Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Романова Татьяна Николаевна

Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста.

                                 Воспитатель : Романова Т.Н

Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаков –символический язык;

- работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

-развитие умения дешифровки модели;

 

-формирование навыка самостоятельного моделирования.

 В логопедической работе с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи, моделирование  выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.

 В своей работе я использую различные игры и упражнения.

  1. При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слова со слоговой схемой. Дети подготавливаются  к формированию навыка послогового чтения.

 

«Рисуем слова»

Дети учатся с помощью фишек  выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши.

МАК, МАМА, МАШИНА

 Пирамида

Дети учатся делить слова на слоги

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя.

 Хлопки

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой

Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.

 Найди свое место

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

 

  1. Подбери действия

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

По три шага прошагать –

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

      2)Веселый мяч

Дети учатся употреблять в речи предлоги « на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой

Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова ( предлоги), встречающиеся в стихотворении , по картинкам.

Вот играет Буратино В мячик весло с Мальвиной. Ты, дружок, реши задачу: Кто куда закинул мячик?

                                     

                                   

3) Распредели по секторам

Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами .

 

Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам , сверяясь с символами – знаками.

 4) Поезд

 Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.  

Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку

   

                  При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод  наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

 

- познакомить детей с понятием  «слово» и его протяженностью.

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/ мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык послогового чтения.

 

  1. Рассели картинки в дом

Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.

Дошкольникам  предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где « живет» заданных звук в слове, а также в какой дом

« поселить» картинку.

  1. Спичка-ватка

Дети учатся различать твердые и мягкие звуки и соотносить картинки с символами (спичкой-ваткой) на перфокарте.

Дошкольникам  предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют с ваткой.

Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.

  1. Куда перелетела бабочка?

Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на

карточке –схеме с помощью бабочки.

Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части , и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелит бабочка: если звук в начале слова - в первый квадрат (со звездочкой), если в середине – во второй, если в конце-в третий.

  1. Чьи следы?

Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.

Дошкольникам предлагаются карточки-схемы  со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.

                         При обучении связной речи

В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

- пересказ;

-составление рассказов по картине и серии картин;

-описательный рассказ.

 

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

-усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

 

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

-обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

 Загадки – описания

Дети учатся  по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

Живое

Форма-овальная   Величина – большая

Цвет –рыжий        Мех –пушистый    живет – в норе

Рассказы по модели

О дарах осени

Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ « О дарах осени»

Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.

 План рассказа:

- семечко

- способы ухода

-всходы

-плоды

Доскажи сказку  

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником.

В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой – последующего.

Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки;

попробовать рассказать о них же в обратном порядке : справа налево.

Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

Волшебные картинки

 Дети учатся осмысленно запоминать отдельные предметы, но и целые тексты.

Дошкольникам  предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста" разработана Смирновой Ольгой Ростиславовной...