Взаимодействие ДОУ с семьей. Детская агрессивность
консультация по коррекционной педагогике

Долженко Ольга Владимировна

В консультации раскрыта проблема возникновения агрессии у детей дошкольного возраста, приведены игры для снижения уровня агрессии и анкета для родителей для выявления критериев агрессивности у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_dou_agressiya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ».

 «Детская агрессивность». 

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей». Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Дошкольный возраст – это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. Малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, непредсказуемым в своем поведении.

Часто от родителей именно дошкольников можно слышать высказывания о том, что ребенок еще недавно был скромный, послушный, никогда не задирался, а теперь его будто подменили. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

        1) ухудшением социальных условий жизни детей;

        2) кризисом семейного воспитания;

        3) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия  в виде

               повреждений головного мозга ребенка;

        4) невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Что же является основными причинами агрессивного поведения. Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

  1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
  2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
  3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивного ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в любви, ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Работа педагогов  с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение  детей приемлемым способам выражения гнева.  
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих   вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Уже в детском возрасте нам внушают, что проявление гнева — недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию. От гнева надо освобождаться и взрослые должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными  способами (словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте, играх, направленных  на снятие агрессии и пр.)

Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко  не всегда ребенок признаётся, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Причина – неумение адекватно оценивать своё состояние, и тем более состояние окружающих.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать различные этюды, разрезные шаблоны, таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний, рисование. Кроме того, педагог может проводить беседы, упражнения и игры.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Их не волнует то, что другим может быть неприятно, плохо. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить своё поведение со стороны. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации.

Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, не помешает избавиться от привычки обвинять его во всем. Ребенок, который и так  уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таких случаях полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимения «я», а не «ты». Ребенок удивлен, появляется возможность для конструктивного диалога.

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен, прежде всего, наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.                                        Можно организовать в детском саду тематическую встречу с детским психологом. Родители могут узнать много интересных фактов о своей проблеме и получить рекомендации специалиста.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях  рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада. Эта информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своём ребенке, о причинах возникновения негативного поведения.

Семейный  клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания – одна из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Известно, что положительный опыт семейного воспитания знакомой семьи нередко оказывает более действенное влияние на других родителей, чем рекомендации и примеры из литературы. Он имеет существенное значение и для совершенствования педагогического мастерства воспитателей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр.

Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить.

Р.Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. Не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия таит в себе опасности. Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинства сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком. Эффективность его зависит от того, понял ли ребенок сам, что заслужил его. Уважайте личность в вашем ребенке.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Все перечисленные способы и приемы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять. И задача родителей – научиться самим и научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы, с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок может стать более агрессивным (и педагоги всегда предупреждают родителей об этом), но через 4 — 8 занятий, по-настоящему отрегулировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров»,  «Тух-тиби-дух».

Подвижные игры

«Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)  Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: 4 А ты, ..., солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, по и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997)  Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

 «Тух-тиби-дyx» (Фопель К., 1998) Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)        Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Рубка дров» (Фопель И., 1998)     Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997)         Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Л теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Прогулки с компасом» (Коротаееа Е.В., 1997)         Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«Головомяч» (Фопель К., 1998)                Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно па живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4 — 5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Толкалки» (Фопель К., 1998)         Цель:  научить детей контролировать свои движения.  Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

                С целью выявления агрессивности у ребенка  можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки» что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10.  Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13.  Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14.  Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15.  Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16.  Легко ссорится, вступает в драку.
  17.  Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18.  У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19.  Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20.  Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15 — 20 баллов.

Средняя агрессивность —7 — 14 баллов.

Низкая агрессивность — 1 — 6 баллов.

Данные критерии  приводятся для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Консультация для родителей "Детская агрессивность, как ответная реакция на неблагополучные условия воспитания в семье"

 Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей.  Под  чутким руководящем родительским началом, ре...

Программа взаимодействия ДОО с семьями воспитанников «Детский сад + семья»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.Р...