Адаптированная дополнительная образовательная программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Григорьева Марина Ильинична

Адаптированная дополнительная образовательная  программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности  «Русские народные сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye-skazki-m.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Адаптированная дополнительная образовательная  программа познавательно-творческой направленности кружковой деятельности  в группе 7

«Русские народные сказки»

Составитель программы:

Григорьева М.И.

Москва 2021

Пояснительная записка

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1.Конвенция о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.

10. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Бгажноковой И.М. (М. «Просвещение» 2011).

11. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей» (Составитель: НИИ Дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

12. Учебный план образовательного учреждения.

Актуальность

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

           Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ЦССВ. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

        Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:    

-  формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

- развивать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

воспитывать послушание на основе любви и уважения к близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (центра литературы).

Тематическое   планирование

Месяц

Тема:

Часы

1

сентябрь

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

4

2

октябрь

Русская народная сказка «Репка»

5

3

ноябрь

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

4

4

декабрь

Русская народная сказка «Снегурочка»

4

5

январь

Русская народная сказка «Волк и козлята»

5

6

февраль

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

4

7

март

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

4

8

апрель

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

5

9

май

Русская народная сказка «Теремок»

4

10

Итого:

39 часов

Календарное планирование

Месяц, дата

Тема:

1

Сентябрь

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

Прослушивание сказки

Нарисуй героя сказки

Просмотр мультфильма

Познавательная беседа по сказке

2

октябрь

Русская народная сказка «Репка»

Прослушивание сказки

Нарисуй героя сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр мультфильма

Театрализованное представление

3

ноябрь

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Прослушивание сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Нарисуй героя сказки

4

декабрь

Русская народная сказка «Снегурочка»

Прослушивание сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр мультфильма

Нарисуй героя сказки

5

Январь

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Прослушивание сказки

Театрализованное представление

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Нарисуй героя сказки

6

февраль

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Прослушивание сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Нарисуй героя сказки

7

март

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Прослушивание сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Нарисуй героя сказки

8

апрель

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Прослушивание сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Театрализованное представление

Нарисуй героя сказки

9

май

Русская народная сказка «Теремок»

Прослушивание сказки

Нарисуй героя сказки

Познавательная беседа по сказке

Просмотр иллюстраций

Литература

1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей

3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.

4. Литвинова М.Ф .Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002

5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005

7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.

8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко

 9. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.

10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  

11. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010

12. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006

13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Фолио, АСТ,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно творческий проект по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет «Волшебный мир живописи»

Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, скудные знания о творчестве русских художников.Цель: Развивать восприятие и понимание изобразительного искусства, тв...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа психотерапевтической направленности «СКАЗОЧНЫЙ МИР»

АДАПТИРОВАННАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»...

Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Клякса»

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...