Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Жук Наталья Юрьевна

Занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают животным в беде. Вы окунётесь в мир сказки, в котором дети без принуждения составляют по картинно-графическим схемам описательные и повествовательные рассказы, решают логические задачки и через игру формируются лексико-грамматические категории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sv_r.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

Занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают животным в беде. Вы окунётесь в мир сказки, в котором дети без принуждения составляют по картинно-графическим схемам описательные и повествовательные рассказы, решают логические задачки и через игру формируются лексико-грамматические категории.

Программное содержание:

  • Коррекционно-образовательные цели: расширение и конкретизация представлений о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже и согласование их в предложении с глаголами).
  • Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, памяти. Закрепление умения последовательно выстраивать ход событий и составлять связный, грамматически правильный рассказ цепной организации по предметно-графической схеме.
  • Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, коллективизма, воспитание толерантности.

Ход занятия

I. Организационный момент:

(Дети полукругом стоят на ковре перед ними графическая схема «Признаки зимы»).

– Ребята, к нам с неба спустилась снежинка, а на ней загадка:

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

– Когда это бывает?

Снежинку в руки вы возьмите
И о зиме вы расскажите.

(Дети передают снежинку по кругу и называют признаки зимы по созданной схеме).

– Зимой день короче, а ночь длиннее.

– Зимой идёт снег.

– Зимой дует ветер, метёт метель.

– Зимой на земле лежат глубокие сугробы.

– Зимой небо хмурое.

– Зимой речки затянуты льдом.

– Зимой все деревья спят покрытые снегом.

– Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.

– Зимой дикие животные меняют шубку на тёплую и пушистую. Мишка спит в берлоге. Лисичка и волк бродят по лесу и ищет себе еду. Зайка меняет шубку с серой на белую. Белочка меняет шубку с рыжей на серую. Лось ходит по лесу и есть кору с деревьев.

– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду (перечисление).

– Зимой люди на речках из проруби ловят рыбу.

– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.

– Зимой приходит весёлый праздник Новый год.

II. Введение в тему: повторение пройденного материала.

– И в города, и в леса пришла долгожданная зима. Ребята, а кого же зимой можно увидеть в зимнем лесу?

Дети: (2 – 3 ответа)

– Лисицу, которая бегает по лесу и ищет себе еду.

– Берлогу, в которой спит бурый медведь.

– Зайца, который прыгает по снегу и ищет кустик, у которого можно спрятаться.

– Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей?

Дети: Это дикие животные.

– Почему их называют дикими?

Дети: Потому, что они живут вдали от человека, в лесу.

– Каких ещё диких животных вы знаете?

Дети: (перечисляют диких животных).

III. Д/игра «Лесная семейка».

(учитель-логопед замечает письмо, открывает его и читает)

– Горе! Горе! Крокодил 
Солнце в небе проглотил,
Наступила темнота.
Кто на улицу попал,
Заблудился и пропал.
Вы ребята, помогите,
Нам детенышей верните.

– Что же дети, будем делать? (ответы детей).

– Палочку волшебную возьму,
Вас в зверей всех превращу.
В зимний лес мы все пойдем
И детёнышей найдем.

(Дети берут с ковра иллюстрации животных и объединяются друг с другом, чтобы получилась семья).

Дети: (садятся за столы по три человека с картинками).

– Я мама лиса.

– Я папа лис.

– Я маленький лисенок.

– Чья у вас семья?

Дети:  Лисья. И т.д. 

IV. Составление описательного рассказа по графической схеме.

– Вот так радость, нашли зверята друг друга в лесу, только вот беда, в такую темноту невозможно ни домика своего отыскать, ни еду. Ох, пропадут звери дикие в лесу, пропадут.

– Ребята, помогите животным дом отыскать и еду. Всё что нужно с ковра возьми и в домик свой унеси.

(В группе стоят 4 стола для каждой «звериной семьи», на них лежат графические схемы, дети дополняют свои схемы нужными графическими деталями и готовятся к составлению рассказов). 

Примерный описательный рассказ «Лиса»
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610879/f_clip_image004.jpg

– Молодцы ребята, помогли лесным жителям. А сейчас, палочку волшебную возьму, всех ребят в детский сад верну. 

V. Д/игра «Прятки»:

(Воспитатель хлопает 3, 4, 5 раз, а дети ищут по группе картинку с таким количеством животных, и составляют предложение, например: «4 больших лося стоят возле деревьев и едят кору»).

– Мы немного отдохнем
И играть сейчас пойдем.
Только, уговор, сколько раз я хлопну,
Столько животных на картинке вы должны найти.

VI. Итог занятия:

– Вот и закончилось наше зимнее путешествие.

– Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование интегрированных занятий по развитию связной речи с детьми старшего возраста"

Развитие связной речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе. Интегриированные занятия позволяют ребенку реализовтаь свои творческие возможности.....

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» ирина сопельняк

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Здравствуйте уважаемые коллеги!Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Осн...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий

С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий .Инновационн...