Индивидуальзация образовательного процесса как средство социализации детей с ТМНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Опыт работы по индивидуальзации образовательного процесса детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"

дошкольное отделение

(Шатурская, 4)

Доклад на тему:

Индивидуализация образовательного процесса как средство социализации детей с ТМНР в ДОУ

Вонда О. А., воспитатель,

Зеленкова Е. В., педагог-психолог

Новосибирск, 2022

Индивидуализация образовательного процесса как средство социализации детей с ТМНР в ДОУ

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. У каждого ребенка свои особенности, свои возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может быть. Поэтому в дошкольном учреждении создаются условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Группа «Особый ребенок» - не исключение. В этом году в нашу группу пришли дети с сочетанными нарушениями, с ТМНР.

ТМНР- это тяжелые физические и (или) психические нарушения развития, которые выражены в разной степени, что ограничивает доступность получения образования в максимальном объеме и затрудняет получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков. Нозологическая группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У них страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Они испытывают значительные трудности в быту, в общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Дети с ТМНР – это особая категория детей в пространстве ДОУ.

6 детей из 8, посещающих нашу группу нуждаются в тьюторе, трое ребят нуждаются в специальных офтальмологических условиях, 4 ребенка имеют расстройство аутистического спектра.

Как мы знаем, в основе принципа индивидуализации лежит учет индивидуальных особенностей ребенка и его социального окружения. Это была отправная точка в пространстве нашего мышления для создания подходящих образовательных условий в группе «Особый ребенок». Изначально нас не покидал вопрос, как создать такие условия, которые помогут ребенку адаптироваться в группе, в пространстве  в ДОУ, как каждому из нас надо перестроится, подстроиться к каждому ребенку и вовремя успевать переключаться, как найти индивидуальный подход к каждому из них  и как реализовать нашу технологию открытого пространства для таких «закрытых» детей. Как говорят «глаза боятся, а руки делают».

Социализация наших особых детей началась с учета индивидуальных образовательных потребностей детей. Для начала нужно было адаптировать  детей в пространстве ДОУ. Началась активная работа над предметно-пространственной средой.

        Особенностью нашей группы являлись открытые стеллажи с игровым материалом, что являлось сильным сенсорным раздражителем для особых детей. Мы создали из подручных средств с помощью ватмана и цветной бумаги бумажные ставни в виде «Времен года», которые позволили нам решить одну из наших проблем. В зависимости от сезона минимальный декор меняется на бумажных шторах нашего стеллажа. Цветовая модель «Скорость», которую мы тоже используем в данном пространстве уже с другими детьми детского сада тоже являлась очень яркой в нашей насыщенной дидактическими материалами группой. Там мы сделали фотоотчет для наших родителей о деятельности в нашей группе. Фотографии на кабинках дают возможность детям почувствовать своё пространство, принадлежность к группе. Дети с ТМНР плохо чувствуют границы собственного тела и другого человека, такие элементы пространства помогают нам формировать у детей личные границы и обозначать территорию товарища. Календарь с днями рождениями детей, «Дом, в котором мы живет!» объединяет нас, позволяет детям узнавать себя на фотографии, позволяет называть товарища и педагога по имени. Зонирование пространства позволяет упорядочить его. Оборудование для снятия сенсорной перегрузки особенно необходимо для таких детей, которые быстро истощаются – это сенсорная комната, мешок-тянучка, bag chair (кресло-мешок), предметы зеленого цвета, «шуршалки»  и прочее объекты «for relax and be ok». Индивидуальное расписание ребенка одна из форм визуальной поддержки, которую мы стали использовать для особых детей, что помогло их адаптировать и формировать предпосылки к учебной деятельности.

Вторым этапом является для нас выбор современного подхода для реализации содержания образовательной деятельности в ДОУ. Первый подход, который зарекомендовал себя достаточно успешно, это оперантное обучение (поведенческий подход). В основе оперантного обучения  лежит бихевиориальная психологии («behavior» - пер. с англ.яз «поведение»). Метод прикладного анализа поведения ABA (Appliedbehavioranalysis) считается наиболее эффективным методом при работе с детьми с РАС, детьми с интеллектуальными нарушениями,  детьми с нежелательным поведением.

Данный метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально, что помогает на начальных этапах формировать предпосылки к учебной деятельности «желательное» поведение. Подкреплением для наших детей может выступать: модели разных видов транспорта, зеленые объекты, батут, определенная любимая настольная игра или другой дидактический материал. Важно, чтобы для ребенка создавались условия не только на занятиях, но и вне образовательного учреждения. Это требует от педагога большой концентрации внимания. Особенность данного подход в том, что его можно  применять с детьми любого возраста.

Также мы опираемся на TEACCH-программу  (Treatment Education of Autistic Children and Children with relative Handicap),  которая включает в себя четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию, карточки PECS. Данный подход к образовательному процессу ребенка помогает снизить уровень фрустрации ребенка и повысить его уровень обучаемости.

Безусловно,  нам близок гуманно-личностный подход к ребенку, его личностное развитие, учет его интересов, эмоциональных состояний, развитие нравственной стороны личности ребенка по мере его возможностей. Основными направлениями работы является формирование более активных и самостоятельных форм контакта с окружающим миром и формирование связной, осознанной и полной картины мира. Также помогает создать благоприятный эмоциональный фон в деятельности.

Важно понимать, что семья ребенка играет огромную роль в его развитии и личностном становлении. Думаю, все вы согласитесь с нами, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей.

Взаимодействие с родителями с формальной стороны - это сбор общей документации, анкетирование, общие консультации, собрания. С неформальной стороны – это ежедневные беседы с родителями, внеплановые или по запросу родителей консультации, обучение родителей новым формам взаимодействия с ребенком. Мы оказываем семье психолого-педагогическое помощь, на какой бы стадии принятия своего особого ребенка, они не находились.

Постепенно вовлекая родителей в жизнь группы, мы просим принести фотографии детей, показываем нашу деятельность с детьми: проводим открытые занятия, показываем фрагменты занятий в конце дня;

У родителей формируется интерес к учебно-образовательному процессу ребенка. Члены семьи убеждаются в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Наша задача - показать родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений.  Нами организуются выставки детских работ, открытые занятия, где родители являются наблюдателями; а чуть позже члены семьи приглашаются на открытые занятиях или фрагменты занятий в качестве зрителей, помощников, а затем и участников. Почти всем ребятам нашей группы требуется тьюторское сопровождение, но такой штатной единицы нет в нашем дошкольном отделении, поэтому помощь и поддержка родителей при проведении физкультурных, музыкальных и художественно-продуктивных занятий для нас бесценна. Мы часто просим родителей сделать фото или видео нашего мероприятия. Нередко родители уходят с таких занятий воодушевленными и еще более открытыми к дальнейшему сотрудничеству. Они как бы попадают внутрь процесса и видят здесь своего ребенка другим, не таким, как дома. Так, мамы и папы присоединяются к образовательной деятельности в будние дни и на праздниках, являются активными участниками процесса.

        Так, мы пришли к выводу о том, что для благоприятной социализации детей с ТМНР необходимо использовать знания разных подходов, так называемую эклектику подходов, в зависимости от того какие особенности и образовательные потребности имеет ребенок, а также необходимо включать родительское сообщество в жизнедеятельность группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметны...

«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».

Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...

Социализация детей с ТМНР

В статье раскрывается понятие категории детей с ТМНР и описывается опыт их социализации...

Позитивная социализация детей с ТМНР

В статье описано понятие позитивной социализации, а также опыт работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ТМНР....

Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»

Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов ...