Использование камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Константинавичус Наталья Дмитриевна

Всем известно, что свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ.И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными нарушениями у детей.

Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Работу с воспитанниками стараюсь сделать познавательной и творческой. Делаю так, чтобы детям было интересно. Стремлюсь разнообразить свои занятия нетрадиционными методами, играми, которые позволят ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств.

Одним из таких методов является использование интересных камешков, которые называются МАРБЛС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marbls.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Ходмероприятия:

Добрыйдень,уважаемыеколлеги! Меня зовут К.Н.Д. - педагог-психолог детского сада №39.ЯрадаВасвсехприветствоватьна нашем сегодняшнем семинаре. Я как педагог-психолог строюсвоюработу на взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.  Стараюсь принимать участие во всех мероприятиях детского садаи также как и  мои коллеги использую в своей работе здоровьесберегающие технологии.

Тема моего сегодняшнего мастер-класса «Использование камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ».

Всем известно, что свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ.И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными нарушениями у детей.

Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Работу с воспитанниками стараюсь сделать познавательной и творческой. Делаю так, чтобы детям было интересно. Стремлюсь разнообразить свои занятия нетрадиционными методами, играми, которые позволят ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств.

Одним из таких методов является использование интересных камешков, которые называются МАРБЛС.

Слайд 2Актуальность

Актуальность использования камешков МАРБЛС в моей коррекционно-развивающей работе с детьми объясняется тем, что психическое, интеллектуальное и речевое развитие ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики.

Слайд 3 высказывание

Как говорил великий педагог В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являютсямощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Слайд 4  История МАРБЛС.

Существует множество версий появления МАРБЛС. Но точно можно предположить, что игра в МАРБЛС ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие ребята играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины.

Игра в камешки была популярна и в России более ста лет назад.

Слайд 5

А сейчас немного теории:

Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Слайд 6

Разноцветные шарики и камешки МАРБЛС успешно используются мной  с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации, а так жедля создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. 

На мой взгляд, работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний, даетребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.

В свои ежедневные индивидуальные и подгрупповые занятия, я включаю одно или несколько видов упражнений с камешками. Каждое упражнение провожу несколько раз, постепенно их усложняю. При работе с данными камешками даю ребенку четкую инструкцию для выполнения.

Каждое занятие начинаю с правил работы с камешками, их всего два: камешки нельзя брать в рот и нельзя их бросать.

Слайд 7

Наши педагоги в свою очередь, тоже активно используют в своей работе отдельные игры, для закрепления пройденного материала.У ребят из разновозрастной группы №1 есть любимые игры, в которые они готовы играть хоть каждый день.

Слайд 8

Камешки МАРБЛС являются эффективным средством, которое позволяет решать множество задач, которые вы видите на экране:

Слайд 9

Свою картотеку игр, для удобства использования в работе, я разделяю на четыре категории:  

  • игры на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;
  • песочная терапия;
  • арт– терапевтические, релаксационные игры;
  • самомассаж, физминутки и динамические паузы.

Сейчас я  вам хочу показать некоторые из них:

Слайд 10-13

Игры на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер: « Золушка»,  «Выложи по контуру»,  «Корректурная проба»,  «Лабиринт»,  «Дорожки»,  «Продолжи  ряд»,  «Дерево» и конечно же весёлые картинки по лексическим темам.

Слайд 14-15

Песочная терапия с использованием камешков МАРБЛС.

В своей работе я использую элементы песочной терапии - игры с песком на прозрачном экране с подсветкой. В качестве дополнительного нетрадиционного материала используются разноцветные камешки.Наряду с такими камешками я так же в своей работе использую различные фигурки, отображающие реальные изображения: листья, яблоки, звездочки разного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Разнообразные фигуры применяю в работе в следующих играх:«Морские обитатели»,«Раскрась осеннее (весеннее) дерево», « Азбука настроения», и т.д.

Слайд16-17

Арт–терапевтические, релаксационные игры сопровождаются проговариванием небольших стишков:«Муфта», «Волшебный камешек», релаксация «Волшебный сон», «Картина» - коллективная работа.

