Дополнительная развивающая программа художественной направленности ( театрализованная деятельность )
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Пташка»
Отдел образования администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район»
249018 Калужская обл., Боровский район д. Совьяки ул. Школьная, д. 10 тел\факс 3-11-01 Е-mail sad22ptashka@yandex.ru www.sad22ptashka.ru ОКПО, 48362250ОГРН-1114025004653 ИНН/КПП 4003032008/400301001
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий ____Л.В. Кондюрина
Протокол № __________________ Приказ №____от «___» ________ 2023г.
Театральная студия
«МАЛЫШАРИКИ»
дополнительная развивающая программа
художественной направленности
( театрализованная деятельность )
Автор программы: воспитатель
Каткова Светлана Сергеевна
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем.
В младшем возрасте у детей начинают развиваться эстетические чувства, художественное восприятие, при содействии взрослых возникают положительный эмоциональный отклик на литературные произведения. Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности (движение, жесты).
Происходит начало развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, клюют зернышки цыплята и т. д. и эмоционального состояния человека.
Под руководством педагога у детей возникают игры на темы по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов). Используя обучающие игры взрослый показывает способы ролевого поведения.
При создании условия для проведения театрализованной игры у детей формируется умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях. Впервые пробуют с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Дети пробуют приемы вождения настольных кукол, действия с элементами костюмов и атрибутами.
У детей возникает стремление выступать перед куклами и сверстниками, импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Развивается диалогическая речь.
Младшие дошкольники знакомятся с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литера - туры.
В этом возрасте воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Цель программы:
-развитие творческих способностей детей, через театрализованную деятельность.
-знакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым);
-приобщение и развитие творческих способностей детей посредством различных видов театра.
-развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
Задачи программы:
-формировать представление о различных видах театра;
-развивать речь, воображение и мышление;
-развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
-помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
-привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности;
Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:
-драматизацией (дети участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);
-театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
-настольным театром (бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
-театром живых кукол (младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 года.
Сроки реализации образовательной программы — 1 год.
Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по15-20 минут.
Наполняемость группы: ведущей формой организации занятий является групповая. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Формы работы кружка:
с детьми: игры-драматизации по текстам коротких стихов, потешек, скороговорок, разыгрывание знакомых сказок и инсценировок, просмотр кукольных представлений, спектаклей и беседы по ним, чтение художественной литературы, рассматривание наглядного материала и иллюстраций.
с родителями: изготовление и подбор атрибутов: изготовление кукол и игрушек, костюмов, декораций; участие в совместных инсценировках, выставках поделок по сказкам, совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта), посещение выступлений своих детей, выездных театров со своими детьми.
Содержание учебного материала на год:
Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь «Путешествие в мир театра» | 1-я неделя. Беседа-рассказ «Давайте, познакомимся с видами театров!». 2-я неделя. Знакомство с устным народным творчеством «Волшебный сундучок». Игры с бабушкой Забавушкой. 3-я неделя. «Потешки в гости к нам приходят»: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси» и др. 4-я неделя. Поиграем с пальчиками «Вышли пальчики гулять»: пальчиковые игры: «Мои весёлые пальчики», «Я перчатку одеваю», «Солнечный зайчик» и др. | Познакомить детей с различными видами театров; дать представление о разных видах кукольных театров: бибабо, пальчиковый, настольный, театр картинок на фланелеграфе, (магнитный) и др.; углублять интерес к театрализованной деятельности; обогащать словарный запас. Формировать интерес к УНТ (потешки, загадки, скороговорки); учить детей отгадывать загадки, выразительно читать потешки, чётко проговаривать скороговорки; развивать ассоциативное мышление, воображение; учить сочетать речь с движением; воспитывать коммуникативные качества. Продолжать знакомить с УНТ. Вспомнить с детьми потешки; формировать желание обыгрывать потешки по ролям с помощью масок-шапочек; учить имитировать звуки и повадки животных; чётко и выразительно выговаривать слова, соблюдая интонацию.
Развивать мелкую моторику рук для свободного кукловождения; учить детей выполнять движения пальцев рук в соответствии с текстом игры, интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу; воспитывать партнёрские отношения между детьми. |
Октябрь | 1-я неделя. «Выросла репка большая - пребольшая». Слушание р.н. сказки «Репка» в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 2-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Репка» (настольный театр).
