Доклад о взаимодействии работы логопеда и других специалистов ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гатаулина Клавдия Геннадьевна

Доклад старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 9 «Дружок» комбинированного вида г.Улан-Удэ на республиканском семинаре-практикуме для слушателей курсов переподготовки «Логопедия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_logopedii.docx20.38 КБ
PDF icon vzaimodeystvie.pdf2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда со специалистами ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Доклад старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 9 «Дружок» комбинированного вида г.Улан-Удэ на республиканском семинаре-практикуме для слушателей курсов переподготовки «Логопедия»

                                                                                                                       

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.

Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется  согласованность действий логопеда и других специалистов.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.

В МБДОУ «Детский сад «Аленка» функционируют 11 групп, из них 3 логопедические, которые посещают дети, начиная со средней группы. Помимо воспитателей работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагоги дополнительного образования. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Совместная коррекционная работа в логопедической группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;  

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

В системе планирования  выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.  Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с  патологией.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Воспитатели проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Поэтому педагог дополнительного образования, согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями,  последовательностью изучения лексических тем, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Воспитатели часто используют и нетрадиционные формы художественно–графической техники:  рисование пальчиками, печать по трафаретам,   складывание оригами и т.д.

Выбор приемов работы с использованием данных техник, планирование деятельности по художественному творчеству  на весь учебный год  идет  в соответствии с лексическими темами, изучаемыми  в ходе  логопедической образовательной деятельности. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

При составлении индивидуальной коррекционной работы с детьми мы учитываем особенности их внимания, памяти и других психических процессов. На протяжении всего учебного года работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется параллельно между логопедом и воспитателями.

 Как показывает опыт, методы и технологии работы логопеда и педагога дополнительного образования успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды образовательной и  игровой деятельности дошкольников.

Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

 В основе слаженной работы учителя-логопеда и других специалистов  лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического  процесса.

Принцип единства диагностики  и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.      

Для удобства работы нами были разработаны:

1.Перспективный план взаимодействия со специалистами

2.Тетради взаимосвязи  с воспитателями логопедических групп для организации коррекционной работы во второй половине дня.

Логопед и другие специалисты ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

- учитывается структура нарушения;

- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада.

В ДОУ каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной  деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому  каждый из нас  информирует друг друга об особенностях развития детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, у нас возникла  необходимость  изменить форму и содержание обучающей деятельности и использовать комплексно-игровой метод организации непосредственно образовательной фронтальной деятельности.  Сюжетно-тематическая организация деятельности  в игровой форме  более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.

Таким образом: Только тесный контакт в работе специалистов, могут способствовать устранению различных проблем  в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.


 
Литература

1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.
3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.
5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.
6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ

Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов ДОУ...

Интеграция деятельности учителя-логопеда и других специалистов ДОУ в развитие речи детей

Консультация поможет родителям во время обратить внимание на речь своего ребёнка, в дальнейшем устранить эту проблему...

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности  в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра...

Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ

Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов ДОУ....