Позитивная социализация детей с ТМНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

В статье описано понятие позитивной социализации, а также опыт работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"

дошкольное отделение

(Шатурская, 4)

Доклад на тему:

Позитивная социализация детей с ООП посредством индивидуализации образовательного пространства в группе «Особый ребенок»

Вонда О. А., воспитатель;

Зеленкова Е. В., педагог-психолог

Новосибирск, 2022

Позитивная социализация детей с ООП посредством индивидуализации образовательного пространства в группе «Особый ребенок»

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

В настоящее время в системе образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка с учетом особенностей его развития, образовательных потребностей и возможностей. Об этом говорится в законе «Об Образовании» РФ №273.

Саламанская декларация, опубликованная в 1994 г.  инициировала широкое применение термина «дети с особыми потребностями». «Особые потребности - это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания, которым предоставляется возможность развить свой потенциал». В их число входят дети, которые имеют как исключительные способности или талант, так и дети с физическими, психическими, социальными различиями.  Дети с ООП, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий их социализации, воспитании и обучении.

В нашем дошкольном учреждении ОЦ «Горностай» с 2014 существует года группа «Особый ребёнок». Её посещают дети с особыми образовательными потребностями, а именно, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, в том числе и дети с ТМНР(РАС, ЗПР, НОДА). Каждый год к нам приходят новые дети как с начала учебного года, так и в течение года, для которых необходимо создавать специальные образовательные условия.

ТМНР- это тяжелые физические и (или) психические нарушения развития разной степени, которые ограничивают доступность получения образования и затрудняют получением основ знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, получение трудовых навыков. Нозологическая группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У них страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Они испытывают значительные трудности в быту, в общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Дети с ТМНР – это особая категория детей в пространстве ДОУ. Поэтому для нас первой задачей всегда стояла адаптация и социализация ребят с ООП в пространстве нашего ДО ОЦ.

Одним из условий позитивной социализации ребёнка в пространстве образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО является предметно-пространственной среда, учитывающая индивидуальные особенности и темп развития каждого дошкольника, предоставляющая ребёнку возможность для развития и саморазвития.

В основе принципа индивидуализации лежит учет индивидуальных особенностей ребенка и его социального окружения. Это была отправная точка в пространстве нашего мышления для создания подходящих образовательных условий в группе «Особый ребенок». Как создать открытые образовательные условия для «закрытых» детей.

        Особенностью нашей группы являлись открытые стеллажи с игровым материалом, что являлось сильным сенсорным раздражителем для особых детей. Мы создали из подручных средств с помощью ватмана и цветной бумаги бумажные шторы в виде «Времен года», которые позволили нам решить одну из наших проблем, сенсорной перегрузки и дали возможность создавать познавательное пространство. В зависимость от сезона года минимальный декор меняется на бумажных шторах нашего стеллажа.

Цветовая модель «Скорость», которую мы тоже используем в данном пространстве уже с другими детьми детского сада тоже являлась очень яркой в нашей насыщенной дидактическими материалами группой. Там мы сделали фотоотчет для наших родителей о деятельности в нашей группе. Фотографии на кабинках дают возможность детям почувствовать своё пространство, принадлежность к группе. Дети с ТМНР плохо чувствуют границы собственного тела и границы другого человека. Такие элементы пространства помогают нам формировать у детей личные границы и обозначать территорию товарища. Календарь с днями рождениями детей, «Дом, в котором мы живет!» объединяет нас, позволяет детям узнавать себя на фотографии, позволяет называть товарища и педагога по имени.

Зонирование пространства позволяет упорядочить его. Оборудование для снятия сенсорной перегрузки особенно необходимо для таких детей, которые быстро истощаются – это сенсорная комната, мешок-тянучка, bag chair (кресло-мешок), предметы зеленого цвета, «шуршалки» и прочее объекты «for relax and be ok». Индивидуальное расписание ребенка одна из форм визуальной поддержки, которую мы стали использовать для особых детей, что помогло их адаптировать и формировать предпосылки к учебной деятельности.

Вторым этапом стал для нас выбор современного подхода для реализации содержания образовательной деятельности в ДОУ. Первый подход, который зарекомендовал себя достаточно успешно, это оперантное обучение (поведенческий подход). Метод прикладного анализа поведения ABA (Appliedbehavioranalysis) считается наиболее эффективным методом при работе с детьми с РАС, детьми с интеллектуальными нарушениями,  детьми с нежелательным поведением.

