Конспект родительского собрания на тему «Направление коррекционной деятельности в саду с детьми ОВЗ», «Развитие мелкой моторики рук».
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна

Рассказываю о направлениях коррекционной работы:

  • «Развитие зрительного восприятия»
  • «Пространственное ориентирование»
  • «Социально-бытовая ориентировка»
  • «Развитие мелкой моторики и осязания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект родительского собрания31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

на тему «Направление коррекционной деятельности в саду с детьми ОВЗ», «Развитие мелкой моторики рук».

                                                          Подготовила и провела: учитель-дефектолог Макеева Анастасия Евгеньевна

СЛАЙД 1  Добрый вечер, уважаемые родители! Я учитель-дефектолог – Анастасия Евгеньевна.

СЛАЙД 2. При организации и планировании коррекционной работы учитель-дефектолог руководствуется следующими нормативными документами и научно-методической литературой, регулирующими образовательное содержание:

  • Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л. И. Плаксиной- М., 2003.
  • Коррекционно-развивающая среда в детских садах компенсирующего вида. – М., 2008;
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
  • Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 2006. Дружинина Л.А.

Рабочая программа дефектолога составлена на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2014 г., программой Н.В.Нищевой: «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения под ред. Л. И. Плаксиной - М., 2003.

Провожу коррекционную деятельность(занятия) по подгруппам (по 4 человека) 2 раза в неделю с каждой группой. Также провожу индивидуальные занятия с 1или 2 детьми.

СЛАЙД 3.  На слайде представлены 4 направления коррекционной работы учителя-дефектолога.

  • «Развитие зрительного восприятия»
  • «Пространственное ориентирование»
  • «Социально-бытовая ориентировка»
  • «Развитие мелкой моторики и осязания»

Коротко расскажу о направлениях моей коррекционной деятельности с детьми.  Давайте подумаем «Что видят наши глаза?»

        Части суток; цвет предметов; форму; величину; движение и покой предметов; местоположение; направление движения; характер поверхности; объемные геометрические формы; удаленность предметов.  Это все составляющие зрительного восприятия.

СЛАЙД 4.  Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

Считается, что зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире. Но так как у детей с нарушением зрения идет искаженное восприятие окружающей действительности, то все эти компоненты нарушены  в той  или иной степени.

СЛАЙД 5. Развитие зрительного восприятия.

Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и степени их удаленности.

На слайде представлено, чему мы должны научиться за этот год.

СЛАЙД 6.  Второе направление – «Пространственное ориентирование».

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми, у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макро- ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Этому мы и учимся на занятиях.

СЛАЙД 7.   Дополнительно к основным коррекционным занятиям – ориентированием мы занимаемся с педагогом по физической культуре Мариной Валентиновной. Я прихожу на занятие по физкультуре и дополняю занятие элементом или игрой по развитию ориентирования. Также 1 раз в неделю я выхожу на улицу и провожу игры на ориентирование и двигательную активность. В другие дни с ними проводят различную деятельность воспитатели.

СЛАЙД 8.  (задачи в старшей группе) Следующее направление ,по которому работаю – социально-бытовая ориентировка. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. 

Чтобы было понятнее расскажу на примере последней деятельности.

СЛАЙД 9. (Фото с занятия)    На прошлой неделе тематическая тема была «Хлеб». Всю неделю воспитатели и мы проговаривали на занятиях. В пятницу провели интегрированную деятельность на закрепление данной темы. Ребята посмотрели короткое видео о том как к нам попадает хлеб. Когда сложные темы для детского восприятия – мы используем проектор, чтобы было понятнее.

СЛАЙД 10.   Затем сделали физ.зарядку с элементами зрительной гимнастики. С Анной Леонидовной поиграли в речевые игры с мячом: «Назови одним словом», «Какой? Какая?».  И дружно прошли за столы, где мы слепили из пластелина крендели для мамы с папой. Каждое моё занятие включает элемент на развитие мелкой моторики рук.

СЛАЙД 11.  «Развитие мелкой моторики и осязания»

Это ещё одно направление, по которому мы занимаемся, не менее важное – развитие мелкой моторики рук и осязания. Здесь хочу остановиться по подробнее.

Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

  • Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка; 
  • помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
  •  позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; 
  • способствуют повышениюсамооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. 

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь). 

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, завязывание шнурков и т. д.

СЛАЙД 12.  Всю работу можно разделить на 4 этапа.

I этап. Подготовительный (начинается со II младшей группы)

  1.  Знакомство с карандашом
  2.  Графические упражнения  «Дорожки»
  3.  Закрашивание – умение видеть контур (сначала  даем на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик и т.д.)

II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (средняя группа)

  1.  Усложняются графические упражнения:
  • Удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.
  • Копирование по контуру, по точкам.
  • Работа с трафаретом (рамки и вкладыши)
  1. Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.
  2. Работа с трафаретом (рамки и вкладыши)

III этап. Творческий (старшая группа)

  1. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу (закрашивание по заданному направлению + составление рассказов)
  2.  Знакомство со штриховкой (простейшие виды штриховки)
  3. Ориентировка  на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку (рабочая строка)
  4. Лабиринты, проведи линию.
  5. Копирование графического задания как на листочке в клетку, так и на чистом листе А4

IV этап. Подготовка руки к письму (подготовительная группа)

  1.  Графические диктанты.
  2.  Повтори рисунок по клеткам.
  3. Дорисовывание образца до целого изображения на листе и по клеткам.
  4.  Более сложные виды штриховки.
  5. Рисование двумя руками одновременно
  6.  Повторное обследование руки ребенка и рекомендации для родителей.

Кроме того на каждом этапе используютсяразнообразные игры и упражнения:

  1. Пальчиковые игры
  2. Сенсорные игры + развитие ручной умелости
  3. Игры с пуговицами.
  4. Игры с палочками.
  5. Шнуровки, рисование верёвочкой.
  6. Дорисовка (по принципу симметрии)
  7. Шнуровки, рисование верёвочкой.


Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.

  1. Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
  2. Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
  3. Работа с бумагой. Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  4. Конструирование. Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  5. Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.

В подгот. группе – лабиринты, проведение по запутанным линиям, рисование через кальку, знакомство с клеткой – работа в тетради, прописи, графические диктанты.

Из-за нарушений зрения у детей снижен уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук, дети не могут спонтанно по подражанию окружающих овладеть различными предметно-практическими действиями. Поэтому коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

        


СЛАЙД 5. Игровые  упражнения на развитие зрительного восприятия:

  1. Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга.
  2. Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.
  3. Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
  4. Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
  5. Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
  6. Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
  7. Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
  8. Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль позитивной адаптации  в окружающем мире и успешной интеграции в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» (дети подготовительной группе 6-7 лет)

Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»...

Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...

Проект "Совместная деятельность детского сада и семьи по развитию мелкой моторики "Затейливые пальчики"

Долгосрочный социально-значимый проект для детей старшего возраста...

Конспект родительского собрания на тему " Закаливание детей в детском саду: общая методика.

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего...

Конспект родительского собрания по теме: «Lego-конструирование в детском саду

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста; дать представление родителям о конструкторе Lego, как о средстве развития ребен...

Конспект родительского собрания на тему: «Адаптация ребёнка в детском саду»

Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Установление контакта между родителями и педагогами. Знакомство с педагогом воспитывающими ребенка в дошкольном учреждении. Познакомит...