Методическая разработка по теме "Транспорт"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Архипова Олеся Владимировна

Методическая разработка по теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В методической разработке представлены примеры бесед с детьми по теме "Транспорт, виды транспорта"; рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала; подборка дидактических и речевых игр, загадок; план-конспект занятия по теме, список художественной литературы для чтения и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по теме «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

(коррекционно- образовательная работа)

Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуда не путешествовал, многие страны даже не были бы открыты. Сегодня миллионы людей по всему миру используют машины и другие виды транспорта, чтобы добраться на работу, в школу, или же за покупками.

Дошкольникам будет интересно и полезно узнать о различных видах транспорта и их предназначении. Важная роль в проекте отведена изучению правил дорожного движения, так как полученные дошкольниками знания станут нормой поведения в транспорте и на улице.

Цель изучения темы. Расширять представления детей о видах транспорта, как о средствах передвижения.

Задачи.

Задачи для детей:

1. Уточнять и расширять представления детей об основных видах транспорта (воздушный, наземный, водный // пассажирский, грузовой и др.).

2. Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта.

3. Расширить представления детей об истории транспорта.

4. Закрепить правила дорожного движения на улице и поведения в общественном транспорте.

5. Развивать речевую активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение.

6. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о любом виде транспорта, используя план-схему.

7. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на транспорте.

8. Повысить культуру поведения в общественном транспорте.

Задачи для педагогов:

1. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

2. Проведение бесед, подбор литературы, организация разнообразной деятельности с детьми.

3. Разработка консультаций для родителей.

4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группового пространства.

Задачи для родителей:

1. Привлечь семьи к участию в коррекционно-образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

2. Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности.

3. Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами

4. Предложить родителям принять активную помощь в осуществлении намеченных задач (предложить сделать любую машину из бумажных коробок, пластилина и др.)

5. Провести консультацию на тему «Безопасность на дорогах нашего города».

«Глубокое погружение» детей в лексическую тему «Транспорт» позволит:

Дети:

1. Закрепить знания детей о транспорте нашего города (названия, назначение транспорта, его польза для жителей);

2. Расширить словарь детей различными частями речи;

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей;

4. Позволит воспитать уважение к людям, работающим на транспорте.

Родители:

1. Помощь в развитии игровой деятельности на основе сотрудничества;

2. Участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе по изучаемой теме.

Педагоги:

1. Познавательное развитие: расширение знаний о транспорте.

2. Речевое развитие: обогащение активного словаря по теме «Транспорт»; развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по опорным схемам; составление простых предложений по теме «Транспорт».

3. Социально-коммуникативное развитие: составление правил безопасного поведения на улице.

Для изучения темы «Транспорт» необходимо:

  • Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии).
  • Составление перспективного плана изучения темы.
  • Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
  • Составление для родителей рекомендаций с играми и игровыми упражнениями для закрепления темы дома; списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
  • Организация выставки поделок и рисунков по теме «Транспорт»
  • Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по теме «Транспорт».

Содержание деятельности родителей:

  • Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Система мероприятий с детьми

Образовательно-практическая часть.

Утренний круг «Начало дня».

Беседы:

1. «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»

2. «Путешествие в прошлое автомобиля»

3. «На чём передвигались наши предки»

4. «О прошлом воздушного транспорта»

5. «Водный транспорт»

6. «Наземный транспорт»

7. «Правила поведения в транспорте»

8. «Если бы на свете не было машин?»

9. «Зачем нужны дорожные знаки?» («Нужны ли людям правила?», «Дорожная азбука», «Светофор сломался»)

10. «Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?»

11. «Труд водителя», «Профессия – Инспектор ДПС».

Пальчиковые игры о транспорте: «Транспорт», «Машины», «Лодочка», «Постовой», «Велосипед».

Дыхательная гимнастика: «Колесо спустило», «Машина».

Физкультминутка: «Самолет», «Паровоз», «Автобус», «Светофор».

Литературный центр.

