Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Рябова Юлия Александровна

  Мы все  желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. 

 Особенно сложно детям с нарушениями речи. 

У таких детей - нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное.

Одни дети гиперактивны, другие пассивны. 

 Наряду с этим у большинства детей, наблюдается дефицит внимания.

Добиться положительных результатов с такими детьми - можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в  ДОУ.

https://www.youtube.com/watch?v=s7v0TxLFicA 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.pptx2.97 МБ
Файл 01._rmomultipultiya.docx65.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный руководитель Рябова Ю. А. высшей квалификационной категории «Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ»

Слайд 2

Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Слайд 4

Тесное взаимодействие всех специалистов Взаимодействие специалистов Основные задачи Совместное составление перспективного плана Совместная подготовка и проведение музыкально-спортивных досугов Совместное проведение Логоритмических , тематических интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий

Слайд 5

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах Логоритмические занятия Музыкальные занятия

Слайд 6

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы : Дети не поют , а говорят Плохо запоминают тексты песен , их названия Не справляются с произношением , с пропеванием какого - либо звука Затрудняются в передаче ритмического рисунка Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания Недостаточно согласовывают движения с музыкой , пением , словом

Слайд 7

На совместных логоритмических занятиях отрабатываются: координация движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения; уточнение артикуляции при произношении изучаемого звука; развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики.

Слайд 8

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕНИЕ : Вокальные установки Звукообразование Дикция , дыхание Слушание музыки Музыкально - ритмические движения Игры c пением Игра на детских музыкальных инструментах

Слайд 9

Основные принципы обучения детей Принцип воспитывающего обучения Принцип постепенности , последовательности систематичности Принцип доступности Принцип наглядности Принцип сознательности и прочности

Слайд 10

Основной принцип проведения музыкальных занятий Взаимосвязь речи , музыки и движения !



Предварительный просмотр:

  Мы все  желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. У таких детей - нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны.

 Наряду с этим у большинства детей, наблюдается дефицит внимания.

Добиться положительных результатов с такими детьми - можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в  ДОУ. 

СЛАЙД

Воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре - работают в тесном контакте друг с другом, стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка.  

СЛАЙД - Взаимодействие психолога с музыкальным руководителем осуществляется следующим образом:

Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.

Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.

Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.

 Взаимодействии инструктора по Физической культуре и музыкального руководителя.

Можно ли проводить непосредственно образовательную деятельность по физкультуре без музыки? Конечно можно, но с музыкой - физическое развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально.

 Музыка и физкультура очень тесно взаимосвязана.

 Конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.

Одна из особенностей музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни.  Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Музыка делает физкультурные занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. 

    Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду  разработан план организации взаимодействия специалистов, определены основные задачи, которые включили в себя:

1.Тесное взаимодействие специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей) и повышение их профессионального уровня.

2.Совместное составление перспективного плана оздоровительной работы.

3.Совместная подготовка и проведение музыкально-спортивных досугов, логоритмических, тематических и интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

СЛАЙД - Коррекционная работа в логопедических группах подразделяется на два направления.

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

 

1. Логоритмические занятия.

Каждое занятие имеет свой сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

Работа в тесной связи с учителем– логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал.

2. Музыкальные занятия

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

– Дети не поют, а говорят

– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

– Плохо запоминают тексты песен, их названия

– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

– Затрудняются в передаче ритмического рисунка

СЛАЙД- Основные принципы обучения детей.

Принцип воспитывающего обучения
Принцип доступности
Принцип постепенности, последовательности, систематичности
Принцип наглядности
Принцип сознательности;Принцип прочности

  1. Пение.

При проведении занятий с детьми согласовываю свою работу с учителем – логопедом.

Вокальные установки  -  При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них лучше работает диафрагма)

Голову держат прямо, без напряжения. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Звукообразование  -   Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. На музыкальных занятиях я использую упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденой и разнообразные распевки.

