Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
методическая разработка

Емельянова Наталья Александровна

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek_dlya_vospit.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30  «Дельфиненок»

города Павлово

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

подготовила

 воспитатель

Емельянова Наталья Александровна

2020 г.

Красота родного края, открывается благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

Понимание и чувствование величия, могущества Родины

приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту

В.А. Сухомлинский

Общество постоянно меняется, но воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Всё, что усвоено в дошкольный период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Работа должна проходить с широким использованием культурных и педагогических средств:

  • иллюстративных материалов,
  • художественной литературы,
  • музыкальных произведений,
  • предметов народно-прикладного искусства,
  • диафильмов,
  • слайдов,
  • мини-музеев.

Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" определяет, что на протяжении всей отечественной истории культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

В области воспитания перед педагогами и родителями воспитанников ДОУ стоят задачи:

  • возрождать традиции семейного воспитания, преодолевать разрыв между поколениями внутри семьи;
  • утверждать в общественном сознании традиционные семейные ценности, повышать социальный статус семьи;
  • налаживать диалог между поколениями в масштабах общества.

Пути и средства патриотического воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре включают в себя:

  • понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
  • русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);
  • русские сказки и их роль в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;
  • героическо - патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
  • русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Русский фольклор - песни, былины, сказки. Православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем. Всё это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

  • профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
  • сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
  • сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
  • взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
  • единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

  • разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
  • составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
  • разработка цикла практических занятий с детьми;
  • формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);
  • разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

  1. Научить детей играть в русские народные игры.
  2. Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
  3. Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
  4. Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
  5. Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  6. Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
  7. Уметь различать изделия различных народных промыслов.
  8. Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДОУ и семьи.
  9. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими средствами и приемами нравственного воспитания у детей:

  • музыкальные занятия;
  • комбинированные занятия;
  • развлечения;
  • экскурсии и наблюдения;
  • народные подвижные игры;
  • кукольный театр;
  • драматизация;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
  • посещение музеев;
  • работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме.

Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.

Мы пришли к выводу, что тяга к какому-либо коллекционированию у детей достаточно сильна и, в общем - то, приносит больше пользу, чем вред. Для этого необходимо выделить в групповой комнате небольшое пространство, «уголок», полочку. Важно, чтобы там была возможность хранить личные вещи, «предметы красоты», материалы для рисования, лепки, аппликации. Всё это  стимулирует культурные интересы и творческую деятельность детей.

Вместе с ребёнком необходимо обсудить, коллекции каких предметов он хотел бы собирать (рисунки, открытки, картинки, мелкие игрушки животных, камушки, ракушки, шишки, семена и плоды растений). Возникающий интерес к собирательству «предметов красоты и природы» - один из показателей культурной активности ребёнка. В результате у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства.

В результате опросов ребят и родителей наших воспитанников было принято решение о создании на базе групп ДОУ мини – музеев. Тематика музея выбрана в соответствии с желанием детей, их возрастными особенностями, интересами.

Экспозиции музеев постоянно пополнялись экспонатами, сделанными своими руками, принесёнными из дома воспитанниками и их родителями. Экспонаты наших музеев можно и нужно было трогать, пристально изучать, пытаться воспроизводить. Всё это вызывает у ребят не только желание узнавать новое, но и служит развитию эстетических и, главное, патриотических чувств. Самые близкие люди – родители и воспитатели – помогают ребёнку формировать чувство гордости за близкую родину.

Патриотическое воспитание через приобщение к семейной культуре, национальной культуре очень актуально он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!».

Список литературы

  1. Баранова Е. От навыков к творчеству [Текст]/Е.Баранова,  М.: Мозаика - Синтез, 2009
  2. Комарова Т. «Детское художественное творчество» [Текст]/ Т.Комарова,  М.: Мозаика - Синтез, 2012
  3. Комарова Т. «Народное искусство в воспитании дошкольников» [Текст]/ Т.Комарова, М.: Педагогическое общество России, 2012
  4. Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О. Г. Романенко, Т. В. Дорошина, К. И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики.   — Уфа: Лето, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Методические рекомендации Художественная литература, как средство патриотического воспитания у дошкольников любви к родному краю"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культур...

Методические рекомендации по наполнению центров нравственно - патриотического воспитания

Информация по содержанию и наполнению центров нраственно-патриотичнского воспитания для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Представление опыта работы на методическом объединении «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В данной выступлении воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна делится опытом по формированию у детей любви к Родине, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспит...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...