Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые затеи через поисковую деятельность»
план-конспект занятия по рисованию

Мохначева Анна Юрьевна

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_po_kruzhku_1.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Звёздочка» г. Ермолино

 

Принята                                                                                                                     Утверждена                                                                                                                              

Педагогическим советом                                                                ВРИО заведующего  МДОУ            

Протокол № 1 от 26.08.2021 г.                                                  «Детский сад №15 «Звёздочка»  

                                                                                                      _____________ Ефремова М.В.

                                                                                                      Приказом №  от 26.08.2021г.                                                        

Дополнительная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Веселые затеи через поисковую деятельность»

для детей от 5 до 6 лет

(срок реализации 1 год)

Выполнила:

Мохначева А.Ю.

г. Ермолино

2023г.

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….. 3

1.1. Направленность…………………………………………………………………………… 3

1.2. Актуальность………………………………………………………………………………. 4

1.3. Новизна программы ……………………………………………………………………… 4

1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………………………….. 4

1.5. Цель, задачи программы………………………………………………………………….. 4

1.6. Принципы программы……………………………………………………………..……….5

1.7. Возрастная категория детей……………………………………………………………... 6

1.8. Срок реализации программы………………………………………………………….…. 6

1.9. Форма и режим проведения занятий …………………………………………………… 6

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………… 7

1.11. Форма подведения итогов реализации программы…………………………………… 6

2. Календарный учебный график  …………………………………………………….........8

3. Учебный план……………………………………………………………………………... 8

4. Рабочая программа…………………………………………………………………………..

5. Материально-техническое обеспечение программы…………………………………. 15

6. Список используемой литературы……………………………………………………... 16

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.

С этой целью был создан кружок

  1. Направленность
  1.    В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
  2.  Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
  3. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
  4. Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
  5. Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  6. Физическая культура и Здоровье: использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
  7. Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

1.2.Актуальность

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.

1.3.Новизна программы

Отличительной особенностью программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  1. Педагогическая целесообразность

Направления нетрадиционной техники рисования, графики и ее разновидностей не включены в основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка», поэтому реализация данной программы послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно – эстетическому развитию дошкольников.

  1. Цель и задачи программы  

Цель:

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в неделю.

  1. Принципы программы
  1. Принцип научности
  2. Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода:
  3. Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения.
  4. Принцип постепенного повышения требований.
  5. Собственные принципы:

- Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»);

- Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь);

- Взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Физическая культура и Здоровье:использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

  1. Возрастная категория детей

Возрастная категория детей – 5-6 лет

  1. Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год

  1. Форма и режим проведения занятий

Количество детей в группе не превышает 11 человек.

Занятия проводятся с подгруппой 2 раз в неделю во вторую половину дня,

длительность - 25 минут.

В год – 62 занятия.

Форма обучения: очная.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

  1. Фронтальная - образовательная деятельность проводится со всей подгруппой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.
  2. Групповая (совместное выполнение задания несколькими детьми).
  3. Смешанная (сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).

Все методы используются в комплексе.

Использование методов обучения:

  • позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • Дети освоят правила безопасности во время работы.
  • Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  • Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  • У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

1.11. Форма подведения итогов реализации программы

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

  1. Календарный учебный график

Возраст обучающихся

Начало обучения

Окончание обучения

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

5-6 лет

Октябрь

Май  

 2

 8

 62

  1. Учебный план

№ п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Волшебная палочка.

1

0

1

3.

Зайка беленький.

1

0

1

4.

Осенний лес.

2

0

2

5.

Осьминог из ладошки.

1

0

1

6.

Волшебные пузыри.

1

0

1

7.

Белые лебеди.

1

0

1

8.

Подводный мир.

3

0

3

9.

Грибы-грибочки.

2

0

2

10.

Морозные узоры.

1

0

1

11.

Елочка-зеленая иголочка.

2

0

2

12.

Варежки для снегурочки.

3

0

3

13.

Пингвин

2

0

2

14.

Домик для снегурочки.

2

0

2

15.

Коробочка для карандашей.

3

0

3

16.

Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап).

2

0

2

17.

Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап).

2

0

2

18.

Морозные узоры

1

0

1

19.

Веселая лошадка.

2

0

2

20.

Зимний пейзаж

2

0

2

21.

Елка под снегом.

1

0

1

22.

Букет роз.

2

0

2

23.

Браслет(1 этап).

3

0

3

24.

Браслет(2 этап).

1

0

1

25.

Букет маков.

2

0

2

26.

Цветочное дерево.

3

0

3

27.

Божья коровка.

1

0

1

28.

Веселая стройка(1 этап).

2

0

2

29.

Веселая стройка(2 этап).

2

0

2

30.

Цветочная поляна.

3

0

3

31.

Чудо-мнучка.

2

0

2

32.

Веселые магниты.

1

0

1

33.

Пушистики.

2

0

2

ВСЕГО

62

62

  1. Рабочая программа

Месяц

Тема занятия

Цель

Материалы

октябрь

Вводное занятие

1.Волшебная палочка.

