Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий
консультация по развитию речи

Дементьева Ольга Анатольевна

 

С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий .Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий

С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий [8].

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности [16].

Ведущую роль в организации работы по развитию связной речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, метод наглядного моделирования и т.д. [12].

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Применение мультимедийных пособий в развитии связной речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности.

Современные компьютерные технологии позволяют объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи и избегать трату времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере [3].

Использование ИКТ дает возможность демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.  С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD [14].

Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Учитель-логопед может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель. Бывают компьютерные программы, которые неоценимы при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.

Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих событий.

Компьютер даёт возможность использовать в работе готовые учебные программы. Большое затруднение найти их в продаже практически невозможно или материал, содержащийся в этих программах, недостаточно профессионален. Очень хочется верить, что в будущем учителя-логопеды будут иметь достойный рабочий материал по развитию связной речи с использованием возможностей современных компьютерных технологий. Здесь им должны помочь многочисленные методические центры, институты, академии и прочие заведения педагогической науки [11].

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет [19]:

  1. предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  2. ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  3. привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  4. поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  5. развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  6. расширять творческие возможности самого педагога.

Одним из наиболее распространенных современных приемов развития связной речи ребенка является Мнемоника.

Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального [22].

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов [23].

Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.  В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Дидактическим материалом служат [7]:

  1. Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
  2. Мнемодорожки - состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
  3. Мнемотаблицы -  представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

В дошкольной педагогике мнемотаблицы могут быть представлены в виде:

– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.).

Данные схемы помогают детям ознакомиться: с логической структурой мысли отдельного предложения (вычленение предмета сообщения и того, что сообщается о предмете); с правилами смысловой связи предложений (выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, закреплению у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений); с правилами строения рассказа [2].

При создании схемы повествовательного рассказа, в сознании детей постепенно закрепляется представление о его структуре, которая требует определенной последовательности, то есть передачи мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и не допускает перестановки. Заполнение частей графической схемы осуществляется настоящими изображениями предметов, что способствует развитию возможности наглядно-образного представления содержания рассказа.

Для воспроизведения описательного рассказа применяются сенсорно-графические схемы, которые привлекают внимание детей к признакам предмета, наглядно показывают детям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа.

– Предметно-схематических моделей (автор Ткаченко Т. А.).

В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания [5].

– Блоков-квадратов (автор Глухов В. П.).

Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа. Они заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа [3].

– Коллажа (автор Большева Т. В.).

Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания [7].

– Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.).

При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа [4].

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии [23].

Существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. Второе правило, более современное и распространенное дидактическое.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:

– Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь.

– Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета.

– Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета.

– Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению.

– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне [6].

При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием.

Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:

  1. Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);
  2. Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря);
  3. Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).

Технология обучения детей составлению творческих рассказов по картине.  Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: первый тип: «текст реалистического характера», второй тип: «текст фантастического характера» [12].

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные.

Технология проблемного обучения связной речи основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие [17].

Технология интегрированного обучения связной речи отличается от традиционного использования меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития речи. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия [21].

Технология разноуровневого обучения связной речи. Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника [3].

Технология проектной деятельности по развитию связной речи. Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по развитию связной речи детей дошкольников [5].

Для развития связной речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии используются в основном такие приемы как словесно–режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация, пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию [19].

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  1. ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи.
  2. технология должна носить здоровьесберегающих характер.
  3. основу технологии составляет личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком.
  4. реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.
  5. организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение мнемотехники, синквейна, игровых и здоровьесберегающих технологий и др. делает обучение интересным, занимательным, развивающим.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
  2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 298 с.
  3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Академия, 2015. – 472 с.
  4. Боголюбская, М.К., Шевченко, О.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М.: Просвещение, 2016. - 198 с.
  5. Бондаренко,  А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2013. – 301 с.
  6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2014. – 309 с.
  7. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
  8. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 2011. – 264 с.
  9. Гвоздев, А.Н.  От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Серия «Психология, педагогика, технология обучения». Изд.2  2015. -  320 с.
  10. Дошкольное образование. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы /Издательство: Вентана-Граф, 2013. – 307 с.
  11. Занятия по развитию речи детей в детском саду. Программа и конспект  / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2012. – 209 с.
  12. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 704 с.: ил.
  13. Макарова, В.Н., Ставцева, Е.А., Мирошкина, М.Н. Методика работы по развитию связной речи у старших дошкольников. – М., 2013. – 234 с.
  14. Стрельцова, Л. В. Учите детей любить родной язык // Дошкольное воспитание, 2012. – №9.- С. 94–97.
  15. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т.С. Комаровой, Соломенниковой О.А.- Ярославль.: Академия развития, 2016 – 143 с.
  16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комарова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 208 с.
  17. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Под редакцией О.С. Ушаковой, А.И Максакова, Е.М. Струниной. 2 – изд. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 289 с.
  18. Сидорчук, Т. А., Лелюх, С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011. – 28 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)
  19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2012.- 461 с.
  20. Ушакова, О.В. Развитие речи детей 4 – 7 лет // Дошкольное воспитание, 2010. – №1. - С. 59–66.
  21. Ушакова, О.В., Струнина, Е.А. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2013. – №9. - С. 71–78.
  22. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 477 с.
  23. ФГОС в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ / Издательство: ТЦ Сфера, 2016. – 48 с.
  24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 386 с.
  25. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» ирина сопельняк

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Здравствуйте уважаемые коллеги!Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Осн...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....