«Арт – терапия в работе с дошкольниками с ОВЗ» - Методические рекомендации для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шубина Елена Сергеевна

В данной статье рассматриваются практические советы по примемению техник арт - терапии в работе с дошкольниками. Использование арт – терапевтических методик, как здоровьесберегающих технологий позволяет решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Особая ценность данной статьи в том, что рассматривается  применение арт - технологии для детей, имеющих помимо речевых нарушений, сопутствующие диагнозы, связанные с неврологическими нарушениями, поведенческими проблемами, отставанием в развитии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_statya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для педагогов

«Арт – терапия в работе с дошкольниками с ОВЗ»

Разработала: воспитатель Шубина Е.С.

Современные условия, в которых существует система образования, меняются постоянно, но остаётся неизменной необходимость каждого человека общаться, представлять себя тем или иным образом. Введение новых стандартов образования на всех ступенях обучения требует у детей развитой устной и письменной речи, при этом число детей с речевыми нарушениями неуклонно возрастает.

Зачастую, на занятия к логопеду попадают дети, имеющие помимо речевых нарушений, сопутствующие диагнозы, связанные с неврологическими нарушениями, поведенческими проблемами, отставанием в развитии.  А дальше начинаются трудности -  не все методы, приемы, технологии обучения логопедов эффективны. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. У многих детей кроме нарушений речи проявляются ещё и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, нарушения в коммуникативной сфере. Некоторые дети,  имеющие нарушения речи, с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, страдает самооценка. Возникает необходимость помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать своё Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Здесь на помощь и приходят методы арт-терапии.

В системе различных направлений психотерапии искусством арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска. Большинством отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она также понимается как система здоровьесберегающих воздействий

     Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Использование арт-терапии с участниками образовательного процесса позволяет:

- формировать эмоциональную стабильность и сохранение психологического здоровья;

- способствовать созданию положительного эмоционального климата в процессе совместной деятельности;

- развивать творческую активность, раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;

- развивать уверенность в себе, повышает самооценку: «я могу, меня понимают»;

- снимает эмоциональное и мышечное напряжение;

- способствует развитию чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов;

- помогает обучать новым приёмам рисования и экспериментирования.

 Логопеды и дефектологи отмечают, что дети, которые занимаются по арт – методике легче идут на контакт, показывают лучшие результаты и в речевом развитии.  Особый акцент делается на изотерапию: рисование, лепку, аппликацию с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка.

Кроме того, всё чаще поступают запросы от педагогов в связи с проблемами в личностной и волевой сфере воспитанников. Количество детей в группах возрастает, вводится инклюзивное образование, и педагоги не справляются с массой современных воспитательных задач.

Использование арт – терапевтических методик, как здоровьесберегающих технологий позволяет решать как образовательные, так и воспитательные задачи:

Диагностические – получить отдельные сведения о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, выявить некоторые проблемы;

Коррекционные – успешно корректируется образ – «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми;

Психотерапевтические – возникает ощущение психологического комфорта, радости, успеха;

Воспитательные – появляется способность сопереживать, устанавливаются доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми;

Образовательные - сообщаются сведения из истории, названия техник, используемых материалов и их свойств;

Развивающие – происходит личностный рост, развивается способность к творчеству.

Структура и организация занятий.

Занятия в арт – студии проходят следующим образом. Педагог создаёт для детей безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. В помещении есть рабочие места, причём существует возможность создания разной организации пространства: столы можно поставить вместе, лентой, отдельно, используются мольберты для желающих поработать в уединении. Также остаётся свободное пространство, где можно легко перемещаться, играть, танцевать. При желании можно организовать фотосессию, так как в кабинете есть костюмерная, декоративные объекты. Дошкольники, когда работают с красками, одеты в спецодежду (фартуки и т.п.), что снижает тревожность в связи с опасностью испачкаться. Хотя есть дети, которые предпочитают работать без защиты и считают это проявлением доверия к ним.

Основные правила работы следующие:

1) неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;

2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп;

3) можно просто наблюдать за работой товарищей или заниматься чем-либо по желанию, если это не мешает другим;

4) запрещены оценивающие суждения, отметки, критика;

5) важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Требования к материалам: они должны быть разнообразными и качественными. Это карандаши, фломастеры, пастель, восковые мелки, краски, гуашь; разные кисти, палитра, бумага разного формата, различной плотности и текстуры, ножницы, картон, фольга, клей, скотч, нитки, декоративные элементы.

Занятия проходят по определенному алгоритму:

-вводная часть: игра, телесные практики, введение в эмоциональное состояние, слушание музыки;

- основная – собственно изобразительная деятельность;

- заключительная – рефлексия. Используются различные игры: «Микрофон», «Интервью» двигательные и танцевальные упражнения для выражения своих ощущений.

Техники арт-терапии в работе с дошкольниками.

