Дополнительная развивающая программа художественной направленности ( театрализованная деятельность )
рабочая программа (младшая группа)

Каткова Светлана Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_prog._teatr.docx192.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Пташка»

Отдел образования администрации  муниципального образования  муниципального района   «Боровский район»

249018 Калужская обл., Боровский район      д. Совьяки       ул. Школьная, д. 10  тел\факс 3-11-01     Е-mail sad22ptashka@yandex.ru        www.sad22ptashka.ru     ОКПО, 48362250ОГРН-1114025004653 ИНН/КПП 4003032008/400301001                                                                                                        

  

Принята на заседании                 Утверждаю:

педагогического совета                                         Заведующий ____Л.В. Кондюрина                                                  

Протокол № __________________                          Приказ №____от «___» ________ 2023г.  

         

                                                                                                           

                                                                                                                   

Театральная студия

«МАЛЫШАРИКИ»

дополнительная развивающая программа

художественной направленности

( театрализованная деятельность )

   

Автор программы: воспитатель

    Каткова Светлана Сергеевна

    Возраст детей:  3-4 года

    Срок реализации программы:  1 год

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем.

В младшем возрасте у детей начинают развиваться эстетические чувства, художественное восприятие, при содействии взрослых возникают положительный эмоциональный отклик на литературные произведения. Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности (движение, жесты).

Происходит начало развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, клюют зернышки цыплята и т. д. и эмоционального состояния человека.

Под руководством педагога у детей возникают игры на темы по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов). Используя обучающие игры взрослый показывает способы ролевого поведения.

При создании условия для проведения театрализованной игры у детей формируется умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях. Впервые пробуют с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Дети пробуют приемы вождения настольных кукол, действия с элементами костюмов и атрибутами.

У детей возникает стремление выступать перед куклами и сверстниками, импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Развивается диалогическая речь.

Младшие дошкольники знакомятся с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литера - туры.

В этом возрасте воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Цель программы:

-развитие творческих способностей  детей, через театрализованную деятельность.

-знакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым);

  -приобщение и развитие творческих способностей детей посредством    различных видов театра.

-развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);

Задачи программы:

-формировать представление о различных видах театра;

-развивать речь, воображение и мышление;

-развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

-помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

-привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности;

Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:

-драматизацией (дети участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);

-театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);

-настольным театром  (бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);

 -театром живых кукол (младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 года. 

Сроки реализации образовательной программы — 1 год.

 Продолжительность занятий:  1 раз в неделю по15-20 минут.

         

Наполняемость  группы: ведущей формой организации занятий является групповая. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Формы работы кружка:

с детьми:  игры-драматизации  по текстам коротких стихов, потешек, скороговорок,  разыгрывание знакомых сказок и инсценировок,  просмотр кукольных  представлений, спектаклей и беседы по ним, чтение художественной литературы, рассматривание наглядного материала и иллюстраций.

с родителями:  изготовление и подбор атрибутов: изготовление кукол и игрушек, костюмов, декораций; участие в совместных инсценировках, выставках поделок по сказкам, совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта), посещение выступлений своих детей, выездных театров со своими детьми.  

Содержание учебного материала  на  год:

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь   «Путешествие в мир театра»

1-я неделя.   Беседа-рассказ  «Давайте, познакомимся с видами театров!».

2-я неделя. Знакомство с устным народным творчеством «Волшебный сундучок». Игры  с бабушкой Забавушкой.

3-я неделя. «Потешки в гости к нам приходят»: «Кисонька-мурысонька»,

«Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси» и др.

4-я неделя. Поиграем с пальчиками «Вышли пальчики гулять»: пальчиковые игры: «Мои весёлые пальчики», «Я перчатку одеваю», «Солнечный зайчик» и др.

Познакомить детей с различными  видами  театров; дать представление о разных видах кукольных театров: бибабо, пальчиковый, настольный, театр картинок на фланелеграфе, (магнитный) и др.; углублять интерес к театрализованной деятельности; обогащать словарный запас.

Формировать интерес к УНТ (потешки, загадки, скороговорки); учить детей отгадывать загадки, выразительно читать потешки, чётко проговаривать скороговорки;  развивать ассоциативное мышление, воображение; учить сочетать речь с движением;

воспитывать коммуникативные качества.

Продолжать знакомить  с УНТ. Вспомнить с детьми  потешки; формировать желание  обыгрывать потешки по ролям с помощью масок-шапочек; учить имитировать звуки и повадки животных; чётко и выразительно выговаривать слова, соблюдая интонацию.

 

Развивать мелкую моторику  рук для свободного кукловождения;  учить детей выполнять движения пальцев рук в соответствии с текстом игры, интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу; воспитывать партнёрские отношения между детьми.  

Октябрь

1-я неделя. «Выросла репка большая - пребольшая». Слушание  р.н. сказки «Репка» в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.   

2-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»:  разыгрывание сказки «Репка»

 (настольный театр).

 

3- неделя.  СКАЗКА «РЕПКА»

(обучение пересказу с помощью мнемотехники)

4-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр).

Побеседовать по содержанию сказки: Кто понравился из героев, почему? Кем я хочу быть из героев сказки?;  продолжать развивать эмоциональную выразительность детей через картинки; воспитывать интерес к народному творчеству.

Продолжать учить детей сопровождать движения кукол словами из текста; развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила; воспитывать дружеское отношение  друг  к другу.