Дикция -    Большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

 Я использую песенки– попевки  О. Боромыковой.

Дыхание  -  На музыкальных занятиях дыхание укрепляется в процессе пения. Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, я выбираю песни с короткими музыкальными фразами.

2. Стойкое, слитное пение

Чтобы добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:

– игровые ситуации;

– музыкально– дидактические игры;

– связь песен с другими видами музыкальной деятельности;

– пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;

– на одном занятии использование песен разного характера;

– поощрение детей.

3. Слушание музыки.

 Для детей логопедических групп я использую следующие приемы: 

1.Использование словесного материала

2.Знакомство с контрастными произведениями

1. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения.  Стихотворный текст, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая легко запоминается детьми.

Если образы, яркие и выразительные, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального произведения.

В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения”

 О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А. Артоболевской.

Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу

 О. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Использую на музыкальных занятиях музыкально– дидактические игры.

4.Музыкально-ритмические движения.

1. Упражнения.

Упражнения необходимо использовать как можно чаще  в логопедических группах.

Используя то или иное упражнение, не стоит  добиваться очень четкого его выполнения. Я даю несколько упражнений -с одним и тем же заданием. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.

_________________________________________________________________________

2. Танцы   -    Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.

Использую на музыкальных занятиях программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”. Это музыкально– ритмические композиции, танцы. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать. Таким образом, они помогают совершенствованию координации речи и движения

Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.

Использую на музыкальных занятиях коммуникативные игры и танцы, танцы в кругу.

Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.

Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.

5- Игры.

Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа - развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм.

Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой,

игры со словом Л. Генераловой.

6.Игра на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.

Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми логопедических групп хочется дать несколько рекомендаций.

  • Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
  • С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем.
  • Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

Разработанное планирование, занятия, собранный музыкально– дидактический материал, я думаю, будет интересен и для тех, кто работает по темам “Развитие творческих способностей детей”, “Развитие эмоционального мира детей.

Досуг с логопедической подготовительной группо с использованием ИКТ

Тема: «Путешествие в страну Мультипультию» (автоматизация звука «Ш»)

Подготовили и провели:

 музыкальный руководитель Рябова Ю.А.

                                       учитель - логопед Ульянова А. В.

    Цель: Создание особой эмоциональной творческой атмосферы для развития воображения и фантазии детей, раскрепостив их эмоционально, переместив их из атмосферы занятия в сказочно-игровую ситуацию.

 коррекция речевых нарушений через развитие музыкальных способностей детей

Задачи:

Развитие вокально навыков: чистоты интонирования, певческой дикции, дыхания.

Развитие ритмического слуха: умение воспроизводить сильную долю, несложный ритмический рисунок.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Развитие творческих способностей, формирование исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности.

- развитие артикуляционной моторики

- автоматизация звуков в результате

- запоминания большого количества речевого материала

- развитие эмоциональной сферы ребёнка

- воспитание стремления совместно добиваться поставленной цели, интерес к занятиям через методы ИКТ.

Оборудование: Музыкальные карточки, цветные фантики для танца, мяч, шумовые музыкальные инструменты , презентация «Страна Мультипультия»

                                 

Ход занятия.

Дети заходят в зал

Муз.рук: Колокольчик озорной, ты детей всех в круг построй.

                    Собрались ребята в круг

                    Справа - друг и слева – друг

                    Дружно за руки возьмёмся

                    И друг другу улыбнёмся!

Муз. руководитель: Ребята, чтобы наш день начался с улыбки и хорошего настроения, мы друг друга поприветствуем.

Музыкальное приветствие: “Добрый день, заниматься нам не лень”

1 СЛАЙД - СТРАНА МУЛЬТИПУЛЬТИЯ

Муз.рук:Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну Мультипультию.

