Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по формированию математических представлений
методическая разработка по математике на тему

Черкасова Наталия Алексеевна

Методические рекомендации для воспитателей по образовательной области "Познавательное развитие" направление "Формирование элементарных математических представлений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации  образовательной деятельности по формированию математических представлений

        Воспитатель филиала «Вишенка» МБДОУ д/с «Радуга» Староюрьевского района

                                                            Черкасова Н.А.

 

     1.Общие требования  к проведению образовательной деятельности по формированию математических представлений.

    Можно сформулировать основные общие требования  к проведению образовательной деятельности по формированию математических представлений:

  1. Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;
  2. Содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.
  3.  Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
  4. Методы и приемы работы образовательной деятельности должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).
  5. Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).
  6. Подбор адекватных средств под тот или  иной вид организованной образовательной деятельности ( атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
  7. Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени.  Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.

     Структурные части занятий:

  • Организация детей;
  • повторение изученного, на предыдущих НОД;
  •  актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведение к восприятию новых знаний;
  •  сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми;
  • повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и самостоятельной деятельности:
  • подведение итогов образовательной деятельности.
  1. Взаимосвязь между видами образовательной деятельности в течении всего периода обучения (концентрический принцип).
  2. Владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
  3.  Развитие культуры познания, интереса к математическим фактам и явлениям.
  4.   Переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.

Таким образом, основными требованиями к организации математического развития в ДОУ на данный момент являются:

  • развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей ребенка;
  • комплексно – тематическая модель организации математической деятельности;
  • в содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение,   контроль.

 2.  Формирование у дошкольников элементарных математических представлений

  Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Например, на рабочем  листе изображены 5 предметов: кисть, палитра с красками, набор цветных карандашей и картина. Какой из этих предметов лишний? Путем логических рассуждений ребенок приходит к выводу, что лишней среди этих предметов является картина, так как это продукт труда художника, а все остальные предметы — орудия его труда.

Все чаще в процессе образовательной деятельности педагоги используют шутливые вопросы, где без догадки не обойтись. Например: «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?»; Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?» Такой материал уже доступен детям 4—5 лет и является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, формирует настойчивость и целенаправленность у детей с ранних лет.  

    Материализованный результат математической деятельности детей дает возможность педагогам тщательно проанализировать и выявить уровень освоения материала каждым ребенком.

  Практика работы убеждает в необходимости использования такого  материала, подтверждает повышение эффективности работы при использовании занимательной математики.

   Математическая подготовка в дошкольном учреждении — это часть общей подготовки детей к школе. Отличительной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Задачи математической подготовки детей в дошкольном учреждении сводятся к следующему:

  • формирование системы элементарных математических представлений, предпосылок математического мышления, сенсорных процессов и способностей;
  • расширение словаря детей и совершенствование связной речи;
  • формирование начальных форм учебной деятельности у дошкольников.

   Таким образом, тщательный учет математической сути учебного материала, использование  игровых приемов обучения математике и комплексное решение программных задач, использование современных достижений науки и практики позволят оказать положительный результат у детей.  

  По-прежнему в отдельных учреждениях недостаточно развиваются способности детей, не в полную меру удовлетворяются их познавательные интересы, дети не могут применить полученные знания.

Во многом причиной этого является то, что воспитатели используют однообразные методы в обучении детей, не придают серьезного значения организации самостоятельной познавательной деятельности дошкольников как  в процессе образовательной деятельности, так и вне её.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка досуговой деятельности по формированию математических представлений детей в подготовительной группе с использованием квест-технологий

ФГОС определяет своей ключевой важной задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательно...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений «Математическая Олимпиада» в подготовительной группе

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности            по формированию математических представлений    «Математическа...