  • рассматривание иллюстраций: «Виды транспорта», «Профессиональный транспорт», «Дорожные знаки», «Улица города», рассматривание иллюстраций по ПДД.
  • чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход, В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»; В. Орлов «Электричка», С. В. Сахарнов «Самый лучший пароход», Е. Тараховская «Метро», Э. Успенский «Троллейбус», Д. Хармс «Кораблик», Карл Арон «Человек поднялся в небо», «Едем, плаваем, летаем».

Центр искусства.

  • лепка «Легковая машина»;
  • рисование «Кораблик»;
  • аппликация «Транспорт»;
  • рисование «Машины на нашей улице»;
  • конструирование объемных моделей транспорта «Мы поедем, поплывем, полетим»;
  • коллективная работа «Транспорт».

Центр естествознания.

  • игра-опыт «Определи на ощупь»;
  • рассматривание фотографий с протектором от шин машин;
  • беседа «Что бы ты придумал, если ты был конструктором автомобилем?»;
  • опыт «Почему не тонет корабль?».

Центр математики и дидактических игр.

  • Дидактические и настольно-печатные игры:
  • «Мы летим, плывем, едем»;
  • «Чего не хватает»;
  • «Назови вид транспорта»;
  • «Подбери запасную часть»;
  • «Кому, что нужно»;
  • «Виды транспорт»;
  • «Ралли»;
  • «Большие гонки»;
  • «Назови знак».

Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры.

«Гараж», «Путешествие», «Пожарные», «Парковка», «Водители и пешеходы», «Волшебный светофор», «Автобус», «ГАИ», «Транспорт», «Мы шоферы», «Гонки».

Центр конструирования.

Строительство из деревянного конструктора «Машина», «Корабль», «Гараж», «Автотехцентр», «Бензоколонка».

Конструирование различного транспорта из конструктора ЛЕГО.

План-конспект занятия по теме "Транспорт"

Тема: «Транспорт».

Цель: познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам и по рельсам.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с транспортом;
  • Активизировать словарь по лексической теме “Транспорт”;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (употребление согласования существительных с прилагательными);
  • Закреплять пространственные представления;

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  • Учить отгадывать загадки.
  • Совершенствовать связную речь, умение составлять сложные предложения.
  • Развивать конструктивные умения и навыки;

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки из серии «Транспорт», раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход занятия:

I.Приветствие:

-Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука!

--Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

- Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

II. Подготовка к изучению нового материала.

Педагог: Отгадайте загадки (на доске картинки) и вы узнаете тему нашего занятия.

1.Что за чудо синий дом? Окна светлые кругом!

Носит обувь из резины и питается бензином?

Дети: Автобус.

2.Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт?

Дети: Самолёт.

3.На море, в реках и озёрах,

Я плаваю проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен скоростью своей.

Дети: Катер.

4.Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь далёк

Лишь оставили гудок.

Дети: Поезд.

Итог: как можно назвать одним словом эти предметы?

Дети: Транспорт.

Педагог: -Значит, мы сегодня будем говорить о транспорте.

Вспомним, какой бывает транспорт?

Дети: наземный, воздушный, водный.

III.Основная часть.

1) Путешествие. На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие, чтобы нам всё хорошо было видно?

Дети: На машине.

2) Конструирование. Соберём машину из геометрических фигур. (На доске и в парах)

-Скажите, из каких частей состоит наш грузовик?

Дети: Кузов, кабина, колёса, мотор.

-Какие мелкие детали можно добавить?

Дети: Фары, бампер, крыша, руль.

3) Развитие речи. Дидактическая игра: «Какой? Какие?»

Дверца из металла, она какая? …(металлическая)

Колесо из резины, оно какое? …(резиновое)

Руль из пластмассы, он какой? ...(пластмассовый)

Кузов из дерева, он какой? ...(деревянный)

Педагог: -А что нужно сделать, чтобы наш автомобиль поехал?

Дети: Заправить бензином, завести.

Педагог: Автомобили, которые работают на бензине, очень засоряют воздух выхлопными газами. Как будет наш грузовик работать, чтобы не причинять вреда экологии?

