ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Эпова Татьяна Владимировна

Данная программа составлена на основании рекомендаций ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipr.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад»

Согласовано:

__________________

Ф.И.О. родителей /законных

представителей

«___»___________20__

                                          Утверждено:

Заведующий МДОУ «Д/с № 9 «Солнышко»

                          ______________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ф.И.О..

.

Южноуральск

Пояснительная записка

Ф.И.О. ребенка: ФИО

Дата рождения: 00.00.00

Данная программа составлена на основании рекомендаций ПМПК и рассчитана на 3 года.

Заключение ЦПМПК о создании условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью № 00:

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС

Специалисты

Рекомендации ПМПК

Особенности развития ребенка

Ожидаемые результаты развития ребенка

Задачи развития ребенка

Специальные условия обучения и воспитания

Педагог-психолог

Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности

Очень низкие темпы освоения навыков в различных видах деятельности и снижение навыков за летний период.

Бытовые навыки сформированы не в полном объеме, нет автоматизации.

Игровая деятельность остается манипулятивной: отсутствует целевой компонент.

Низкий объем внимания и памяти

Недостаточно сформированы навыки имитации и следования словесной инструкции.

Неустойчивое, кратковременное внимание.

Пространственно- временные представления не сформированы.

Процессы обобщения и классификации сформированы по наиболее крупным категориям.

Вербальная речь отсутствует.

Наличие агрессивных и аутоагрессивных действий

Улучшение бытовых навыков.

Достаточно хорошее развитие зрительного восприятия.

Усвоены основные сенсорные эталоны.

Увеличена длительность концентрации внимания до нескольких минут.

Может попросить помощь взрослого при затруднении.

Наличие речи в виде первых слогов слов, обозначающих любимые предметы и занятия.

Ребенок проявляет ситуативную кратковременную заинтересованность в общении с детьми

Увеличение объема внимания и памяти до 5-6 единиц.

Формирование простейших игровых навыков.

Стимулирование развития воображения.

Увеличение интенсивности навыка имитации и следования слов инструкции.

Формирование процессов обобщения и классификации по основным категориям.

Развитие поведения слушателя.

Развитие навыка очередности в игре.

Снижение интенсивности агрессивных и аутоагрессивных действий.

Развитие коммуникативных навыков

Адаптированная основная

образовательная программа дошкольного образования   для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС Коррекционно-развивающие занятия с психологом не реже 2 раз в неделю продолжительностью 20–25 минут,

индивидуальные – не реже 1 раза в неделю,

подгрупповые – не реже 1 раза в неделю

Учитель-логопед

Развитие понимания обращённой речи, формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы, формирование простого речевого высказывания

Понимает обращенную речь. Произносит  некоторые слова и звукосочетания

.Произносит гласные и согласные раннего онтогенеза, но речевую инициативу, начатую взрослым поддерживает крайне редко.

Расширение пассивного словаря.

Использование вербальных и невербальных средств общения для обозначения своих нужд и желаний.

Увеличение количества речевых инициатив и/или

введение альтернативной коммуникации.

Развитие общей мелкой, артикуляционной  моторики.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования   для детей с ЗПР 

Использование методических и дидактических материалов.

Индивидуальные коррекционные занятия с логопедом не реже 2 раз в неделю.

Учитель-дефектолог

Формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности

Не использует речь в обиходе.

Наличие лепетных слов и звукоподражаний.

Незначительное наличие повторяемых односложных слов за взрослым.

Моторная неловкость.

Быстрая истощаемость

Частично сформированы элементы повтора (имитация).

Выполняет задания по инструкции.

Хорошо развито зрительное восприятие.

Наличие эхолалий (простые слова в пределах бытовой тематики)

Совершенствование понятий об окружающем мире.

Развитие речевой активности.

ФЭМП.

Развитие мелкой моторики и графомоторных функций.

Развитие слухового восприятия.

Развитие понимания обращенной речи

Адаптированная основная

образовательная программа дошкольного образования   для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС методических и дидактических материалов.

Индивидуальные развивающие коррекционные занятия с дефектологом 2 раза в неделю продолжительностью 20–25 минут

Воспитатель

Формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности

Может сама, с небольшой помощью взрослого одеться/раздеться, самостоятельно ходит в туалет в детском саду, пользуется столовыми приборами.

Манипулятивная игровая деятельность, с небольшим включением сюжетной игры.

В общении со взрослыми  и сверстниками проявляет инициативу, может играть в паре.

Познавательный интерес не выражен.

Речь лепетная.

Моторные навыки не развиты.

Может одеваться самостоятельно, без помощи  взрослого.

Может попросить помощь взрослого при затруднении.

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут 

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту.

 На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок.

Использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

Передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений.

Автоматизация самостоятельного одевания с помощью визуальной поддержки.

Формирование игровых действий и цепочек в совместной игре с воспитателем.

Знакомить с условиями быта человека одновременно с формированием понимания различной знаковой, бытовой, световой и другой окружающей человека информации 

Включение в коммуникацию со сверстниками через создание игровых и бытовых ситуаций.

Развивать любознательность,

Познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды.

Формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения), составлять ряды-серии (по размеру, расположению);совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы.

Формировать  желание  подражать  действиям  взрослого; побуждать  к  совместной  продуктивной деятельности  при  обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий.

Адаптированная основная

образовательная программа дошкольного образования   для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС.

Индивидуальные развивающие занятия каждый день продолжительностью 10 минут.

Использование методических и дидактических материалов в режимных моментах.

Создание насыщенной предметно-пространственной среды.

Воспитательный компонент.

- Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

- Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым        .

- Формировать у детей умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).

- Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.

- Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.

- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому  предмету или игрушке.

Форма взаимодействия с родителями: собеседование, рекомендации, консультации, индивидуальные задания, обмен опытом_

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:

• индивидуальные консультации родителей с учителем-логопедом;

  • посещение индивидуальных занятий по речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, познавательному развитию;

• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе.

Основой индивидуального коррекционно-образовательного маршрута является Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы. Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким.

Перечень оборудования и дидактических материалов

Социальное развитие. Иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность людей различных профессий; книги (художественные произведения, содержание которых отражает различные эмоциональные состояния людей); видеоматериалы, отражающие жизнь и деятельность детей в группе, на занятиях, на праздниках, магнитная доска; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.).

Физическое развитие и физическое воспитание. Скамейки гимнастические длиной 2 м; дуги для подлезания (высота 50 см); мячи резиновые (диаметр 20—25, 10—12, 6—8 см); надувные большие, шнуры короткие («косички») — 75—80 см, длинные — 15 м; мешочки с песком для метания (вес 150—200 г), для равновесия (вес 400 г); ракетки,  мячи, ракетки и воланы для игры в бадминтон; кегли; кольцеброс;  магнитофон, аудиокассеты с различными мелодиями; палатка; корзины; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); раздвигающаяся дорожка из кубов.

Сенсорное развитие. Мячи, шары, кубики, кирпичики, мешочки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов; разной величины мисочки, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; коробки-вкладыши разных размеров; тележки, машины разных размеров; мелкие игрушки животных и их детенышей;.

Формирование мышления. Набор сюжетных игрушек: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, куклы; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда: молоток, гаечный ключ, отвертка; аквариум; бассейн; погремушки; деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.; корзины;  матрешки (от трехместных до пятиместных); коляски с рукоятками; тележки, машины; игрушки с крепящимися деталями; сюжетные и предметные иллюстрации; книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Лепка. Материалы для лепки:  пластилин;  печатки разной формы для украшения вылепленного изделия; стеки разной формы; салфетки из ткани;  наглядный материал: овощи, фрукты, (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: демонстрационный материал предметов  народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с городецкой росписью, хохломской росписью).

Аппликация. Наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт,  знакомые сказочные персонажи; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям.

Рисование. Наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; наборы карандашей: волоконные разной толщины, наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал); банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания; иллюстрации к литературным произведениям; наглядный материал: овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты).

Мониторинг психофизического развития и возможностей ребёнка проводится 2 раза в год.

    Предложенные задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3—4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «–».

Уровни сформированности основных линий развития


п/п

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Социальное развитие

1.1

Представления о себе

1.2

Ближайшее окружение

1.3

Навык опрятности

1.4

Навык еды

1.5

Навык одевания

1.6

Навык умывания

2

Физическое развитие

2.1

Ходьба

2.2

Бег

2.3

Прыжки

2.4

Лазание, ползание

2.5

Метание

2.6

Равновесие

3

Познавательное развитие

3.1

Сенсорика

3.1.1

Форма

3.1.2

Величина

3.1.3

Цвет

3.1.4

Целостность восприятия

3.2

Наглядно-действенное мышление

3.3

Ориентировка на количественный признак

3.4

Представления об окружающем

3.5

Развитие речи

3.5.1

Понимание речи

3.5.2

Активная речь

4

Деятельность

4.1

Предметные действия

4.2

Игра

4.3

Рисунок

4.4

Конструирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут...

Проектирование и реализация индивидуального-коррекционого образовательного маршрута для детей ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....

Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов

План индивидуальной коррекционной работы для ребенка с ОВЗ...

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут воспитанника средней группы

Форма индивидуального коррекционного-образовательного маршрута....

Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут

В материале представлен индивидуальный коррекционно- образовательный маршрут на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Примерный индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут воспитанника

В индивидуальном  коррекционно -  образовательном маршруте  воспитанника необходимо прописать: период реализации, ФИО ребенка, дата рождения, дата заполнения, состояние здоровья, статус...