Методические рекомендации к организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Построение работы  на «Коррекционной ритмике» - развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей;
развитие внимание, памяти, умственных способностей, творческих возможностей, навыков коллективной деятельности.
обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;
содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;
рационализация режима дня;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ

Подготовила:

Сластенина Галина Владимировна,

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 18» г. о. Самара

1. Нозологическая группа, возраст

  • Алена М. 6 лет
  • Слабослышащий ребёнок  с незначительным недоразвитием речи (владеет развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

 

2. Форма дошкольного образования, вид группы

  • Муниципальное ДОУ;
  • Группа комбинированной направленности.

3. Образовательная программа

  • Индивидуальная адаптированная образовательная программа для слабослышащих детей.

4. Форма образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях ОО

  • Групповые занятия;
  • Подгрупповые занятия;
  • Индивидуальные занятия с педагогами и специалистами.

5. Образовательное пространство

  • обеспечение комфортного получения информации (слухо-зрительное восприятие речи педагога и сверстников, письменные инструкции, сопровождение объяснений педагога схемами, наглядными пособиями, использование мультимедийных средств, сурдоперевод и др.);
  • контроль рабочего состояния слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов;
  • возможность реализации предварительной словарной работы - знакомство с лексикой, относящейся к организации деятельности по направлению дополнительного образования, и словарем, позволяющим работать над конкретным проектом;
  • обеспечение поэтапного объяснения при выполнении сложного многоступенчатого действия (изображение предмета/объекта, разработка и реализация технического проекта и др.);
  • предоставление дополнительного времени для выполнения заданий детям с нарушениями слуха;
  • использование при освоении программы различных ориентиров (схемы, таблицы, условные знаки и др.), облегчающих усвоение материала;
  • организация рабочего места с удобными подходами к столам, оборудованию и возможностью видеть всех участников образовательного процесса, а также все элементы образовательного пространства;
  • подключение сурдопереводчика на занятии при необходимости;
  • обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
  • детский сад, ориентированный на детей с нарушениями слуха, должен располагать фонотекой, музыкальными инструментами, звучащими игрушками, специальными компьютерными программами, методической и детской библиотекой, а также кабинетами для проведения коррекционных занятий, залом для занятий коррекционной ритмикой.

6. Режим дня

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха эта сфера жизни малышей должна привлекать особое внимание воспитателей, так как многие дети, поступающие в детский сад, не владеют навыками самообслуживания: не могут правильно есть, раздеваться, пользоваться туалетными принадлежностями. При проведении режимных мероприятий необходимо учитывать ряд условий:

  • организация удобной для выполнения режимных мероприятий обстановки (подбор мебели, удобной детям и соответствующей их росту: стульев, шкафчиков для одежды, вешалок для полотенец и др.);
  • последовательная демонстрация воспитателем осваиваемых действий (одевания, умывания и др.), разделение их на ряд операций, следующих в определенном порядке;
  • упражнения детей в действиях с уточнением способа выполнения в рамках определенной деятельности (правильное пользование полотенцем в процессе умывания);
  • индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом состояния моторики, уровня сформированности навыков самообслуживания;  
  • правильное выполнение взрослыми всех культурных и гигиенических требований;
  • напоминания правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков. Для детей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким или младшим детям;
  • фиксация внимание на необходимость проявить терпение, умение подождать, уступить место другому ребенку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребенка;
  • стремление продемонстрировать детям различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции предметы (маленькая и большая ложки или чашки, салфетка из материала или из бумаги).

7. Кадровое взаимодействие

  • Сурдопедагог  
  • Учитель-дефектолог
  • Педагог психолог
  • Воспитатель
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре

8. Направления коррекционно-развивающей работы воспитателя

  • изучение особенностей развития ребенка с нарушениями слуха, определение оптимальной формы включения в образовательный процесс, определение содержания специальной педагогической поддержки;
  • активизация компенсаторных возможностей ребенка, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма, восполнению недостатка в сенсорной информации;
  • построение работы  на «Коррекционной ритмике» - развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей;
  • развитие внимание, памяти, умственных способностей, творческих возможностей, навыков коллективной деятельности.
  • обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;
  • содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;
  • рационализация режима дня;
  • осуществление мониторинга навыков и умений детей с нарушениями слуха;
  • формирование толерантной культуры поведения всех окружающих ребенка людей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по формированию математических представлений

Методические рекомендации для воспитателей по образовательной области "Познавательное развитие" направление "Формирование элементарных математических представлений"....

⦁ Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми второго и третьего года жизни.

ДНИ НЕДЕЛИ          УТРЕННИЕ ЧАСЫ          ПРОВОДИТСЯ ПРОГУЛКА В  ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ  ПРОВОДИТСЯ⦁ В утренние часы проводится утренняя гимнастика...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"

Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы.  Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (рекомендуется для родителей) Тема: «Овощи»

Вид: познавательно-исследовательскийЦель: обобщить знания детей по теме «Овощи».Задачи:- систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;- закрепить представл...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в средней группе

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в средней группе...