В этой удивительной стране живут герои ваших любимых мультфильмов, которые любят музыку и песни. В сундучке находятся наши музыкальные карточки.                      (открывает сундук-он пустой)

-Ой, сундук пустой, и карточки – пропали! …

2 СЛАЙД  (на экране появляется «Шапокляк»)

Шапокляк: Экран!  ( Ха-ха-ха, в Мультипультию они собрались, ничего у Вас не выйдет!  Пока вы не выполните мои задания – не видать Вам страны Мультипультии! -Ха-Ха-Ха!  (исчезает)

Муз.рук: А… Я всё поняла, эта Злая старуха «Шапокляк» пробралась в наш музыкальный зал, и забрала всю музыку, и оставила в зале  следы с какими-то заданиями.

3 СЛАЙД -СЛЕДЫ

И пока мы не выполним все задания «Шапокляк» – в наш сундучок  не вернутся любимые песни героев из страны Мультипультии. Дети, без вашей помощи мне не справится…

Логопед: Дети, мы поможем Юле Александровне?    Дети: Да              

Мы с вами отправимся в путь под наши чистоговорки.

Чистоговорка: (шагаем  и идём под бубен )

 Ым-ым-ым- на помощь мы спешим

 Ам-ам-ам – всё нам по-зубам,

 Ом-ом-Ом, «Шапокляк» мы найдём.  (дети с логопедом идут по кругу )

 Дети, посмотрите а вот и следы, где-то которая оставила «Шапокляк».

     (на экране  следы- задания)

А вот и первое задание.  

ЭКРАН 4 СЛАЙД  ( читает детям загадку)

 (Чебурашка)                       

Муз.рук: Путешествовать по стране Мультипультии мы будем на  паровозе.

Чтобы прокатиться нам на паровозе, нужно  выучить песенку про паровоз.

Песенка-распевка «Едет, едет паровоз» (на стульчиках дети поют)

Едет, едет паровоз (от ноты «ре»)

(после разучивания песенки...)

Муз.рук: -Вы хотите прокатиться на этом паровозе? (Дети:"Да") Тогда  поехали.

5-СЛАЙД - “ЕДЕТ, ЕДЕТ, ПАРАВОЗ”

(Дети едут и поют  песню "Едет, едет паровоз")

Муз.рук: Итак, первая остановка. А как называется наш 1 мультфильм?

Дети: (Мультфильм "Крокодил Гена и его друзья").  Правильно.

6-СЛАЙД - ЧЕБУРАШКА ДЫХ.ГИМНАСТИКА

 И сейчас Чебурашка поможет нам сделать дыхательную гимнастику.

 Повторяйте за мной!

Звучит "Песня Чебурашки" (-), дети выполняют дыхательную гимнастику)  

        -вдох-выдох; -дудочка; -улыбка; -обезьянка

Муз.рук:: Молодцы, первое задание мы выполнили!

7 СЛАЙД - Экран - 2 след (изображение предметов: ложка, подсолнух, гармонь)

- Дети, посмотрите на предметы и попробуйте догадаться, как называется мультфильм, в который мы попали.    (Дети - «Антошка»)

   8- СЛАЙД   Мульт. «Антошка»

Муз. рук.: Правильно,  "Антошка" .

Логопед: Дети, скажите пожалуйста, как будут называть Антошку, когда он вырастет и станет взрослым?     Дети:"Антон".

Антон-какое красивое имя, но я знаю, что ваши имена не менее красивые, давайте послушаем ваши имена и сыграем в игру.

- Игра "Имена". ( игра с мячиком в кругу)

А у нас есть: О-ля, Ва-неч-ка, Та-ню-ша, и т. д.

  Логопед: Молодцы, ребята! Нас ждёт следующее задание.                              

                  -Садимся в поезд-поехали

9 СЛАЙД- ВИДЕО ПАРОВОЗ (дети едут и поют - садятся на стулья)

Муз.рук:Чтобы угадать название мультфильма, в который мы попали, нужно представить  себе солнце, пальмы, остров.

Как Вы думаете, в какой мультфильм мы с вами попали?