Данный метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально, что помогает на начальных этапах формировать предпосылки к учебной деятельности «желательное» поведение. Подкреплением для наших детей может выступать: модели разных видов транспорта, зеленые объекты, батут, определенная любимая настольная игра или другой дидактический материал. Важно, чтобы для ребенка создавались условия не только на занятиях, но и в режимные моменты и вне образовательного учреждения. Это требует от педагога большой концентрации внимания и тесной работы с родителями.

Также мы опираемся на TEACCH-программу  (Treatment Education of Autistic Children and Children with relative Handicap),  которая включает в себя четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию, карточки PECS. Данный подход к образовательному процессу ребенка помогает структурировать события, тем самым снизить тревожность ребенка и повысить его уровень обучаемости.

Безусловно,  нам близок гуманно-личностный подход к ребенку, его личностное развитие, учет его интересов, эмоциональных состояний, развитие нравственной стороны личности ребенка по мере его возможностей. В рамках данного подхода рассматриваются модель Л.С. Выготского клинико-дезонтогенетический подход, который лежит в основе эмоционально-уровневего подхода. Основными направлениями работы является формирование более активных и самостоятельных форм контакта с окружающим миром и формирование наиболее полной картины мира. Данный подход помогает создать благоприятный эмоциональный фон в деятельности. Последовательность действий и терпение педагога помогает постепенно включить ребенка в групповые занятия, знакомить его с новым пространством, а затем и детским коллективом сада.

Так, используя в своей работе поведенческий, гуманно-личностный подход, визуальную поддержку мы пришли к рациональному выводу: для благоприятной социализации детей с ТМНР необходимо использовать знания разных подходов, так называемую эклектику подходов, в зависимости от особенностей и образовательных потребностей ребенка.

Итак, третий этап. Семья ребенка играет огромную роль в его развитии и личностном становлении. В пространстве ДОУ семья является важным проводником между ребенком и педагогом, главным нашим помощником и союзником. Думаю, все вы согласитесь с нами, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Их целенаправленное включение в образовательный процесс значительно повышает его результативность.

Эффективное взаимодействие с семьёй проходит три стадии:

- знакомство;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность;

- активное взаимодействие.

 Первая стадия включает в себя как формальную, так и неформальную стороны знакомства. Формальная сторона - это сбор общей документации, анкетирование родителей, общие консультации и первое собрание. Неформальная – это ежедневные беседы с родителями, внеплановые или по запросу родителей консультации, обучение родителей новым формам взаимодействия с ребенком. На этом этапе хорошо заметно насколько родитель видит стоящие перед ним задачи, мы понимаем уровень принятия ребенка родителями и оказываем психолого-педагогическое сопровождение им на какой бы стадии принятия он не находились.

Вторая стадия включает в себя постепенное вовлечение родителей в жизнь группы:

- сначала просим принести фотографии детей, объясняя для чего это необходимо;

- показываем нашу деятельность с детьми: проводим открытые занятия, показываем мини-фрагменты занятий в конце дня;

- приглашаем родителей в наше образовательное пространство с целью обучения их и создания единого педагогического пространства с родителем, ведь первым педагогом в жизни ребенка является родитель.

        Третья стадия характеризуется тем, что родители принимают активное участие в жизни ребенка и группы в целом:

- совместное посещение экскурсий, целевые прогулки;

- участие в очных и заочных конкурсах;

- участие в фестивалях.

Этот этап позволяет нам выйти на уровень партнерских  взаимоотношений. Такие отношения способствуют более продуктивному решению задач, возникающих на пути развития ребенка.

Таким образом, позитивная социализация детей с особыми образовательными потребностями достигается индивидуализацией образовательного пространства, в котором растет и развивается ребенок с ТМНР; использованием эклектики эффективных подходов; включением родительского сообщества в жизнедеятельность группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».

Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...

Социализация детей с ТМНР

В статье раскрывается понятие категории детей с ТМНР и описывается опыт их социализации...

Индивидуальзация образовательного процесса как средство социализации детей с ТМНР

Опыт работы по индивидуальзации образовательного процесса детей с ТМНР...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...

Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»

Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов ...