Роль игры в коррекции внимания и памяти (из опыта работы педагога-психолога)
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пастор Нина Николаевна
В данной статье приводятся доводы о необходимости коррекции, целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста памяти и внимания. Основная часть материала посвящена описанию дидактических и коммуникативных игр, походящих для занятия с группой детей и максимально способствующих развитию психических функций внимания и памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пастор Н.Н., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 31 Московского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в коррекции внимания и памяти старших дошкольников (из опыта работы педагога-психолога)

        Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.

Внимание – один из главных психических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию.

Таким образом, развитие и коррекцию памяти невозможно отделить от развития внимания. Память и внимание – основа сознания, как взрослого человека, так и ребенка. Роль памяти и внимания в развитии дошкольника огромна. Овладение нормами поведения, приобретение навыков, умений, усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, все это связано с работой памяти и внимания. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять главное, запоминать, вспоминать и применять в работе. Дошкольник начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти. Память, как один из уровней отражения окружающей действительности, представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

При начале школьного обучения хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успеха в освоении школьной программы. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду со вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе постоянно требуется навык произвольно запоминать разный объём информации. Писать (и писать эффективно) дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания.

 На развитие и внимания и памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении правил игры имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл, а игровая ситуация делает достижение этой цели желательным для каждого конкретного участника.        

Выбирая игры для развития памяти, мы должны понимать, что и внимание тоже будет тренироваться в процессе игры.  И наоборот  - практикуя внимательность невозможно обойти стороной тренировку памяти.

Следующие дидактические игры направлены на развитие внимания и памяти, в них можно играть на занятии с разным количеством участников, но лучше не более 8-10. Также их можно рекомендовать родителям, как вариант совместного досуга дома.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно, запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут два человека.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего, причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется). Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки. Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно, слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движения, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребёт вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т. д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими лежит картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

В ходе  своей деятельности как педагога-психолога  я люблю находить максимально универсальные по применению к теме занятия  и максимально вариативные в исполнении игры и  упражнения. Хочу поделиться одной из таких находок. Это игра «Снежный ком».

Игра «Снежный ком»

Количество игроков – от 2 человек. Это игра также для детей от 5 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание, память, речь.

Ход игры. Лучше будет, если игроки расположатся по «кругу» за общим столом, на стульчиках или на ковре. Необходимо напомнить детям и обсудить для начала, что такое снежный ком, как он получается – что ысё новый снег липнет к комочку со всех сторон и такой ком может стать очень большим. Я для иллюстрации - в любое время года, и, находясь в помещении – использую пример клубочка, показываю, как всё новые слои ниток наматываются на начальный маленький узелок. Для клубочка лучше использовать толстый шнур.

 Далее дети стараются «сделать ком из слов» на заданную тему, как можно больший. Каждый игрок, начиная со второго, повторяет слова всех  игроков до него и добавляет своё слово. Очень важно перед началом игры обозначить, что ком у нас общий, и то, насколько он будет велик, зависит от того, как мы будем помогать друг другу.  Таким образом мы сместим акцент с соревновательности на интерес к общему результату. Необходимо в самом начале игры обратить внимание детей на то, что самый первый человек должен сказать меньше всех, а тот, чья очередь последняя – должен запомнить больше всех слов, и это может быть непросто, но мы работаем вместе и всегда готовы напомнить то, что забылось.  

Достоинства этой игры:

- Применима к любой теме

-Может быть как отдельным упражнением, так и подводить итог какого-либо тематического занятия

-Может быть как упрощена, например, наличием конкретных называемых предметов либо картиной, содержание которой предварительно обсуждается, так и усложнена – в этом случае (в зависимости от уровня развития мышления и уровня осведомлённости группы детей) можно предложить опорную сюжетную картину, на которой каждый игрок ищет максимальное количество предметов, отвечающих вопросу задания; либо это может быть часть истории, которую дети вместе сочиняют, придумывая действия персонажа, детали одежды его,  блюда, которые он съел за ужином и т.д.  

- Способствует формированию дружеских взаимоотношений в группе, даёт опыт поддержки друг друга

- Способствует формированию адекватной самооценки. Ведь дети получают наглядный пример, подкреплённый и опытом, того, что можно поработать и получить результат, потренироваться и запомнить больше слов, помогать друг другу в сложной ситуации и получить максимальный результат.

- Даёт возможность весело и динамично провести время с детьми, даже в помещении, укрепить доверительные отношения между детьми и педагогом.

Надеюсь, мой опыт будет полезен тем, кто интересуется практической стороной коррекции внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе средствами игры (из опыта работы педагога-психолога).

Как отмечал А.И. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...