     10 СЛАЙД - НА ЭКРАНЕ - Солнце, пальма, черепаха)

Дети: -Этот  мультфильм называется "Как Львенок и черепаха пели песню"

11 - СЛАЙД     - На экране львёнок и черепаха.

Муз.рук. На острове  живут веселые зверята, они любят петь, играть на музыкальных инструментах. Самыми любимыми музыкальными инструментами на этом острове были маракас и бубен.  Мы сейчас возьмём муз. инструменты и вместе сыграем  песенку Львёнка и черепахи. (раздать маракасы и бубны)

12 СЛАЙД -ОРКЕСТР

Игра на муз. инструментах (песенка львёнка и черепахи)

    Муз. Рук.: Молодцы, ребята! Мы выполнили ещё одно задание!

                    Наш Голубой вагон движется дальше. Едем дальше...

13 СЛАЙД  - ПАРОВОЗ

 14 СЛАЙД - Игра "Узнай на слух"(ноты и ухо)

 МУЗ.РУК: А вот сейчас – задание посложнее.

                    Нужно угадать как называется  мультфильм?

А может прозвучать и знакомая мелодия из музыкального произведения.

 Слушаем 1-ый отрывок из мелодии, будьте внимательны.  

15 СЛАЙД-ВОПРОС?

16 ОТВЕТ 1 «Хорошо живёт на свете Винни-Пух»   (ответы на экране)

17 ВОПРОС? Слушаем отрывок из мультфильма

18 ОТВЕТ  2 «Я водяной, я водяной..»  Мульт. «Летучий корабль»

19 ВОПРОС?   Слушаем отрывок из мультфильма

20 ОТВЕТ  3 Муз. произведение «В пещере горного короля»  Э.Грига

21 ВОПРОС?   Слушаем отрывок из мультфильма

     22 ОТВЕТ -4 «Щелкунчик» Вальс Цветов П.И.Чайковский.

 Муз.Рук: Хорошо, дети, мы выполнили ещё одно задание.

Логопед: Едем дальше..

23 - ПАРОВОЗ  (дети садятся на стульчики)

А где же ещё след с последним заданием? (ищет)

24 СЛАЙД -  “ Шапокляк”

Шапокляк: -Ха-ха-ха… А пятое задание вам не выполнить!

У меня для Вас загадка! Отгадаете-верну Вам ваши песни и музыку.

С  Лариской-крыской  конфеты ели,

Сладким чаем запивали,

Удержаться не сумели,

Сколько съели - не считали.

Что осталось на столе?

Разноцветные, как бантики,

                                                Что же это ...           Дети:  (ФАНТИКИ).

Муз.рук: Правильно, мы отгадали загадку! А знаете, дети, у меня есть красивые фантики, давайте мы сейчас с ними потанцуем и споём песенку.

25 - Танец «Фантики» (произношение слога шур-шур- шуршу)

(Во время танца муз.картинки нужно положить в сундук!)

                                                                         После танца дети садятся.

Муз.рук: Мы с вами выполнили все задания.

26  -Волшебная музыка

Мне кажется наши музыкальные карточки в сундучке. Сейчас проверим!

 (открывает, там картинки с персонажами-рассматриваем)

 Мы с Вами побывали в гостях у Чебурашки и Крокодила Гены, встретились с мальчиком Антошкой, высадились на острове где живут Львёнок и черепаха», Побывали даже в пещере ГорногоКороля, Послушали Вальс Цветов.

 Вам понравилось в стране Мультипультии?  Дети:  Да!

 27 СЛАЙД - Мультипультия - очень большая Страна и вас ждут новые встречи с героями других мультфильмов. Слушайте музыку из мультфильмов дома и пойте вместе со своими любимыми героями.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ...

«Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ»

   Главная цель музыкального руководителя состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку - дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитан...

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

     Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального р...

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ

Интеграция образовательных областей даёт положительные результаты в педагогическом процессе! Взаимосвязь педагогов в дошкольном учреждении необходима и эффективна. В нашем саду мы регулярно взаимодейс...

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС.

Статья на тему взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС....

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Тольк...