познакомить детей с изостудией, рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; познакомить с материалами, оборудованием; выявить первоначальные навыки рисования детей

Познакомить детей с помещением кружка; рассмотреть разные виды материалов для занятий; воспитывать интерес к работе с разного вида материалами.

образцы рисования в нетрадиционных техниках

бумага, прост. карандаш, гуашь, кисти, салфетки

Альбом с образцами материалов; старый фломастер, нитки, клей ПВА, картон, блеск для рисования.

2.Зайка беленький.

Учить детей аккуратно намазывать рисунок по контуру клеем, заполнять рисунок материалом.

Заготовка рисунка зайчика, клей, кисть, вата, гуашь.

3.Осенний лес.

Познакомить детей с техникой создания отпечатков сухими листьями, учить наносить краску на листочки и дорисовывать изображения.

Лист бумаги для фона, сухие листья, гуашь, кисти.

4.Осьминог из ладошки.

Учить детей использовать в своей

работе технику печати ладошкой; учить подбирать необходимую

цветовую гамму.

Гуашь, кисти, листы бумаги.

ноябрь

1.Волшебные пузыри.

Показать детям возможность рисования сразу на всей поверхности листа одним движением, учить быть аккуратными в данном виде работы.

Акварельные краски, жидкость для мытья посуды, лоток для воды, соломинка, лист бумаги.

2.Белые лебеди.

Обучать детей рисовать всей ладошкой, дорисовывать полученное в соответствии с задуманным.

Гуашь белого цвета, акварельные краски, кисти.

3.Подводный мир.

Обучать детей технике пластилинографии, учить использовать в свой работе трафарет, воспитывать в детях аккуратность в работе с сыпучими материалами.

Пластилин, трафареты рыбок, лист картона голубого цвета для фона, простой карандаш, клей, крупа кукурузная или пшено.

4.Грибы-грибочки.

Тренировать детей в умении раскрашивать объемные формы, учить соединять детали с помощью пластилина для создания знакомого образа.

Колпачки от фломастеров, картонные ячейки от яиц (разрезанные по одной), пластилин для крепления, краски акварель-ные/гуашь, кисти.

декабрь

1.Морозные узоры.

Обучать детей рисованию морозных узоров, учить наносить клей на необходимые участки и заполнять их крупой, украшать свою работой блеском.

Листы фиолетового картона в виде окна, образцы узоров, простой карандаш, крупа манная, блеск для рисования, клей.

2.Елочка-зеленая иголочка.

Обучать детей приему вырезания из сложенного вдвое листа, познакомить с понятием симметрии, украшать работу по желанию.

Лист цветного картона для фона, цветная бумага, пайетки, бисер, пластилин, вата, клей, ножницы.

3.Варежки для снегурочки.

Тренировать детей в умении заполнять готовую форму пластилином, украшать готовую.

Трафарет варежки, пластилин, стека, простой карандаш, бисер, мишура, пайетки.

4.Пингвин.

Учить создавать образ знакомого животного, формировать умение детей работать с салфетками, закреплять умение надрезать детали ножницами, радоваться полученному результату.

Шаблон пингвина, белые салфетки, детали глаз и носа, клей, ножницы.

Январь

1.Домик для снегурочки.

Формировать умение детей вырезать фигуры из бумаги, наклеивать их на фоновый лист, украшать узорами, для создания сказочного образа.

Заготовки для вырезания, вата, блеск, ножницы, клей, фоновый лист.

2.Коробочка для карандашей.

Познакомить детей с техникой декупаж, учить быть осторожными в работе, аккуратно работать с салфеткой.

Коробочка от молока разрезанная пополам, клей, кисть, салфетки для декупажа, ножницы, блеск, акриловый лак.

3.Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап).

Продолжать работу в технике декупаж; учить работать в несколько этапов; показать детям прием украшения яичной скорлупой.

Пластиковая тарелочка, акриловая краска, яичная скорлупа, клей.

4.Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап).

Обучать детей отделять от салфетки слой с рисунком и аккуратно приклеивать его на поверхность тарелки.

Подготовленная тарелочка, салфетки для декупажа, клей, кисти, акриловый лак.

Февраль

1.Морозные узоры(2).

Познакомить детей с техникой использования соли в изо; развивать творческие способности, фантазию детей.

Альбомный лист, акварельные краски, кисти, соль(крупная).

2.Веселая лошадка.

Учить детей рисовать животных по этапам, совмещать в работе навыки рисования и аппликации; прививать детям любовь к красоте, развивать эстетический вкус.

Белый картон, простой карандаш, цветные карандаши, нити, цветная бумага, ножницы, клей.

3.Зимний пейзаж.

Формировать у детей умение рисовать пейзаж, использовать в своей работе предложенные материалы, учить рисовать деревья.

Лист бумаги, гуашь, поролон, кисти, ватные палочки, крупа, вата, клей, блеск.

4.Елка под снегом.

Познакомить детей с техникой симметричного рисунка, учить аккуратно складывать лист пополам и рисовать только на одной половине листа; тренировать в рисование пальцами методом тычка.

