статья «Песочные игры – как метод арт терапии», 5 стр.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Казьмина Анна Александровна

Свидетельство

Справка о публикации во Всероссийском СМИ "Время знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnye_igry.docx28.04 КБ
PDF icon kazymina-anna-aleksandrovna71.pdf1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Песочные игры – как метод арт терапии.

Ни для кого не секрет, что дети любят играть с песком, в разные сыпучие материалы.

Играя, ребёнок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Что способствуют развитию фантазии

Цель такой терапии - дать ребенку возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

1. Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

2. Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

3. Развивают мелкую моторику, глазомер

4. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

5. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

6. Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

1. Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

2. Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

В книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой можно найти «Игры в сказкотерапии», они направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир ребенка.

1.«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра «Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка — откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Песок- необыкновенно приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. 
  • Мгновенного изменения творческого рисунка без потери его красоты.
  • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Дополнительные инструменты рисования песком: 

Очень много предметов можно применить, как инструмент рисования песком.

  1. Мисочки и маленькие «ковшики» для насыпания;
  2. Воронка, пенал и пробирки с дырочкой, пустые стержни маркера и ручки (хорошо использовать в работе при ДЦП, начиная с более широких «карандашей», а затем используя обычные стержни ручек);
  3.  Различные трафареты, штампы, мячики с разной поверхностью, трубочки, кисточки разных размеров, губки, камушки и кристаллы разных размеров и цветов;
  4. Ракушки и игрушки маленького размера и т.д.;
  5. Кисти;
  6. Формочки.

Приемы рисования песком на стекле.

Рисовать песком получится у всех, кто уже брал в руки карандаш, остальным придется подойти к этому делу с чуть большим усердием. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно изучать иные способы и давать конкретные задания.

Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник. Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по темному». Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии. Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются.

Постоянно оживлять рисунок, чтобы из него получалась песочная анимация, необходимо, отсекая ненужный фон и оставляя только главное изображение, либо сохраняя определенные элементы картины, заменяя остальные новыми.

Рисование на стекле включает в себя определенные приемы, с помощью которых выполняется рисунок:

Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

-насыпание;

-наброс.

1 Щепотка: Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.

2 Песочная струя: насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла:

-песчинки попадают в одну точку - круг;

-песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки...;

-песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы...;

-песочная струя рассыпается линией - дороги, дома...;

-песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака...;

-песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури...;

3 Рисование пальцами: рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими:

-песок раздвигается пальцами по фону – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.

4 Рисование тыльной стороной ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.

5 Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони. Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни.

6 Рисование подушечками пальцев точечными движениями объектов помельче (вода, дождевые капли, звезды...).

7 Линейный наброс песка (лучи солнца)

Рисование песком – недолговечное искусство, но это можно исправить, если записать песочную анимацию на камеру, смонтировать видео, наложив на видеоряд красивую музыку, и создать интересный ролик.

  • «Рисуем темным по светлому».

1). Педагогический рисунок (пример –рисование листка). Пожалуйста, все подойдите к моему столу.

- Набираем песок в щепотку, близко подносим к столу или плотно прижимаем пальцы к столу и, медленно двигая, разжимаем, постепенно высыпая песок,

- Набираем песок в ладонь и тонкой полосочкой высыпаем его по рисунку.

- Выбираем композицию (композиция – это способ расположения предмета на световом экране) ,

- С чего начнем рисование? - С контура,

- Рисуем детали…Так рисуем жилки. Сначала рисуем центральную жилку, затем боковые.

Далее самостоятельная работа учащихся. Можно опираться на схему, представленную на экране или столе, но лучше придумать свою« Роспись песком»

  • «Рисуем светлым по темному».

2). Педагогический рисунок (пример-«лист»). Пожалуйста, все подойдите к моему столу.

Создаём темный фон

Песок тонкими слоями наносят (насыпают) на подсвеченное стекло.

Для этого набираем в ладонь песок и равномерно распределяем его по экрану. Песок можно пропускать между пальцами, ( это расслабляет, убирает напряжение). Но важно, чтобы слой песка был тонким.Чтобы получился равномерный слой песка, необходимо сыпать песок следующим образом:

- 1 слой горизонтальными линиями,

- 2 слой вертикальными линиями,

- 3 слой диагональными линиями.

Выбираем композицию и рисуем.

Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее. Ставим указательный палец на экран и рисуем лист. Как нарисовать жилки листочка? Прорисовывать жилки листика можно ногтем или пальцем. Сначала рисуем центральную жилку, затем боковые.

Далее самостоятельная работа учащихся. Можно опираться на схему, представленную на экране или столе, но лучше придумать свои «Великолепные линии, интересные фигуры».

Тема «Необыкновенные следы»

а). Приёмы «кулачок и ладонь».

«Идёт медведь» - Мишка косолапый по лесу идет, Топ-топ-топ..

ребенок кулачками и ладонями рисует следы медведя. Использовать кулачок можно для изображения солнышка, луны и др.

б). Приёмы «пальцы».

1). «Прыгают зайцы» - Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

2). «Ползёт змея» - Змея очковая в песке очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске, ползет куда попало.

пальцам делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

3). «Бежит сороконожка» - У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятые сапожки?—двигаем всеми пальцами, имитируя движение.

Тема «Объекты природы»

в). Приём «отсечения лишнего».

1). «Облака» - осваиваем прием рисования песком, путём отсечения лишнего- руки работают как бульдозер, отгребая, разгребая песок вокруг и в сторону.

2). «Горы» - отсечения лишнего двумя руками.

г). Приём «насыпание деталей».

1). «Деревья»- из кулачка насыпаем ствол, из щепотки ветки.

2). «Дорога» -насыпаем из ладони.

3). «Ветер» - насыпаем между пальцев.

Тема - «Пейзаж»

1). «Луг с волшебными цветами» - Расцвели средь темноты золотистые цветы-рисуем цветы пальцами, кулачками, боковой стороной ладони.

2). «Чудесная река» - изображение волны рисуем кистью руки (всеми пальцами).

3). «Небо» - Звезды нам с небес сияют, в темноте нам освещают –звезды рисуем кончиками пальцев.

4). «Солнышко» - Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг. Пусть на белом свете ярче солнце светит -рисуем облака и солнце по трафаретам, насыпая на них песок. «Я рисую на песке носик и глаза в кружке. Это солнце яркое, Желтое и жаркое» - дорисовываем руками лучи, глаза и т.д.

Занятия по методическому пособию Большебратской Э.Э.

Занятия по методическому пособию Большебратской Э.Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов ДОУ в качестве дополнительного методического материала.

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности

Особо нуждаются в занятиях и такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно — двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"

Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Статья "Дидактические игры, как метод обучения"

Данная статья будет интересна, как педагогам дошкольного образования так и родителям. В статье вы познакомитесь с классификацией дидактических игр, а так же с методами их применения....

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего воз...

"Песочные игры - как метод адаптации детей к условиям ДОУ" (из личного опыта)

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотны...