Методическая разработка: «Мяч - в психологическом развитии и коррекции. Практический опыт».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Щеголева Алевтина Владимировна

. Актуальность. Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по  мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный  игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.

Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.

Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №170»

Методическая разработка:

«Мяч - в психологическом  развитии и коррекции. Практический опыт».

D:\Рабочий стол\дет сад 170\фото занятий\октябрь фото видео\20221014_102813.jpg                             D:\Рабочий стол\дет сад 170\фото занятий\октябрь фото видео\20221017_100426.jpg

Подготовил:

педагог-психолог Щеголева А.В.

       

                                             ОРЕНБУРГ, 2022 г

Содержание

1. Актуальность.

2.Мяч–в младшем дошкольном возрасте. «Дары Фребеля. Дар №1».

3. Мяч – в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации, моторного планирования, межполушарного взаимодействия.

4. Мяч в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет. Игры с мячом для развития навыков саморегуляции.

1. Актуальность. Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по  мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный  игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.

Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.

Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте.

2.Мяч–в младшем дошкольном возрасте. «Дары Фребеля. Дар №1».

Ф. Фребель  - немецкий педагог, создатель понятия «детский сад». Именно он впервые задумался о том, что ранний возраст - это нужный и необходимый этап развития ребенка. «Дары Фрёбеля – это первые в мире – систематизированные дидактические игры с предметами. Система развития ребенка по Фрёбелю – это игры с «дарами».

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление при знакомстве с Даром Фрёбеля №1 – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фрёбеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками детям в ДОУ довольно безопасно. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Игра «Вязаные мячики» (для детей 3-4 лет).

     В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

  1. Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание,

метание, ловля и катание)

  1. Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету»,

 «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?»,

«Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков», «Подбери по цвету».

  1. Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности

4. Знакомство с направлением движения: упражнения

- «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я  пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

-«Скачут мячики» (движения вверх-вниз),

- «Часики» (движения маятниковые),                                                                                                    

 - «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)

 «Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

 - «Рыбка» (плавательные движения),                                                      

 - «Голуби» (летательные движения)

5.Знакомство с окружающим:

6. Хороводы с использованием мячей

Каждое занятие с мячами Фрёбеля сопровождается с детьми

маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

 Задача даров Фридриха Фрёбеля, кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Таким образом, Фрёбель ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

3. Мяч – в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации, моторного планирования, межполушарного взаимодействия.

В основном на своих занятиях я использую  упражнения на  развитие межполушарных связей с добавлением мяча.

Игры с мячом: «Ладушки».

Вначале игры хлопаем в обе ладоши, затем по очереди левой и правой. Когда ребенок усвоил эти движения добавляем мяч.  Далее усложняем ход игры - при каждом соприкосновении обмениваемся мячиками, передавая их друг другу. Упражнение проигрывать возможно сопровождая стихотворением, тем самым развиваем еще одну регуляторную функцию – речь.

«Лягушка-хохотушка».

Садимся напротив ребенка и передаем мяч из рук в руки повторяем несколько раз. Усложняем задание : перекрещиваем руки, во время передачи мяча. И  теперь добавляем сопровождение стихами :

Лягушка-хохотушка

Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
Днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.

4. Мяч в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет. Игры с мячом для развития навыков саморегуляции.

Для развития навыков саморегуляции возможно использовать различные психологические игры. «Беги –стоп», «Солнце и дождь» и многие другие.

Но есть игры с мячом, которые очень часто используют психологи, когда необходимо помочь ребенку, быстро усвоить навыки саморегуляции.

«День –ночь»

Я буду читать тебе стихотворение,  рассказ, сказку, а ты  каждый раз, когда услышишь слово «день» или слово «ночь» подкидывай мяч вверх.

Возможно играть в эту игру и в группе, только тогда разбиваем детей на пары, и каждому из них даем по мячику. Каждый раз когда вы услышите слово «день» или слово «ночь» обменивайтесь мячами. Я для этой игры использую  «Дары Фрёбеля» - вязаные мячики. Для первоначальной игры используем короткие рассказы и стихи,  счасто встречающимися словами-активаторами, далее усложняем и все реже даем слова-активаторы. Таким образом увеличивая время – (Выдержку).

Литература

1.Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».2019

2. Мухаматулина Е., Михеева Н. «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра», Издательство: Генезис, 2021 год.

3. Баум Х. «Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.», Издательство Теревинф, 2020 г., с.-144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми реч...

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....

Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н

Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного модели...

Методическая разработка: Презентация к занятию по коррекции речи детей с ТНР

Методическая разработка: "Презентация к занятию по коррекции речи детей с ТНР" адресована учителям-логопедам. В презентации представлен визульный материал, который поможет в формировании у д...

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима».

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима»....

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...

Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.

На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...