Дети: На батарейках, от солнечной батареи, на газе, от электричества - электромобили)

4)Физминутка:

Чтоб поехать на машине, накачать нам надо шины (ш-ш-ш-ш-)

Мы в машину дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал,

Грузовик наш побежал.

Шины автомобиля шумят по дороге (Ж-ж-ж-ж-ж)

5) Встреча с транспортом

Педагог: - Сосчитайте, сколько машин отправится с нами в путешествие? (Слайд «Авто на зашумленном фоне»)

Загадки

Слайды: 2-20

1.Полицейская машина.

Все машину эту знают.

Полицейской называют.

Наблюдает она строго

За порядком на дорогах.

2.Пожарная

Спешит машина красная, не выключая фар,

На службу на опасную, спешит тушить пожар.

3.Скорая помощь.

Едет, несётся в белой карете

Самая скорая помощь на свете.

4.Почта.

Синяя машина с белой полосой,

Она развозит почту летом и зимой.

Это служебные специальные машины.

5.Трамвай.

По рельсам катится вагон, внутри креслица стоят,

Люди в креслицах сидят. Такой вагон запоминай,

называется – трамвай

6.Троллейбус.

Вот троллейбус, он с усами, едет он под проводами.

Если ус вдруг соскользнёт, то троллейбус вмиг замрёт.

7.Автобус.

На колёсах едет дом, люди могут ехать в нём.

По бокам большие окна, сверху крыша, чтоб не мокнуть.

Дом автобусом зовут, у него есть свой маршрут.

8.Поезд.

Слышен гром издалека. Тучек в небе нет пока.

Это разгоняя пух, поезд мчится: чух-чух-чух.

Педагог: - Такие электропоезда ходят в метро, под землёй.

Это пассажирский транспорт.

Какой транспорт экологически чистый?

Дети: Трамвай, троллейбус, электропоезда.

6) Игра. Зайди в магазин и купи машину.

Развитие речи: опиши машину по плану: цвет, размер, форма, материал, части, для чего нужна (на доске алгоритм)

7)Игры: «Что лишнее

Поезд, трамвай, самолёт. Автобус, лодка, такси. Стол, руль, капот.

8)«Скажи наоборот»

Машина подъехала – машина отъехала.

Автобус приехал – автобус уехал.

Трамвай едет – трамвай стоит.

9)«Что делает?»

Поезд (мчится, едет, приближается, отправляется, стоит).

IV.Заключительная часть.

Игра «Поставь машину в гараж».

За правильное соединение – наклейка.

Рефлексия: Кому было интересно на занятии – возьмите наклейку с белой машиной, кто хотел бы еще больше узнать про транспорт – наклейка с зелёной машиной.

Занятие подходит к концу, спасибо всем за работу.

Примеры бесед «Путешествие в прошлое транспорта»

1. Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте их внимательно.

*Загадки про разные виды транспорта (развитие мышления, внимания).

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

(Машина)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Дети отгадывают загадки.

Педагог: молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. А как все эти предметы можно назвать одним словом?

Детитранспорт.

Как вы думаете, для чего нужен транспорт?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно, чтобы перемещаться (ездить, плавать, летать) в пространстве от одного места в другое. Люди с давних пор верили в чудеса и мечтали летать, плавать и ездить. Придумано было много сказок, где волшебный ковер - самолет или сапоги - скороходы переносили людей по воздуху. Как вы думаете это какой вид транспорта?

Дети: Воздушный.

Педагог: Да, это воздушный вид, только это волшебный транспорт, а если говорить о реальном настоящем транспорте и отправиться в путешествие в прошлое, то мы увидим, что первым воздушным транспортом был – воздушный шар. Он летал за счет воздуха, подогретого горелкой. Затем появился дирижабль, и только позднее стали появляться аэропланы, похожие на наш современный самолет. Все они были практически неуправляемы и двигались по течению ветра, помещался в них один или несколько человек.

Сейчас самолет вмещает себя более 1000 пассажиров и развивает скорость свыше 800 км/час. Управляет самолетом пилот. Кроме пассажирских самолетов есть грузовые, которые перевозят не людей, а грузы. Самый большой грузовой самолет в мире Ан 225 был построен в России, за один раз он может перевезти до 50 легковых машин.