     Дети любят новизну, экспериментирование. Они могут сочетать несочетаемое, при этом не всегда важен результат. Чем младше ребёнок, тем процесс познания более свободен и смел. Дети старшего возраста 6 – 7 лет очень осторожно идут на эксперименты с материалами, они более консервативны, если им уже были даны неправильные установки взрослых. Поэтому для них актуальны нетрадиционные техники рисования, новые материалы. Кроме того, для старших дошкольников очень важен статус среди сверстников, они боятся отступить от общепринятых правил. Когда дети приходят из разных групп с готовыми установками, любой промах воспринимается ими болезненно. Нечаянная клякса, помарка – огорчение. Но, когда им говорится, что из этого рождается чудо, если посмотреть по – другому, рождается чувство безопасности и начинается творчество. И тогда дети начинают навёрстывать упущенное, давно забытое.

«Марание», «Пальчиковая живопись» - эти техники приносят расслабление и освобождение от стереотипов. Исходя из начального состояния группы, выбираются способ изображения, материал. Основное условие при подборе изобразительных техник – новизна, необычность, простота исполнения, соответствие возрасту и возможностям ребёнка. Если с детьми младшего и среднего дошкольного возраста лучше использовать гуашь, восковые мелки, солёное тесто, то старшим дошкольникам интересны акварель, пастель, уголь, гелевые ручки, тушь, холодный фарфор и т. д. Чем разнообразнее материалы, тем лучше.

       Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

«Штриховка, каракули»

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.

Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

«Кляксография»

«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.  В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.

«Монотипия»

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по - разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении.  На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Интересна детям любого возраста ниткография.

Нитки можно нарезать на кусочки и сделать элементы насыпной аппликации, её можно приклеить целиком по контуру, прорисованному клеем ПВА. Приятные тактильные ощущения, тепло, цвет, качество и толщина нити оказывают успокаивающее действие. Результатом можно управлять. Но нитки можно использовать и по - другому. Если окунуть нить в краску, уложить на бумагу и накрыть лучше прозрачным пластиком, а потом вытягивать нитку и следить, как она оставляет след – это просто завораживает детей. Можно экспериментировать с нитками разной толщины, краской (гуашь, акварель, тушь). Полученные изображения можно дорисовать, а можно оставить, как есть. Ниткографию хорошо использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Дети выкладывают, передавая клубок ниток, узор на общей бумаге, а затем договариваются, как будут дорабатывать получившееся изображение. Нить можно зафиксировать клеем, можно создать общий образ, или оставить каждому участнику свой фрагмент для фантазий. Интересными должны быть и процесс создания изображения, и неожиданность результата.

Рисование с использованием соли. Необычность в обычном. Соль, которую дети привыкли видеть на кухне во власти мамы, может быть использована и в рисовании. Если клеем ПВА нанести рисунок, затем посыпать солью, она приклеится на лист, а затем капать на неё акварелью и следить, как краска пропитывает соль, красиво растекается, и в то же время остаётся в пределах солевой дорожки. Получается объёмное изображение. Интересна техника создания фона с помощью акварели и соли. Бумага смачивается водой, затем наносится акварель, после чего лист посыпается солью и оставляется до полного высыхания. А можно сделать наоборот, смочить бумагу солёной водой, а затем нанести акварельные пятна с помощью простой воды, получается удивительный эффект, сказочные образы, которыми можно управлять.

Старшим дошкольникам очень нравится техника графики гелевыми ручками – зентангл, дудлинг.

Их увлекает процесс, мелкие детали, возможность получить изображение необычным способом. Так же им нравится преобразовывать реальные предметы – техника декупаж (здесь можно увидеть, какие изображения выбирает ребёнок, какими цветами красок пользуется), отпечатки на гипсе, материал «холодный фарфор» для лепки, полимерная глина, цветной песок, сделанный своими руками – возможности использования различных техник безграничны.

При работе с группой в рамках изостудии в готовых работах можно увидеть индивидуальные особенности, проблемы ребёнка. Если дети готовы идти на контакт, тогда можно подбирать арт – техники, необходимые именно этому ребёнку в данный момент.

Нетрадиционные способы рисования позволяют снизить тревожность «У меня не получится», вызывают интерес и удивление. Сочетая в своей работе разнообразные техники арт - терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Тестопластика.

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.

Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене.

Пена для бритья - очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии - рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D – рисунок  

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.

Мандала.

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.

Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.

Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.

. Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги).

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Арт-игры, направленные на взаимодействие между детьми -  своеобразные упражнения-эксперименты с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т. д.), позволяющие использовать их физические свойства и экспрессивные возможности материалов. Арт – игры способствуют развитию толерантности, уважению к личностным границам, принятию себя и других.

Заключение.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.

       Арт-терапию, успешно можно применять при работе с дошкольниками. Кроме того, педагоги, применяющие данную технологию, получают положительные результаты у детей любого уровня развития, к процессу подключаются родители. Таким образом, все участники образовательного процесса заряжаются энергией и творчеством, что положительно сказывается на всех аспектах жизни. Арт – терапия способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности»

Методические комментарии раскрывают технологию метода арт-терапии в профилактике детской тревожности, используя художественные приёмы и различные виды творчества....

Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»...

Методические рекомендации для педагогов "Формы работы по развитию речевой активности дошкольников"

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей д...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности...

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)...