Инклюзия
статья по коррекционной педагогике

Попова Елена Владимировна

В статье расскрывается значение инклюзивного образования для детей с особенными потребностями в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-_inklyuziya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС. Инклюзия и интеграция (из опыта работы учителя-дефектолога).

Попова Е.В., учитель-дефектолог

                                                      СПб КГУЗ СПНДР№13

  Cовременный мир переживает коренную смену подходов к образованию. Это обусловлено переориентацией общества на развитие человека, формирование его личностных качеств. Для XXI столетия характерно понимание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».  

Инклюзивное или включенное образование-термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в  общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование – это такая организация обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных способностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают специальную поддержку. Инклюзивное образование в России находиться в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией  о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и особых свобод. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Причинами тому являются предвзятое отношение в обществе к инклюзивному образованию, в ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы общего образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии. Для детей данной категории необходимы меньшие по наполняемости группы (классы), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть в достаточном количестве укомплектован высококвалифицированными кадрами, что  способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в области образования и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в учреждения- транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей.  Инклюзия - не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с особыми потребностями, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь связано с формированием нравственных представлений и понятий, воспитания адекватных способов поведения, включения всех детей в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности. В интегративном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что важно для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей. Системность требует, чтобы педагог не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, развитию сильных сторон личности каждого ребенка. В группах(классах) интегрированного обучения необходима работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Это обосновывает реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с разными образовательными возможностями.  Не менее важно связывать обучение с реальными жизненными условиями. При обучении моделируются и воспроизводятся условия трудные для ребенка, но возможные в обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в рамках совместной деятельности детей, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения. Позитивный результат во взаимоотношениях детей в условиях интегративного обучения предполагает продуманную системную работу, включающую формирование положительного отношения к ребятам с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для педагога состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта.

Существуют следующие принципы инклюзивного обучения:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Определение моделей интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с особыми потребностями:

  1. Комбинированное, когда ребенок С ОВЗ способен обучатся вместе со здоровыми детьми, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога
  2. Частичное, когда дети с ОВЗ не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в специальных классах, а часть дня-в обычных
  3. Временное, когда дети с ОВЗ и здоровые дети объединяются для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения
  4. Полное, когда 1-2 ребенка с особыми потребностями вливаются в обычные группы детского сада или классы

 

В завершении остановимся на критериях эффективности интегрированного обучения, которые необходимо четко отслеживать и учитывать. Среди них отметим:

  • Успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ
  • Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины
  • Положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ
  • Наличие друзей у детей с ОВЗ
  • Активность участия детей в системе дополнительного образования
  • Участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ
  • Участие детей в коллективных видах деятельности

Проблема интегративного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциалов.

Список используемой литературы:

  1. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие.-Ижевск: Из-во «Удмурский университет»,2013.-110с.
  2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегративного обучения: посибие для вузов. – М.: Дрофа, 200.- 286
  3. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Н.В.Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. Красноярск, 2013.С.71-95.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Что такое инклюзия?

Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...

Инклюзия - на пути к новому качеству образования

Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Слева по борту – акулы! (д/ш, инклюзия, средняя или старшая группа)

Обучение в игре пространственной ориентации в средней или старшей группе инклюзивного детского сада.Опубликовано в журнале "Дошкольное образование" № 16 2011....

Знакомство с понятиями "один" и "много" (д/ш, инклюзия, средняя группа)

Учим детей на занятии в средней группе инклюзивного детского сада выделять отдельные предметы из группы и со­ставлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения меж­ду понятиями «один» и «...