Лист бумаги, гуашь.

март

1.Букет роз.

Познакомить с техникой рисования нитками: учить аккуратно выкладывать узор из окрашенных нитей, закрывать их вторым листом и осторожно вытягивать, дополнять свой рисунок необходимыми элементами.

Два листа бумаги, нити, гуашь, кисти.

2.Браслет(1 этап).

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста; рассказать о свойствах теста; формировать умения делать отверстие в бусинах, развивать фантазию в придумывании форм бусин.

Соленое тесто (разного цвета), зубочистка.

3.Браслет(2 этап).

Учить детей собирать готовые бусины в браслет, продевая нить в дырочки бусин.

Нить-спандекс, приготовленные бусины.

4.Букет маков.

Тренировать детей совмещать в своей работе аппликацию и рисование: закрепить умение рисовать поролоном фон и использовать полученный фон для аппликации.

Поролон, краски, лепестки маков их красных салфеток, пшено для середины цветка, кисти.

апрель

1.Цветочное дерево.

Учить детей создавать коллективные композиции; продолжать обучать раскрашиванию объемных форм, продевать нить в отверстие, делать серединку из салфетки; развивать эстетический вкус.

Ячейки от яиц, разрезанные по одной, с оформленным резным краем, цветные салфетки, краски, кисти, блеск, клей, заранее подготовленная ветка, нитки для крепления цветов к ветке.

2.Божья коровка.

Познакомить детей с новым видом материала, использование его в своей работе; учить аккуратно раскрашивать ватную основу, формировать умение создавать законченную композицию.

Ватные диски, заготовка листочка, нитки зеленые, краски, кисти, клей.

3.Веселая стройка(1 этап).

Учить детей особенностям раскрашивания пенопласта.

Пенопласт в виде небольших кирпичиков и деталей для крыши, гуашь, кисти.

4.Веселая стройка(2 этап).

Учить детей конструированию из подготовленного материала: выложить по контуру детали и приклеивать, соблюдая последовательность; украшать дом необходимыми элементами.

Шаблон дома из картона, подготовленные «кирпичики», клей, краски, кисти.

май

1.Цветочная поляна.

Познакомить детей с техникой изготовления аппликации из ткани.

Детали цветов из ткани разного цвета, картон для фона, клей, кисти.

2.Чудо-мнучка.

Учить детей работать с необычными материалами для создания игрушки.

Воздушный шарик, крахмал, ложечка, нитки, маркеры.

3.Веселые магниты.

Обучать детей изготавливать декоративные магниты, украшать их по своему вкусу, развивать эстетический вкус.

Элемент фотографии(4*4) или картинки, магнит, клей, блеск, пайетки.

4.Пушистики.

Учить детей работать с хрупкими материалами, быть осторожными и внимательными, развивать фантазию.

Воздушный шарик, вата, краски, клей, кисти.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

1. Методическое обеспечение:

Для реализации Программы используются следующие материалы:

  • Календарный учебный график
  • Учебный план
  • Рабочая программа
  • Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
  • Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности

2. Материально-техническое обеспечение:

Для реализации проекта в детском саду созданы необходимые материальные условия:

№ п/п

Виды оборудования

1.

Детские столы - 6 штук

2.

Детские стулья – 12 штук

3.

Учебная доска – 1 штука

4.

Компьютер - 1 шт.

5.

Акварель, гуашь, наборы цветных карандашей, простые карандаши, восковые мелки (по числу детей),ПВА, пластилин, ножницы

6.

Палитра – 12 шт.

7.

Альбомы для рисования – 12 шт.

8.

Репродукции картин, образцы рисования

Список используемой литературы

1.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2019. – 80с.

2.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2020.– 256с.

3.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2021. – 96с.

4.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

5.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2020. – 192с.

6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2021.

7.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2020. – 192с.

8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2021. – 128с.

9.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2021 – 128с.

10.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2019. – 144с.

Интернет - ресурсы

  1. РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  по кружку «Рисовалки»    для детей дошкольного возраста 5-6 лет. автор Колдина Н.И./ http://inyakino-sad.ru/programmy-v-dou/rabochaya-programma-po-kruzhku-risovalki/ (обмен опытом)
  2. Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ. Автор Филатова Светлана Владимировна/http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou.(обмен опытом)
  3. https://vk.com/doc86358645_153289910?hash=10818f882504bde087&dl=04cc0d6474a56c2b8e
  4. Г.Н.Давыдова «Поделки из спичечных коробков»;
  5. Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике (1,2,3 части)»;
  6. М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»;
  7. Г.Н.Давыдова «Пластилинография»;
  8. Л.М.Евстратова «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин»;
  9. Л.В.Куликова «Смешные игрушки из пластмассы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Веселые затеи"

Программа разработана для детей старшей группы. Предоставлен перспективный план работы по указанным возрастам, с целями и используемыми материалами....

Программа кружковой работы "Веселые затеи"

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы....

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»

Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...