Еще есть вертолеты, они похожи на стрекозу из-за лопастей наверху кабины.

Недостатки вертолета – он медленнее самолета и не такой вместительный, но зато он может приземлиться и взлетать с маленькой площадки, а самолету необходима взлетно-посадочная полоса.

При помощи вертолетов спасают людей в горах, в лесу, на море. Лесные пожары без вертолета тоже не обойдутся. Полицейские патрулируют город на вертолетах.

Вот какой он востребованный.

Сейчас посмотрим, как вы запомнили воздушный транспорт. Мы поиграем с вами в игру «Что летает?»

*Игра «Что летает?»

(Педагог предлагает детям встать около стульчиков. Я вам называю вид

транспорта и поднимаю руки в стороны («ЛЕЧУ»). Вы должны подумать может ли летать данный вид транспорта и если да - то поднять руки как я, если не летает – то опустить руки вниз.

2 Педагог обращает внимание детей на «Волшебную книгу».

Педагог: посмотрите, у меня есть «Волшебная книга», которая поможет нам перенестись в прошлое. Давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в далеком прошлом:

Мульти-пульти, раз, два, три и мы в прошлом, посмотри!

Дети открывают глаза и рассматривают картинки о первом водном транспорте из «Волшебной книги».

Педагог комментирует картинки: Первым водным транспортом стало бревно.

Человек заметил, что оно не тонет и способно удерживать вес человека на воде.

Люди взяли несколько бревен, связали их вместе и получился плот. Позднее смастерили лодку, выдолбив каменным топором середину ствола.

А теперь возвратимся в настоящее. Закрываем глаза, я говорю волшебные слова: «Мульти-пульти, пятью пять и вернулись мы опять!»

Педагог обращает внимание детей на доску.

Посмотрите, какие сейчас стали лодки. Их делают из резины, она легкая и прочная, ее можно сложить и убрать в машину. Дальше к лодке прикрепили мотор и скорость передвижения значительно увеличилась. Например, на катерах- небольших суднах, скорость свыше 200 км/час (вспомните скутеры – спортивные катеры, спасательные патрульные катера).

Кроме маленьких есть огромные судна, которые, как и самолеты бывают пассажирскими и грузовыми. Управляет кораблем – командир корабля.

Посмотрите, у нас на картинке есть пассажирский лайнер, который напоминает многоэтажный дом. Пассажиры живут в небольших комнатах – каютах. В этом лайнере сделано все так, чтобы людям было удобно путешествовать. Есть и рестораны, и кинозалы, и бассейны.

А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!»

* Игра «Не ошибись!»

Педагог приглашает детей в круг. Я вам называю вид транспорта и кидаю мяч. Вы называете, какой транспорт относится к этому виду и кидаете мяч обратно.

Педагог: с этим заданием вы тоже хорошо справились. Молодцы!

3. Внимательно посмотрите на доску и скажите про какой вид транспорта мы будем говорить?

Дети: наземный.

Педагог: Первым наземным транспортом стала лошадь. Лошадей запрягали в кареты (помните, как в сказке про Золушку). Позднее даже были проложены рельсы и лошадь тянула небольшие вагончики с пассажирами.

Затем повозку сменил трамвай, автобус и троллейбус.

Автобус и троллейбус двигаются на резиновых колесах, только автобус заправляют топливом, а троллейбус движется за счет электрической энергии, поступающей к его двигателю через провода.

У трамвая железные колеса, которые громко стучат по рельсам, питается он электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой.

Важным наземным транспортом является поезд. Если у трамвая 2-3 вагона, то у поезда их много. Первый вагон – локомотив, управляемый машинистом. Скорость поезда до 200 км/час. Рекорд поставил французский поезд – 515 км/ч. Весь этот транспорт называется общественным, и перевозит много пассажиров.

Физкультминутка.

Педагог предлагает детям встать около своих стульчиков.

Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Теперь побеседуем о личном наземном транспорте, самом популярном на сегодняшний день – об автомобиле.

