Главные вкладки

    Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

     «Путешествие по родному краю»

    Разработчик: Алексеева Людмила Геннадьевна,

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка»

    Цивильского района ЧР

    Пояснительная записка

    Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

    Представленный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет),  является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий логопеда и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности.

    Цели занятия:

    Коррекционно-образовательные:

    Углубление экологических знаний учащихся, совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать и различать одно-, двух-, и трехсложные  слова, согласовывать  прилагательные  с существительными, числительные с существительными в роде, числе, падеже), совершенствование связной речи детей.

    Коррекционно-развивающие:

    Развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные:

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод, наглядно-практический метод, словесный метод, прием эмоциональной заинтересованности, игровой метод, использование проблемных ситуаций. Использовалось следующее оборудование: слайдовая презентация «Прогулка по родному городу», фотографии достопримечательностей города Цивильска, предметные картинки (заяц, лось, куница, выхухоль, лиса, крот, бурундук, кабан, цапля, чайка, скворец, лебедь, ворона, филин, журавль), домик для деления слов на слоги,  мяч, две корзины, муляжи овощей и фруктов, магнитные удочки, рыбки с магнитиками (карась, лещ, окунь, щука), семена фасоли, «Песенка друзей» (Слова: Сергея Михалкова, музыка: Михаила Старокадомского).

    Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Поэтапно происходит смена видов деятельности.  Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, в процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводит динамическая пауза, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

    Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся друг с  другом и окружающим нас миром.

    Психогимнастика

    (Дети выполняют движения вместе с педагогом и проговаривают стихотворение).

    Здравствуй, солнце золотое,         Сделать руками круг.

    Здравствуй, небо голубое,            Руки вверх.

    Здравствуй, вольный ветерок,     Раскачивать руками вправо, влево.

    Здравствуй, маленький дубок.    Присесть.

    Мы живем в одном краю

    Всех я вас приветствую!             Взяться за руки, поднять вверх.

    II. Основная часть.

    Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родному краю.

    - Как называется республика, в которой мы живем?

    Дети: Чувашия.

    Логопед: Правильно. Назовите столицу Чувашии?

    Дети: Чебоксары.

    Логопед: А в каком городе живете вы?

    Дети: В Цивильске.

    Логопед: Наша Родина – Чувашия, наш родной язык – чувашский, мы – чуваши!

    1.Упражнение  «Мой край». (Развитие общих речевых навыков).

    Логопед предлагает детям рассказать стихотворения о родном крае.

    Логопед: Ребята, а как можно путешествовать?

    Дети: На самолете, на поезде, на автобусе, на машине, на велосипеде, пешком.

    Логопед: Мы отправимся с вами в путешествие на волшебном автобусе, но чтобы получить билет на этот автобус надо отгадать загадки.

    2.Упражнение «Отгадай загадку». (Развитие логического мышления).

    Дети получают билеты, садятся в импровизированный автобус и под песню «Песенка друзей» (Слова: Сергея Михалкова, музыка: Михаила Старокадомского) отправляются в путь.

    Логопед: Первая остановка «Заповедник». Ребята, кто знает, что такое заповедник? (ответы детей). Заповедник  - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, охотиться на птиц и животных.

    Ребята, какие животные живут в чувашском крае и обитают в заповеднике? (Ответы детей).

    3. Упражнение «Помоги животным найти свой домик».

    (Различение одно-, двух-, и трехсложных слов).

    На панно картинки (заяц, лось, куница, выхухоль,  лиса, крот, бурундук,  кабан). На магнитной доске выставляется домик с тремя кармашками, на которых написаны цифры 1, 2, 3. Надо расставить картинки так, чтобы они заняли соответствующий кармашек (по количеству слогов).

    Логопед: В чувашском крае обитает много птиц. Рассмотрите картинки и назовите их (цапля, чайка, скворец, лебедь, ворона, филин,  журавль).

                                                                               

    4. Упражнение  «Назови правильно».

    (Различение одно-, двух-, и трехсложных слов).

    Встаньте в кружок. Я буду называть вам слова и бросать мяч, а вы должны поймать мяч и вернуть мне, составив сложное слово.

    У чайки белые крылья - … (белокрылая чайка).

