцами су джок.

Описание:дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Выполняем сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик- в лес пошел,

Этот пальчик- гриб нашел,

Этот пальчик- занял место,

Этот пальчик -ляжет тесно,

Этот пальчик- много ел

От того и растолстел.

5.Разыскивают дядю,

Которому шесть лет.

Нашедшему в награду

Дадут велосипед. (дядя Федор)

«Собери картинку» Сейчас вам нужно собрать из резанных картинок целую картинку. Затем вы должны сказать из какого произведения эта картинка

6.Всем известен этот кот,

Он хозяйство сам ведет:

Убирает, шьет, готовит

И Корову даже доит. (кот Матроскин)

Артикуляционная гимнастика «Остужаем молоко», «Лакаем молоко»

Викторина со сказочными персонажами.

- Кто такой Гена? (крокодил)

- Где работал крокодил Гена? (в зоопарке)

-Какого цвета был Чебурашка? (коричневого)

- Как звали мальчика из мультфильма « Трое из Простоквашино»?(дядя Федор)

-Какой журнал выписывал себе дядя Федор? (Мурзилка)

- Кто умел вышивать крестиком и играть на гитаре? (Матроскин)

- Продукт от коровы Мурки?         (молоко)

- Как зовут самого известного почтальона?        (Печкин)

-Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Федора ? (велосипед)

«Музыкальный вопрос» (Для прослушивания включаются музыкальные произведения)

«Песенка крокодила Гены»

Песня старушки Шапокляк

Песня Простоквашино «Кабы не было зимы»

Песенка Чебурашки

Рефлексия

Воспитатель: - Про какого писателя мы с вами говорили?

 Какие герои из сказок Э. Успенского вам больше понравились?

Ребята, какие вы все молодцы! Ответили на все мои вопросы, выполнили все задания. И за это ребята, почтальон Печкин передал вам посылку от дяди Федора

(Детям вручаются угощенья)

3. Обеспеченность методическими материалами

и средствами обучения и воспитания

  1. Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский : [рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников] // Начальная школа. - 2002. - № 12. - C. 10-12.
  2. Могильникова Т.В. Любимые книги любимого писателя : [кукольное представление по творчеству Э. Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 7. - С. 13-17.
  3. Сафонова Н. Е. В театр - с Эдуардом Успенским : [сценарий литературного праздника] // Педсовет. - 2002. - № 5. - С. 13-15.
  4. Шишигина Т. С. Добро пожаловать в Простоквашино! : сценарий семейного конкурса по книжкам Э. Н. Успенского / Т. С. Шишигина, Н. И. Зырянова // Читаем, учимся. играем. - 2004. - ; 3. - С. 88-92.
  5. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья «Комета» 1993г.с 3-10.
  6. Власова Е. Ю. Книжкины именины: У "Крокодила Гены и его друзей" - юбилей! : [литературная конкурсная программа к 40-летию книги Э.Н. Успенского] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - С. 16-18.
  7. Вяткина Н. В. "День рожденья только раз в году" : театрализованная викторина к 70-летию Э.Н. Успенского для детей 4-5 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 14-15.
  8. Галкина Н. И. "Катится, катится голубой вагон" : [игра-путешествие по произведениям Э.Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 8. - С. 127-130.
  9. Дмитриевич В. Кроссворд "Стихи Эдуарда Успенского" // АБВГД. - 2002. - № 7.

      10.Горшкова Л. В. Дядя Фёдор и его друзья: [сценарий литературного лото по книгам Э.    

         Успенского] // Читаем, учимся. играем. - 2004. - № 1. - С. 45-47.

11.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард Николаевич Успенский "Дядя Федор пес и кот"

Чтение художественной литературы в детском саду. Дети ПРОСТО ОБАЖАЮТ ЭТУ КНИЖКУ!...

Презентация для родителей. Эдуард Николаевич Успенский – наш любимый детский писатель .

 Успенский Эдуард Николаевич – поэт, детский прозаик, драматург, сценарист. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Еще в школе был назначен вожатым к малышне. С тех ...

Конспект НОД в подготовительной «А» группе (ТНР) по «Речевому развитию» (чтение художественной литературы) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок» Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна

В ходе этого занятия дети знакомятся с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого, совершенствуют свои умения вести беседу по содержанию литературного произведения. Дети учатся осмысливать и оценива...

«Путешествие по страницам произведений Эдуарда Николаевича Успенского» (для детей с ОВЗ 4-6 лет )

Совместная работа педагогов, детей и их родителей над творческим наследием Эдуарда Успенского...

(чтение художественной литературы в подготовительной группе) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок»

(чтение художественной литературы в подготовительной группе)Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстогои его рассказом «Прыжок»Воспитатель: Ворошилова Любовь ВладимировнаЗадачи:обра...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок»

Конспект ООДпо «Речевому развитию» (чтение художественной литературы) в подготовительной группе на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его расск...

«В гости к Эдуарду Николаевичу Успенскому»

Информационно - творческий проект: " В гости к Эдуарду Успенкому"...