Рекомендации по взаимодействию педагога с ребёнком - дошкольником с ОВЗ, повышающим его адаптационные способности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Рекомендации по взаимодействию педагога   с ребенком-дошкольником с ОВЗ, повышающие его адаптационные возможности

В работе рассмотрены особенности эмоционально - волевой, социально - коммуникативной сферы детей с  ОВЗ - ЗПР, гиперактивность, детский аутизм и РАС, а также предложены рекомендации по взаимодействию педагога с ребёнком, повышающие его адаптивные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по взаимодействию педагога   с ребенком-дошкольником с ОВЗ, повышающие его адаптационные возможности

Составила учитель – дефектолог  Нищенкова О.В.

Ребенок с ОВЗ

Особенности

эмоционально-волевой сферы

Особенности социально-коммуникативной сферы

Рекомендации по взаимодействию педагога ребенком, повышающие его адаптационные возможности

Задержка психического развития

Синдром психического инфантилизма:

1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность, либо неадекватная весёлость и дурашливость;

3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;

4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны.

1.Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

2.Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

3.Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

4.Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

5.Поддержка ребенка со стороны педагогов.

6.Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

7.Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

8.Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

9.Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

10.Стараться разнообразить работу на занятии. Оптимально провести около семи смен деятельности за занятие.

11.Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

12.Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

13.Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

14.Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. 15.Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

16.Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

17.В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

18.На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ребёнку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

19.Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

20.Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

Гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка.

К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

СДВГ приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы, нарушению межличностных отношений с близкими людьми и сверстниками.

Источники гиперактивности необходимо искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия. Детям с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное, агрессивное поведение.

Взанятий

1.Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе.      

2.Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

3.Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

4.В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

5. Задания следует разъяснять персонально.

6.Детям с синдромом гиперактивности не стоит делать резкие замечания.

7.Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.

8.Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным.

9.Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на занятии  рекомендовано проводить физкультпаузы.

10.Поощряйте ребенка.

11.Обеспечьте для ребёнка возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу.

12.Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

Детский аутизм

и  РАС

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при РАС и может проявиться в скором времени после рождения.

Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми нарастает. 

Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. У ребенка с РАС крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. У этих детей наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим. У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. 

Первая группа детей наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте, отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. У них отсутствуют активные средства защиты: не развиваются активные формы аутостимуляции. Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

Вторая группа, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т.д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей. 

Особенности детей третьей группы проявляются в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше, но она монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике.

Четвертая группа детей – наиболее ранимые. В большей степени аутизм проявляется у них в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у  первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.

Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются педантизм и стремлении к порядку.

1.Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.

2.Принимать его таким, какой он есть.

3.Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.

4.Придерживаться определенного режима дня.

5.Соблюдать ежедневные ритуалы.

6.Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

7.Не повышать голос и не издавать громких звуков.

8.Не выпускать ребенка из поля своего зрения. 9.Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

10. Гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.

11. Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

12.Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.

13. В помещении, где находится аутичный ребенок, важно составлять визуальное расписание на день, где в виде карточек обозначена четкая последовательность всех действий в течение дня. Так же, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, необходимо разместить на шкафчике.

14. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.

15. На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и четкими правилами.

16. Дети любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.

17. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени педагог может привлекать внимание ребенка к его отражению.

18. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет" и др.

19. С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.

20. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.

21. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.

22. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш («рука в руке»).

23. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации опр...

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

Научно-практическая конференция «Книга в жизни ребёнка-дошкольника» Доклад «Развитие воображения и креативных способностей дошкольников посредством чтения и ознакомления детей с художественной литературой»

В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», отмечено, что “Развивающемуся обществу нужны современно образованные  люди, которы...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...