Нейрографика как современный метод арт-терапии.
статья по коррекционной педагогике

Варьюла Татьяна Николаевна

Статья по основам нейрографики и проведения базового Алгоритма АСО1 у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrografika.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

                   Нейрографика как современный способ арт-терапии.

“Мы берем в руки маркер и с помощью специального языка создаем такое повествование, которое само собой организовывает нашу жизнь. И благодаря этому мы можем делать с жизнью все, что угодно. Мы с опорой на маркер можем создать ту историю, которую хотим в своей жизни воплотить. Это как самопрограммирование. Мы отказываемся от любой другой помощи и сами творим свою жизнь” Павел Пискарев

             С развитием науки, медицины и педагогики все большая часть исследователей занимаются ресурсным состоянием  нашего мозга, и на сегодняшний день множество трудов посвящено левому и правому полушарию мозга. И действительно, это становится актуальным так как многие ученые доказали эффективность в специальных упражнениях на развитие мозга. Так, например, физиологи подтверждают связь рук с развитием мозга, через развитие мелкой моторики. Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н.А. Бернштейн. Он указывал, что психика

формируется в движении. Все психологические процессы, происходящие на глубинном уровне, осознанные и неосознанные, имеют отражение в положении наших рук, жестикуляции и мелких движениях пальцев.

        Физиологическое исследование, проведенное Т. П. Хризман и М. Н. Звонаревой выявило, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной орган во всем многообразии трудовой деятельности. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудовой деятельностью, что стала вспомогательной выразительной частью нашего языка.

Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают важное стимулирующее влияние функций руки. В этой связи важно отметить, что эффективным методом развития двигательной активности является метод П.М. Пискарева «Нейрографика».

Нейрографика- это метод рисования нейронных линий. Линия – это мысль. Линия которая способна передавать и смысл, и чувства.

В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский и другие указывают на то, что мелкая моторика очень важный двигательный компонент,  посредством которого развиваются высшие свойства сознания, такие как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Для развития мелкой моторики, по мнению А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, младший дошкольный возраст является сенситивным, поскольку совершенствуется координация движений. В этом возрасте дети отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной изобразительной моторике. И действительно, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Истоки способностей и дарования детей, по В. Сухомлинскому, находятся на кончиках пальцев. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

Нейрографика-это способ не только развивать когнитивные функции, но и способ работы с чувствами и эмоциями на любом возрастном этапе. И здесь психологические проблемы как ребенка так взрослого решаются графическим способом. Этот метод на сегодняшний день еще мало введен в работу с дошкольниками, однако сочетая его с другими методами такими как сказкотерапия, игротерапия можно добиться хороших положительных результатов, особенно с детьми ОВЗ.

Применение нейрографики с дошкольниками выступает как метод арт-терапии. Где никаких специальных навыков не нужно. С ребенком нужно повторить геометрические фигуры, основная фигура –это круг, и графическая линия или линия Пискарева. Линия Пскарева-это линия которая не повторяет себя на каждом участке своего движения,   которую мы ведем туда, где не ожидаем ее увидеть. Рисунки всегда будут создаваться красивыми, для детей они похожи на лабиринты, дороги, веревочки и это уже творческий процесс.

Метод  особенно эффективен при работе со страхами и тревожностью, так как исключен вариант оценивания работы и только лишь помогает сбросить негативные эмоции.

                         Создание нейрографического рисунка.

Вам потребуется выбрать технику под запрос (АСО1, АСО2, экспресс техника и тд.), карандаши, черные маркеры, текстовыделители и фломастеры. Гелевыми ручками и тонкими линерами эти рисунки не рисуют. Листы бумаги могут быть разных размеров, важно чтобы бумага была плотной. Расскажите ребенку историю под запрос (Это круги которые боялись или линии которые искали свой дом, семью и тд.) Спросите за 2 минуты у ребенка какие слова ему приходят связанные с запросом (запрос всегда формируется в позитивном ключе прошедшего времени), например запрос звучит так «Я стал смелее, как круги, дороги, веревочки» записываем слова ребенка на его альбомном листе. Затем по всем алгоритмам, шагам рисуем с ребенком его шедевр.

