Особенности личностного развития детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике

Никитина Виктория Борисовна

Служба психологической помощи функционирует в логопедических садах с 1994 года. На фоне углубленного изучения речи и неречевых процессов со стороны логопедов необходимо отметить, что работа психолога имеет особую важность в сфере профилактики и коррекции нарушений личностного развития.

Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей,, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.

Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:

Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие ( Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей ( умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими. При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии – понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_lichnostnym_problemam_detey_s_onr.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностного развития детей с ОНР

 Личностные проблема детей с ОНР

Служба психологической помощи функционирует в логопедических садах с 1994 года. На фоне углубленного изучения речи и неречевых процессов со стороны логопедов необходимо отметить, что работа психолога имеет особую важность в сфере профилактики и коррекции нарушений личностного развития.

Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей,, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.

Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:

Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие ( Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей ( умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими. При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии – понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития.

1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку рчевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений  ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка  у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены.

2.Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно  нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как  в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира.

3. Дети с ОНР, как правило обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами , интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Детям сложно понять как настроение и характер музыкальных произведений, сказочных персонажей, так и эмоциональное состоянии окружающих людей.

4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на  внешнюю ситуацию. Требуется помощь в развитии отношения к людям, отношения к труду, к волевым и моральным качествам( смелый –трусливый, честный -лживый, щедрый - жадный), к животным, к природе.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими ( как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения. Иначе говоря они сами стараются социально адаптироваться.

2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта  с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.

3.Дети, остро переживающие речевой дефект.  Им свойственен речевой негативизм, что выражается  в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке.  Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками,  сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия ( тренинги), имеющие целью помощь в разрешении указанных проблем детям  с ОНР, проходят как в подгрупповой так  и в индивидуальной форме.

Реализуемые задачи:

- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.

-развитие взаимной эмпатии ( умения сопереживать).

- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности .

-коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.  

-создание положительного эмоционального фона в группе.

-развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.

-работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием токтильного восприятия.

Общие принципы тренинговой работы:

- Принцип доверия ( Взрослый должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Необходимо дружеское расположение к ребенку без порицания и замечаний, что позволит ему раскрыть свой внутренний мир, научит делиться проблемами, чувствами, эмоциями и преодолевать то, что мешает его конструктивному общению с миром).

- Принцип творческой активности ( ситуацию общения необходимо организовывать так, чтобы дать возможность детям по фантазировать, понять и попробовать разные способы поведения, выразить разные эмоции, примерить на себя разные роли, поэкспериментировать).

-Принцип исследовательской позиции( В процессе работы дети должны стараться сами найти приемлемое решение, предлагать свои варианты поведения в предлагаемой ситуации).

-Принцип партнерского общения( Работая в группе, дети учатся слышать  признавать наличие другого мнения, учитывать интересы другого, работать сообща, разрешать конфликты, сотрудничать, развивать чувство « Мы»).

-Принцип объективизации ( В ходе тренинговой работы поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень Для этого очень важна обратная связь, когда каждый участник может выразить свое отношение к происходящему, чувства эмоции и послушать другого, а затем, на основе полученных знаний подвести  итог и сознательно изменить поведение).

Каждое занятие состоит из

-вступительного этапа ( сплочение группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений и снятие негативного настроения)

- коррекционного этапа ( основное содержание  работы по плану)

-релаксационного этапа(  снятие мышечных зажимов, развитие воображения, развитие чувства собственного тела, снижение психо-эмоциональног напряжения и тревожности).

-заключительного этап ( подведение итогов, закрепление полученных навыков, получение обратной связи)

Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю и длятся от15 до 30 минут.  Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Эффективность усвоения детьми навыков определяется возможностью их переноса в повседневную жизнь, а потому психокоррекционная работа по преодолению личностных проблем у детей с ОНР должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями и родителями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

"Особенности социально-личностного развития детей в ДОУ"

Особенностью дошкольного возраста является, в первую очередь, становление базовых свойств личности: самооцен­ки, образа «Я». У детей развивается эмоционально-потребнос­тная сфера, вырабатываются нравс...

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Эта статья раскрывает роль семейного воспитания на личностное развитие детей с нарушением зрения....

Статья на тему "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"В данной статье рассматриваются особенности стилей семейног...

Семинар для педагогов "Особенности социально-личностного развития детей с речевыми нарушениями"

Семинар для педагогов "Особенности социально-личностного развития детей с речевыми нарушениями"...

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО...

Особенности социально-личностного развития детей третьего года жизни

На третьем году жизни общение ребёнка со взрослыми и сверстниками становится более содержательным. Дети раннего возраста на третьем году жизни уже готовы к сотрудничеству, они уже могут ладить друг с ...