    У цапли длинные ноги - … (длинноногая цапля).

    У скворца короткий хвост - … (короткохвостый скворец).

    У лебедя длинная шея - … (длинношеий лебедь).

    У филина широкие крылья -…  (ширококрылый филин).

    У вороны черный хвост –…. (чернохвостая ворона).

    У дятла  короткие ноги – …  (коротконогий дятел).

    У журавля длинный клюв - … (длинноклювый журавль).

    Логопед: Молодцы! Ну а наш автобус отправляется дальше в путь и следующая остановка  «Речная».

     Ребята, наш край считается рыболовным. Назовите, каких рыб, обитающих в нашем крае вы знаете? (Ответы детей).

    5. Упражнение «Рыболов».

    ( Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

     В аквариуме плавают рыбки с магнитами. Вы должны поймать на удочку рыбку, назвать ее (карась, лещ, окунь, щука) и посчитать до пяти.

    (Дети по очереди вылавливают рыб на магнитную удочку и выполняют количественный счет с соответствующей картинкой: один карась, два карася…пять карасей).

    Логопед: А теперь нам нужно немного отдохнуть.

    Динамическая пауза «Вместе по лесу идём».

    (Координация речи с движением).

    Логопед: Молодцы, мы отдохнули и продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Дачная». 

    6. Упражнение «Разложи по корзинам».

    (Классификация  овощей и фруктов)

    В нашем крае люди выращивают фрукты и овощи. Многие овощи даже отправляются в другие города.

     На столе разложены фрукты и овощи (яблоко, слива, груша, картофель, помидор, лук, свекла). Надо правильно разложить их по корзинам. В первую – фрукты, во вторую – овощи. Подберите признак к каждому выбранному вами фрукту или овощу. (Яблоко – сочное, спелое, круглое. Яблоко – это фрукт).

    7. Упражнение «Выложи по контуру».

    (Развитие тонкой моторики).

    Перед вами лежат листы бумаги. Выложите на них с помощью семян фасоли контур яблока.

    8. Работа над текстом.

    (Развитие связной речи)

    Логопед: Вот мы и приехали в наш город. В нашем городе много красивых мест. Подойдите к панно и посмотрите достопримечательности нашего города. (На панно 6-8 фотографий достопримечательностей города Цивильска). Расскажите, какие интересные места вы посещали с родителями. (Ответы детей).

    Логопед: А теперь послушайте внимательно мой рассказ о нашем городе. (Рассказ сопровождается презентацией «Прогулка по родному городу»).

    Цивильск – это красивый, старый город. Название города произошло от названия реки Цивиль. В городе есть парки, сквер, школы, детские сады, больница, библиотека, заводы, почта, монастырь, церковь и дом культуры, где люди отдыхают. Каждый год, как и в давние времена, проходит ярмарка. В Цивильске появляется больше новых домов, город хорошеет, люди сажают деревья, цветы, ухаживают за ними.

    Логопед:

    Какой наш город?

    Почему наш город назвали Цивильск? От чего произошло название нашего города?

    Какие достопримечательности есть в нашем городе?

    Как жители ухаживают за своим городом?

    (Дети дают полные ответы на вопросы. После повторного чтения – пересказ текста детьми с опорой на презентацию «Прогулка по родному городу»).

    III. Итог занятия.

    Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Пришла пора возвращаться в детский сад. Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь».

    Где мы сегодня побывали?

    Какие задания для вас были наиболее интересными?

    Вы молодцы, справились со всеми заданиями.

    Наше путешествие закончилось. До свидания.

    Используемые источники

    1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкорльного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
    2. Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа / Т.В. Мурашкина. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2015
    3. Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с.
    4. Лыкова Л.С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2015 – 176 с.
    5. Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». 2-е изд.,испр. И доп. –М.:ТЦ Сфера, 2015.-192с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»

    Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Детство» под редакцией Т.И. Баба...

    Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

    Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

    Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

    Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Красивой речи»

    Программное содержание:1. обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь;2. продолжать развивать фонематический слух (выделять слова с зад...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказколандию"

    Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста с элементами логоритмики, пальчиковой гимнастики и артикуляции....

    Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

    Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

    Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес".

    Занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают животным в беде. Вы окунётесь в...