Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Алла Анатольевна

Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная педагогика373.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР. Учитель-логопед Колесникова А.А.

Слайд 2

С того момента , как в руки ребёнка попадает карандаш , а это случается очень рано , он с большим удовольствием рисует им на бумаге , начиная со штрихов и каракулей . « Рука – вышедший наружу мозг », - писал Кант . Что он хотел сказать этим ? Ни много , ни мало , а именно то , что все глубинные психологические процессы , осознанные или неосознанные , отражаются в положении наших рук , жестикуляции , мелких движениях пальцев . Графические умения у детей 5-7 лет с ЗПР находятся на низком уровне . Дети не умеют правильно держать карандаш , проводить линии в заданных направлениях , изображать предметы . У многих детей задержка психомоторного развития сопровождается нейродинамическими , энцефалопатическими или иными отклонениями нервнопсихической сферы . Это тормозит развитие графических умений и изобразительной деятельности в целом . Таким образом , развитие графических умений является одной из основных задач обучения детей с ЗПР. К сожалению , о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой . Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации , приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш . Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу . Родители и педагоги таки м образом , решают сразу две задачи : во-первых , косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка , а во-вторых , готовят к овладению навыком письма , что в будущем , поможет избежать многих проблем школьного обучения .

Слайд 3

Графомоторные навыки включают в себя : Мелкая мускулатура пальцев – Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений . Зрительный анализ и синтез – Упражнения на определение правых и левых частей тела . – Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам . – Задания с условиями по выбору нужных направлений . Рисование – Занятия по штриховке по контуру , обводка . – Срисовывание геометрических фигур . – Задания на зарисовку деталей , предметов , с натуры : – дорисовывание незаконченных рисунков ; – дорисовывание рисунков с недостающими деталями ( даются законченные изображения , но с недостающими деталями ); – упражнения в дорисовывании , создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей . – Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти . Графическая символика – Задания на развитие умений рисовать узоры , а также на символизацию предметов ( изображение их с помощью символов )

Слайд 4

Что такое графомоторный навык ? Графомоторный навык – это навык овладения письмом . Письмо – это сложный навык , включающий выполнение тонких координированных движений руки . Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки , а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания . Неподготовленность к письму ребенка , может привести к возникновению негативного отношения к учебе , тревожного состояния ребёнка в школе . Подготовка к письму предполагает развитие у детей : Мелкой моторики пальцев рук . Учеными доказано , что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка . Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению . Обычно ребёнок , имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать , у него достаточно развиты память , внимание , связная речь . И наоборот, у ребенка с задержкой развития все перечисленные параметры значительно снижены. Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму ? Это , прежде всего , все виды изобразительной деятельности . Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов , узоров . Раскрашивание , с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками . Необходимо обращать внимание на то , чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно , ровно и аккуратно . Помогает развитию графических навыков – это штриховка . Штриховка выполняется под руководством взрослого . Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов .

Слайд 5

. Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку : обведение клеток , составление узоров по клеткам , вписание в квадрат различных упражнений : овалов , линий , крючков и т. д. Если у ребенка нарушение графомоторных навыков , то вторичные нарушения , это такие нарушения , как дисграфия . Это частичное нарушения процесса письма , где ребенок не может писать слитно , искажает и заменяет буквы . Дети , у которых нарушены графомоторные навыки , быстро устают , отличаются пониженной работоспособностью . Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка . Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков . Формирование графомоторных навыков письма , по мнению специалистов и практиков , является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения .

Слайд 6

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики и графомоторики у детей с задержкой психического развития 1. Р азвити е мелкой моторики рук у детей с ЗПР необходимо начинать с пальчиковой гимнастики для рук , учитывая мышечный тонус ( гипотонус , гипертонус ). 2. Использовать игровые формы для развития интереса у ребенка и повышения технического тонуса детской руки 3. При выборе упражнений опираться на возрастные особенности детей с ЗПР, а также особенности памяти , мышления , восприятия , воображения . 4. Необходимо научить правильно сидеть за столом , пользоваться письменными принадлежностями , ориентироваться на листе бумаги . 5. Развитие мелкой моторики рук следует начинать с ведущей руки , потом развивать другую руку , затем обе руки . 6. Сначала рекомендуется начинать писать в альбоме , простым карандашом , перед тем как приступить к письму , сделать пальчиковую гимнастику . 7. Упражнения для пальцев рук по возможности должны соответствовать теме занятия . 8. Второй этап – работа в тетрадях в большую клетку : познакомить , что такое « клетка »; показать направление письма ( слева направо ); место начала буквы ( сколько клеток отступить ); научиться определять части страницы , границы строк . 9. Третий этап - переход к письму в клеточку меньшего размера , а затем к линейке , но дети с задержкой психического развития обычно не доходят до этого этапа .

Слайд 7

10 . Для закрепления моторных навыков использовать раскраски с крупными , четкими изображениями букв и цифр . 11. « Прописи » должны быть тщательно подобраны педагогом и рекомендованы родителям . 12. Строго соблюдать организационно – гигиенические требования к письму ( осанку , зрение ). 13. Продолжительность непрерывного письма для дошкольников не должна превышать 5 минут , а для школьников – 10 минут ( первый класс ), так как дети затрачивают много физических усилий 14. Работу проводить систематически 2-3 раза в неделю по 5-7 минут . 15. Рабочая атмосфера должна быть спокойная , доброжелательная , способствующая достижению коррекционных целей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дош...

Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»

      Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...

Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...

Формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиолгических упражнений.

Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памят...

Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников

Методический материал, в котором представлены этапы работы по формированию ГМН....