   Развивать память, внимание и связную речь детей;

учить пересказывать сказку последовательно, с опорой на наглядность;

учить детей видеть и называть характерные признаки героев сказки 

воспитывать любовь к труду, отзывчивость, желание помогать друг другу.

Прививать устойчивый интерес к пальчиковому театру; продолжать знакомить детей с приёмами вождения кукол пальцами; учить разыгрывать знакомую сказку; подводить детей к выразительному исполнению ролей.

Ноябрь

1-я неделя. Игровая викторина по стихам А. Барто.

2-я неделя. Ладушки .

(Потешка)

3-я неделя. Пальчик-мальчик

4-я неделя. Потеряли котятки по дороге перчатки.

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Активизировать мелкую моторику рук, устанавливая тесную связь между речевой и двигательной функциями

Побуждать детей принимать участие в игровом упражнении «Ладушки», выполняя движения по показу педагога.

Следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Декабрь

1-я неделя. «Стоит в поле теремок, теремок». Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию . Работа над речью (интонация, выразительность, сила голоса).

2-я неделя.  Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки  «Теремок» (настольный театр).

3-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки  «Теремок» (настольный театр).

4-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Теремок» для детей и педагогов ДОУ, родителей.

Учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; проговаривать отдельные фрагменты; развивать эмоциональную выразительность  детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.

Познакомить детей с настольным театром; развивать умение разыгрывать сказку на столе под музыку;  формировать навыки свободного кукловождения  резиновой (мягкой) игрушкой; учить сопровождать движения кукол словами из текста.

Закрепить приёмы  кукловождения игрушек на столе под музыку; развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки; воспитывать доброжелательные отношения и умение играть рядом.

Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности,  в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра.

Январь

1-я неделя.  Игра-путешествие «В гости  к куклам».

2-я неделя. «Колобок – наш Колобок, Колобок – румяный бок»».  Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.  

3-я неделя. Разыгрывание р.н. сказки «Колобок» (театр кукол).

4-я неделя. Разыгрывание сказки «Колобок»

 

Познакомить детей  с театром кукол  ; развивать интерес к куклам; продолжать формировать интерес  к театрализованной деятельности.

Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность  детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.

Познакомить детей с приёмами  кукловождения; учить  выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса: силу, ритм, дыхание.

Вызвать желание  разыгрывать сказку; обогащать яркими впечатлениями; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Февраль

1-я неделя. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.  

2-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят»

3-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят»

Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность  детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.

Совершенствовать навыки управления  куклами би-ба-бо;  выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества.

Закрепить навыки управления  куклами би-ба-бо; выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества.

Март

1-занятие. Чтение р.н. сказки «Лиса, заяц и петух», рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижная игра «Лиса и зайцы».

2-я неделя. «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Имитационные упражнения.  

3-я неделя. «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!». Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюма. Распределение ролей (считалочкой).

4-я неделя. Инсценировка (показ) сказки «Лиса, заяц и петух» для детей своей группы.

Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность  детей через  рассматривание иллюстраций;  выполнять движения в соответствие со словами игры;  воспитывать интерес к народному творчеству.

Вспомнить героев сказки, с которыми познакомились на предыдущем занятии; учить изображать героев сказки характерными движениями, голосом, раскрывать характеры особенности; развивать воображение и способность к творчеству.

Вызвать у детей желание вспомнить текст знакомой сказки; учить под музыку изображать героев сказки, подбирать соответствующую интонацию голоса для передачи черт характера; воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества.  

Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности  в себе, выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра.

Апрель

1-я неделя. Чтение р.н. сказки «Курочка ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.

2-я неделя. «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое». Весёлый танец по теме сказки.

3-янеделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба», работа  над отдельными эпизодами под музыку. Распределение ролей (считалочкой, по очереди, по желанию и т.д.)

4-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. Имитационные упражнения «Изобрази героя».

Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность  детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству

Продолжать  учить детей  работать над текстом, проговаривать слова и отдельные фразы с определённой интонацией и настроением в сочетание с жестами и мимикой; вызвать желание танцевать под  музыку имитируя движения героев сказки.

Распределить роли между детьми; учить передавать образы героев сказки под музыку; воспитывать интерес к театрализации.

Совершенствовать умение инсценировать сказку, проявляя свои артистические способности; развивать в имитационных упражнениях умение изображать героев сказки характерными движениями и силой голоса.  

Май

1-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах.

2-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Курочка ряба» для детей и педагогов ДОУ, родителей.

Совершенствовать умение инсценировать сказку, выразительно передавая образы героев; развивать социальные навыки общения; пополнять словарный запас.

Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности,  в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра.

Планируемый  результат:

ребёнок:

  • Способен   обыграть  простой  сюжет  литературного  произведения;
  • Может передавать образ героя мимикой, жестами, интонацией;
  • Умеет управлять куклами в соответствии с текстом литературного произведения;
  • Проявляет интерес, желание к театральной деятельности;

Список литературы:

  1. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 2018 г.
  2.  М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва, 2018.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2020.
  4. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.: Издательство «Школьная Пресса», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная развивающая программа художественной направленности "Творец красоты" (для детей 6-7 лет)

Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по-новому взглянуть на мир.В связи с этим всѐ большее внимание уделяется ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые затеи через поисковую деятельность»

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....