Методическая разработка "Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кустова Надежда Викторовна

Методическая разработка предназначена для детей с ТМНР. Основная цель занятия: развитие речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»

Учитель-дефектолог: Кустова Надежда Викторовна

Цель: Развивать речевую активность.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Формировать номинативный словарь по теме «Домашние птицы», пассивный глагольный словарь (кукарекает, кудахчет, поет, пищит, квакает, мяукает).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формировать умение отвечать на простые вопросы («Кто?» «Что делает?»
  • Формировать умение повторять и договаривать за взрослым звукоподражания, слова, простые фразы.
  • Развивать активность при подпевании, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.
  • Развивать артикуляционную моторику, подражательность.
  • Формировать направленную воздушную струю.
  • Пробуждать интерес к театрализованной игре путем опыта общения с персонажем.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать моторику рук.

Воспитательные задачи: 

  • Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: игровой коврик, дидактические игрушки, дидактический чемодан, сено, крупа, перья, шарманка, поднос, корзина с дидактическим мешочком.

Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок», рассматривание сюжетных картинок на которых изображены курица с цыпленком и петухом. Разучивание песенки «Курочка кудахчет ко-ко-ко».

Педагогические технологии:

-Театрализованная игра

-Здоровьесберегающие

-ИКТ

                                                         Ход занятия

1.Организационный момент.  Ребята, здравствуйте. (логопед показывает на гостей) Посмотрите, у нас сегодня гости! Гости добрые, хорошие! Помашите им ручкой, поздоровайтесь! Вот так!

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю очень.  Так вот в одной такой сказке жил-был старый чемодан, когда-то он много путешествовал, много видел всего на белом свете и знал много сказок. Давайте отправимся в сказку, отыщем чемодан, и тогда, он расскажет нам сказку! Нам пора в путь, а вот и дорожка……

2.Ходьба по сенсорной дорожке. Артикуляционная гимнастика.

Создание эмоционально положительного фона. Развитие тактильной чувствительности, обоняния. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Звучит музыка…Дети осматривают дорожку, трогают сено, нюхают его…

Логопед: Ребята смотрите, это сено! Давайте его потрогаем! Чувствуете какое оно колкое. Давайте удивимся, скажем: О-о-о! а еще можем сказать: У-у-у тебя! Какое колючее сено! А какое оно ароматное! Понюхайте! Скажите: А-а-ах, как пахнет!

Далее дети идут по дорожке.

3.Дыхательная гимнастика «Перышки».

Развитие дыхания. Формирование направленной воздушной струи.

Логопед: «Ребята, посмотрите на дорожке перышки лежат!

Наверно, куры пробегали,

Перья потеряли.

Мы на перья будем дуть

Им поможем вверх вспорхнуть…

Логопед подносит поднос с перьями, дети их сдувают… (под музыку), направляются к чемодану

Знакомство с волшебным чемоданом. Игра на шарманке. (Развитие слухового внимания)

 Логопед подводит детей к чемодану!

 Логопед: Ребята — это же волшебный старый чемодан, он полон чудес и сказок.  Давайте попросим нам рассказать сказку. А мы будем слушать и смотреть. Давайте сядем поудобнее (Дети рассаживаются на стульчики).

Логопед пробует открыть чемодан, но не получается.)

Логопед: Ребята чтобы чемодан открылся, давайте поиграем на шарманке Каждому из детей дают поиграть на шарманке (под приятный звук шарманки, чемодан открывается и в чемодане появляется «Волшебная полянка-коврик» (звучат звуки деревни).

4.Игра «Волшебный мешочек».

Развитие лексического словаря.

Дети рассматривают полянку, находят и называют предметы на ней: дорожку, речку, мостик, пруд, деревья, цветочки, сажают огород (морковки, тыквы). Вынимают из мешочка предметы (дом, березку, елки, яблоньку, грибочек) их называют, украшают полянку.

Логопед: кто же живет на этой полянке?

Вдруг дети слышат писк: «Пи-пи-пи». Их чемодана появляется лукошко с сеном, там кто-то шевелится, детям предлагают посмотреть кто там? Дети находят Цыпленка в сене.

Логопед: Ребята кто это?  (Дети отвечают: Цыпленок).

Логопед:

Мягкий и пушистый

Я у курицы – ребенок

А зовут меня…. (цыпленок)

 5.Начинается сказка.  К.И. Чуковского «Цыпленок» (Театрализованная игра)

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем опыта общения с персонажем. Формировать умение отвечать на простые вопросы («Кто?» «Что делает?» Формировать умение повторять и договаривать за взрослым звукоподражания, слова, простые фразы.

Жил на свете цыплёнок. Он был совсем маленький. Вот такой. Но цыплёнок думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.:

У цыпленка была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая.

Песенка «Курочка кудахчет Ко-Ко-Ко»

Развивать активность при подпевании, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Мама кормила цыпленка червяками.  И были эти червяки вот такие.

Игра «Покорми цыпленка червячками» (Дети ищут в емкости с горохом червячков и кормят цыпленка.)

Как-то раз налетел на маму Чёрный Кот и погнал её прочь со двора. И был этот кот вот такой.

У Котика лапки-царапки (дети повторяют движения пальчиками, имитируют лапки)

Логопед: Давайте помяукаем как кот. (Дети мяукают)

Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: «Кукареку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» И был петух вот такой.

Петя, Петенька, петух.

Что за перья, что за пух?

(разбрасывает пух, перья разноцветные из чемодана)

Разноцветный весь, цветной,

И кричит как заводной:

КУ-КА-РЕ-КУ!

Ребята, давайте прокукарекаем как петушок! (Дети кукарекают)

Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.

И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. А была лягушка вот такая.

Логопед:

Лягушка-попрыгушка-

Глазки на макушке

У лягушки все слова начинаются на КВА

Логопед: «Давайте поквакаем вместе с лягушкой.»

Она увидела цыплёнка и засмеялась:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Далеко тебе до петуха!

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так….

6.Рефлексия. Логопед: «Тут и сказке конец! Вам понравилась сказка?  Давайте вспомним с кем мы сегодня играли? (Логопед подводит итог занятия, дети называют всех героев сказки).

Чемодан снова «уснул». Будет видеть цветные сны и вспоминать новые сказки, а мы обязательно вернемся. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Под музыку по дорожке дети возвращаются в детский сад.

Дети уходят с сопровождающим.

Логопед: Как же давно чемодан не чувствовал себя таким нужным и счастливым. И таким красивым!

Вы спросите, что нужно, чтобы быть счастливым? Чемодан и мы вам ответим с улыбкой – это быть кому-то нужным!

До новых встреч!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»

Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Детство» под редакцией Т.И. Баба...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»

Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Де...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...