3- неделя. СКАЗКА «РЕПКА» (обучение пересказу с помощью мнемотехники) 4-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр). | Побеседовать по содержанию сказки: Кто понравился из героев, почему? Кем я хочу быть из героев сказки?; продолжать развивать эмоциональную выразительность детей через картинки; воспитывать интерес к народному творчеству. Продолжать учить детей сопровождать движения кукол словами из текста; развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила; воспитывать дружеское отношение друг к другу. Развивать память, внимание и связную речь детей; учить пересказывать сказку последовательно, с опорой на наглядность; учить детей видеть и называть характерные признаки героев сказки воспитывать любовь к труду, отзывчивость, желание помогать друг другу. Прививать устойчивый интерес к пальчиковому театру; продолжать знакомить детей с приёмами вождения кукол пальцами; учить разыгрывать знакомую сказку; подводить детей к выразительному исполнению ролей. |
Ноябрь | 1-я неделя. Игровая викторина по стихам А. Барто. 2-я неделя. Ладушки . (Потешка) 3-я неделя. Пальчик-мальчик 4-я неделя. Потеряли котятки по дороге перчатки. | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Активизировать мелкую моторику рук, устанавливая тесную связь между речевой и двигательной функциями Побуждать детей принимать участие в игровом упражнении «Ладушки», выполняя движения по показу педагога. Следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. |
Декабрь | 1-я неделя. «Стоит в поле теремок, теремок». Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию . Работа над речью (интонация, выразительность, сила голоса). 2-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр). 3-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр). 4-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Теремок» для детей и педагогов ДОУ, родителей. | Учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; проговаривать отдельные фрагменты; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с настольным театром; развивать умение разыгрывать сказку на столе под музыку; формировать навыки свободного кукловождения резиновой (мягкой) игрушкой; учить сопровождать движения кукол словами из текста. Закрепить приёмы кукловождения игрушек на столе под музыку; развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки; воспитывать доброжелательные отношения и умение играть рядом. Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности, в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра. |
Январь | 1-я неделя. Игра-путешествие «В гости к куклам». 2-я неделя. «Колобок – наш Колобок, Колобок – румяный бок»». Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 3-я неделя. Разыгрывание р.н. сказки «Колобок» (театр кукол). 4-я неделя. Разыгрывание сказки «Колобок»
| Познакомить детей с театром кукол ; развивать интерес к куклам; продолжать формировать интерес к театрализованной деятельности. Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с приёмами кукловождения; учить выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса: силу, ритм, дыхание. Вызвать желание разыгрывать сказку; обогащать яркими впечатлениями; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества. |
Февраль | 1-я неделя. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 2-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» 3-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Совершенствовать навыки управления куклами би-ба-бо; выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества. Закрепить навыки управления куклами би-ба-бо; выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества. |
Март | 1-занятие. Чтение р.н. сказки «Лиса, заяц и петух», рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижная игра «Лиса и зайцы». 2-я неделя. «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Имитационные упражнения. 3-я неделя. «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!». Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюма. Распределение ролей (считалочкой). 4-я неделя. Инсценировка (показ) сказки «Лиса, заяц и петух» для детей своей группы. | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через рассматривание иллюстраций; выполнять движения в соответствие со словами игры; воспитывать интерес к народному творчеству. Вспомнить героев сказки, с которыми познакомились на предыдущем занятии; учить изображать героев сказки характерными движениями, голосом, раскрывать характеры особенности; развивать воображение и способность к творчеству. Вызвать у детей желание вспомнить текст знакомой сказки; учить под музыку изображать героев сказки, подбирать соответствующую интонацию голоса для передачи черт характера; воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе, выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра. |
Апрель | 1-я неделя. Чтение р.н. сказки «Курочка ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 2-я неделя. «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое». Весёлый танец по теме сказки. 3-янеделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба», работа над отдельными эпизодами под музыку. Распределение ролей (считалочкой, по очереди, по желанию и т.д.) 4-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству Продолжать учить детей работать над текстом, проговаривать слова и отдельные фразы с определённой интонацией и настроением в сочетание с жестами и мимикой; вызвать желание танцевать под музыку имитируя движения героев сказки. Распределить роли между детьми; учить передавать образы героев сказки под музыку; воспитывать интерес к театрализации. Совершенствовать умение инсценировать сказку, проявляя свои артистические способности; развивать в имитационных упражнениях умение изображать героев сказки характерными движениями и силой голоса. |
Май | 1-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. 2-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Курочка ряба» для детей и педагогов ДОУ, родителей. | Совершенствовать умение инсценировать сказку, выразительно передавая образы героев; развивать социальные навыки общения; пополнять словарный запас. Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности, в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра. |
Планируемый результат:
ребёнок:
- Способен обыграть простой сюжет литературного произведения;
- Может передавать образ героя мимикой, жестами, интонацией;
- Умеет управлять куклами в соответствии с текстом литературного произведения;
- Проявляет интерес, желание к театральной деятельности;
Список литературы:
- Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 2018 г.
- М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва, 2018.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2020.
- Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.: Издательство «Школьная Пресса», 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-274378-1378200535.jpg)
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-972031-1583296872.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-938567-1502285472.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979856-1511952682.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/18/picture-917861-1492547439.jpg)
Дополнительная развивающая программа художественной направленности "Творец красоты" (для детей 6-7 лет)
Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по-новому взглянуть на мир.В связи с этим всѐ большее внимание уделяется ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-1280846-1605880085.png)
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые затеи через поисковую деятельность»
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....