Пример техники АСО1

  1. Выброс (за 2 секунды делаем каракулю)
  2. Скругляем линии сопряжения (сглаживаем острые углы)
  3. Растворяем фигуру в фоне (добавляем линий чтобы фигура выброса слилась с фоном)
  4. Раскрашиваем так чтобы объединить ячейки, одиночных быть не должно
  5. Проводим линии поля (Жирные линии от левого нижнего к правому верхнему краю)
  6. Создаем фигуру фиксации (круг)
  7. Стилизация (дополняем рисунок до состояния чтобы нравился)
  8. Снова повторяем за 2 минуты слова которые приходят в голову по теме запроса.

Именно через эти линии поля все и начинает сбываться. Здесь происходит то, что у К. Юнга называется эффект синхроничности : вы подумали и это произошло.

Суть нейрографики в том, что мир состоит из кругов и линий. Круги и

линии резонируют между собой. Это универсальный код Вселенной. Есть

реальность, которая закодирована в кругах и линиях, например, космос. Но,

когда мы смотрим на небо, мы видим не круги и линии - мы видим солнце,

луну, облака. Мы символизируем, мы круги и линии определяем в предметы.

Наш мозг тратит энергию на то, чтобы зашифровать. Эту гипотезу можно подтвердить графически. Будь это структура клетки под микроскопом, или

структура нейронных связей, или, глядя на структуру древесины, на космос...

мы везде увидим, практически, одно и то же. И этот алфавит появился задолго до того, как возникли какие-то понятия. Влияние этих фигур на человека необычайно сильное. Мы работаем с базовыми архетипами сознания.

В любом возрасте человек может улучшить работу мозга или поддержать её на  прежнем уровне. Даже с приближением старости мозг способен изменять

структуру и работу только благодаря мыслям и действиям человека. Для этого нужно развивать гибкость мышления.

                  Использованная литература:

1. Демиург Ольга Нейрографика, рисование со смыслом / Ольга Демиург. -

“Rіbero”.- 2018.- 230 с].

2. Дойдж Норман «Пластичность мозга» : Эксмо; Москва; 2011.

3. Пискарёв Павел О нейронах и метамодерне Научно-популярный журнал

«Колесо жизни» No 10 (122) октябрь 2018

 4.Дашивец И.В. Развитие мелкой моторики младших

дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории

и практики: материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интер- актив

плюс», 2014. – С. 97. ].

5. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего

недоразвития речи / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М. : Дефектология, 2013. – 18 с.)

6. https://www.maam.ru/detskijsad/neirografika-kak-metod-art-terapi-v-rabote-s-doshkolnikami.html

7. https://neurographica.metamodern.ru/stati/science/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: «Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.Это графический метод творческого управления реальностью.Применение нейрографики в работе с детьми ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Что такое нейрографика? Как метод арт-терапии помогает в работе с детьми c особыми образовательными потребностями?».

Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребёнка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье...

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками «Рисуем эмоции»

Знакомство с техникой рисования нейрографической линий при помощи «Волшебной пуговицы»....

Нейрографика- как метод арт-терапии

Нейрографика – творческий метод управления своей реальностью, трансформация из реального и насущного в желаемое, из бессознательного в рациональное. Нейрографика – это вид арт-те...

Нейрографика- современный метод арт-терапии для детей с особыми образовательными потребностями

Ни для кого не секрет, что в современном мире на всех этапах образовательного процесса происходят изменения: содержание образования усложняется, все больше акцентируя внимание на развитие творческих и...

Мастер- класс для педагогов на тему: "Нейрографика как метод арт- терапии в работе с детьми дошкольного возраста "

Конспект данного мастер- класса содержит основные понятия и правила применения нейрографики с детьми дошкольного возраста. Применение этого метода может способствует снижению уровня тревоги и страхов ...