«Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ»
материал по теме

     Главная цель музыкального руководителя состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку - дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Лесовичок» комбинированного вида города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

«Взаимодействие

 музыкального руководителя

со специалистами ДОУ»

Материал районо-городского методического

объединения музыкальных руководителей ДОО

муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан

Ишимбай, 2016

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»  В.А.Сухомлинский

     Главная цель музыкального руководителя состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку - дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

     Современные  тенденции в  образовании  требуют  от  педагогов  нового  подхода  к  воспитанию  и  развитию  детей.

      Взаимодействие профессионально-педагогического сообщества по поводу решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников является актуальной темой.

     То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений.

     Остается открытым вопрос: КАКИМ оно должно быть и КАК его организовать?

     С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который раскрывает пять образовательных областей.

Музыка охватывает все области

Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

   Успех в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя.

    Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от воспитателя большой активности.

       Музыкальный руководитель совместно с воспитателем  организуют, и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Совместно  разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги.

      Важным моментом является правильно спланированная совместная  деятельность Здесь нужно учитывать, что музыкальные руководители должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но  тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят музыкальный руководитель. Т.е. воспитателями и музыкальными руководителями проводится предварительная работа перед занятиями, праздниками и развлечениями.

Образовательная  область «Речевое развитие»

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

      В образовательной области "Речевое развитие" речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

      Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы в нашем детском саду,  и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

     Использование на музыкальных занятиях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок и т.д. все это подразумевает речевое развитие.

         Образовательная область "Физическое развитие"  подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы.

    Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений

      При подготовке спортивных праздников, развлечений, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу.

Под руководством инструктора в детском саду функционирует акробатический кружок, номера которого периодически выставляются на развлечениях, украшают наши праздники.

      Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"  подразумевает развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,  формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

      В этой области музыкальные руководители тесно взаимодействуют с воспитателями и  педагогом - психологом.

    Педагог - психолог формирует у детей позитивную установку к различным видам труда и творчества; учит понимать и выражать эмоциональное состояние, т. о. все это помогает в работе по театрализованной деятельности, где каждую роль ребенок проживает и  доносит до зрителя тот или иной образ.  

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Речь пойдет о совместной работе с воспитателем изобразительной деятельности, и с хореографом.    

     Музыка стала неотъемлемой частью занятий по художественно-изобразительной деятельности. Она  обостряет эмоциональную отзывчивость, она содействует развитию у детей творческого воображения, вызывает яркие ассоциации, стимулирует фантазию, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.

    Подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям следует продумывать содержание и их эмоциональное воздействие на ребенка.

     Если музыкальные руководители знакомят детей с новым музыкальным произведением, то педагог по изобразительной деятельности дает возможность детям выразить чувства и то настроение, которое передает музыка на бумаге.    Если же, наоборот, у педагога по изодеятельности интересная тема, музыкальный руководитель может подкрепить эмоциональное состояние детей музыкой, которая будет служить фоном на занятиях.

Но особенно тесное взаимодействие происходит с воспитателем-хореографом.

    Музыкально – ритмические движения  и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность —  активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, воспитатель-хореограф работает по особой методике, и применяет различные игровые приёмы. Не мыслимо представить ни один утренник, ни одно развлечение без танца. Со стороны хореографа идет активная помощь в постановках и разучивании танцевальных движений.

Совместно с воспитателем по хореографии ведется большая работа в постановках детских спектаклей.

    Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада

  • логопедами,
  • воспитателями,
  • руководителем изостудии, хореографом
  • специалистом по физическому воспитанию,

использованию разнообразных форм преемственности, искусство не только наполнило жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствовало самостоятельному творческому проявлению.

     Взаимодействие музыкальных  руководителей и педагогов нашего детского сада основывается на принципах паритетности, индивидуализации, диалога, которые  реализуются  в содержании совместной деятельности и в формах взаимодействия. Только общими  усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.