Слайд 18

Так же камешки используются мной для проведения самомассажа, физминуток и динамических пауз. Детям очень нравятся и доставляют удовольствие следующие игры: «Камешек катаю»,«Машина»

Слайд 19.  А теперь давайте поиграем

ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ

I.А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с этими прекрасными камешками МАРБЛС. Для этого хочу пригласить несколько желающих, что бы поближе познакомиться и поиграть с камешками МАРБЛС(звучит спокойная музыка)

- Потрогайте камни, какие они на ощупь? Твердые, гладкие, прохладные. Какого размера?

Какой формы?

Какого цвета?

Найдите блестящий камень, прозрачный, не прозрачный.

Как вы думаете, камни одинаковый издают звук?

Давайте проверим.

- А теперь выберите камешек своего настроения.

Почему вы решили выбрать камешек этого цвета?

Какое у вас сейчас настроение?

Двигаемся дальше.

Камешки МАРБЛС можно использовать для организации следующих игр, в которые мы сегодня с вами поиграем:

II.  «Разложи камешки»

Цель: развивать координацию (зрительно-ручная координация), концентрацию, внимание.

Перекладывание камешков с помощью ложечек или щипцов.

III. «Дорожки – тренажеры»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Вам понравилось?

IV. Игра  «Клад»

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие тактильного восприятия.Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля за своим поведением.

«Давайте поиграем с вами в маленького волшебника. У которого многосокровищ, с которыми он очень любит играть».

Перед педагогамиставлюподнос с песком,коробку с разными камешками. Педагоги  ихрассматривают, трогают, рассказывают какие камешки они видят. Предлагаю им порисовать, но рисовать не карандашами и красками,не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками  на песке. Сначала выкладываем, что-то простое (солнышко, улитка, смайлик) затем прячем свой клад в песок (начинается песчаная буря и прячет все в песок).

Меняемся работами и с помощью кисти ведем раскопки, стараясь не разрушить доставшуюся работу, и отгадать, что же было нарисовано.

Следующее упражнение  V. Самомассаж.

(дети повторяют слова за педагогом и выполняют действия с камешком в форме шарика с текстом):

Этот шарик непростой

(любуемся шариком на левой ладошке).

Он красивый, вот какой!

(протягиваем руку вперед, показываем шарик).

Будем с шариком играть. И ладошки согревать

(накрываем шарик правой ладонью, катаем горизонтально).

Раз катаем, два катаем

(катаем шарик вертикально).

Сильней на шарик нажимаем

(катаем шарик в центре ладошки).

Как колобок его катаем, сильней на шарик нажимаем

(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмем, в кулачке его сожмем

(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке).

В руку левую возьмем, в кулачке его сожмем

(выполняем движения в соответствии с текстом).

Мы положим шар на стол, полюбуемся немножко и посмотрим на ладошки. (выполняем движения в соответствии с текстом)

Похлопаем в ладошки, попрыгаем немножко

(выполняем движения в соответствии с текстом).

Глубоко сейчас вздохнем и играть опять начнем.

VII.Рефлексия.

Рисуем эмоции с помощью камешков.

Уважаемые коллеги. Если вам понравились те игры, в которые мы сегодня с вами играли, то выложите из камешков радостный смайлик, если же не понравилось, то грустный.

Я рада, что вам…..

В заключение хотелось бы подвести итоги.

Камешки МАРБЛС  являются универсальным материалом, так как их могут использовать в своей работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели, а также родители для занятий и игр с ребенком дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

Презентация "Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе"

Рекомендации по использованию камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста....

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием камешков марблс...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Методическое пособие "Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

В дидактическом пособии «Игры с камешками марблс» представлена собственная практика коррекционной и развивающей работы с детьми. Пособие направлено на развитие познавательных процессо...

Использование камешков «Марблс» и «Кабошонов» в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация для педагогов на тему "Использование камешков «Марблс» и «Кабошонов» в работе с детьми дошкольного возраста"....

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста

Проанализировав  возможности разных здоровьесберегающих технологий, учитывая особенности детей нашей группы, мы пришли к выводу, что оптимальное сочетание – развитие моторного праксиса, выс...