Сначала он выглядел как трехколесный велосипед (посмотрите на иллюстрации).

Постепенно он видоизменялся и приобрел крышу, двери, резиновые шины.

Автомобиль сегодня разгоняется до высоких скоростей, средняя скорость 80-100 км/час. Боллид формулы -1 – гоночный автомобиль до 300 км/час.

Поэтому машине необходимы тормоза и другие системы безопасности (детское сиденье, ремни и подушки безопасности).

В автомобиле от 15-25 тыс. деталей. Каркас состоит из кузова, дверей, капота, лобового и заднего стекла, крыльев и бампера. Собирают автомобили на заводе с помощью запрограммированных человеком роботов. Затем механики осматривают и проверят машину, совершают пробную поездку, и только после успешного прохождения проверки, автомобиль отправляют на продажу в салон-магазин.

У меня есть карточки, разрезанные на несколько частей, сейчас Вы станете

механиками и поможете мне собрать технику.

*Игра «Собери картинку» (развитие внимания, мышления, мелкой моторики)

В конце игры воспитатель собирает картинки, проверяя правильность выполнения задания: Молодцы, хорошо справились!

Рефлексия: вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили, что мы делали? Для чего нам нужен транспорт? (Какие виды транспорта бывают?

Какой транспорт самый быстрый?)

То нового вы узнали? Что больше понравилось?

Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Всем раздаются раскраски с разными видами транспорта.

Рекомендации для родителей по теме «Транспорт»

Ребёнок должен знать:

  • Что такое транспорт и его назначение
  • Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
  • Названия городского и междугороднего транспорта
  • Как называется транспорт, который перевозит людей
  • Как называется транспорт, который перевозит грузы
  • Кто управляет различными видами транспорта
  • Основные правила дорожного движения и дорожные знаки

Расширяем и уточняем словарь:

ПРЕДМЕТЫ – автобус, троллейбус, трамвай, машина, автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход, лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери, сидения; шофер, водитель, летчик, капитан

ДЕЙСТВИЯ – едет, катит, летит, стоит, плывет, спешит, мчится,

везет, ломается, гудит останавливается,

ПРИЗНАКИ – грузовой, легковой, пассажирский, водный, воздушный, наземный, подземный, удобный, скорый, теплый, красивый, разноцветный.

Рассказываем и объясняем:

  • Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите ему назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
  • Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовете.
  • Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
  • Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
  • Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите ребенку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.
  • Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения и необходимости их соблюдения (где и как можно переходить улицу, на какой свет можно идти, что обозначают знаки дорожного движения, по какой стороне тротуара можно ходить).
  • Показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить, а когда – нет. Называть место, где ездит машина и ходят пешеходы (по проезжей части, по тротуару)

Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев

«Транспорт».

Будем пальчики сгибать           Хлопаем в ладоши, стучим кулачками

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,           Загибаем пальцы на обеих руках,

Трамвай, метро и самолет.        начиная с большого

В кулак мы пальцы собирали,  Сжимать и разжимать кулаки

И транспорт правильно назвали. Сцепить пальцы в «замок»

Автобус

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

(параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.

(ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип

(нажимаем себе на нос)

Велосипед

У него два колеса                (показываем два колеса)

И седло на раме,                 (кулачок сверху накрываем ладонью)

Две педали есть внизу     (хлопаем ладошками по воздуху)

Крутят их ногами.             (топаем ножками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,           (прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,                    (приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.      (показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,           (приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,              (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,       (показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!                  (пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Кораблик

Вот плывет кораблик мой,       (руки — «лодочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой.        (руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)

Крепко я держу штурвал,         («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан          (четыре хлопка в ладоши)

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.    (ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)

Две ладошки — друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.       (поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.     (имитация движений волн и рыбок)

Машина

Заведу мою машину    (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.      (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу     (имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.              (топать правой ногой)

Играем и запоминаем:

«Назови транспорт ласково»

грузовик – грузовичок машина - …

трамвай – трамвайчик корабль – …

лодка – лодочка самолет - …

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие – нет.

«Незнайка-путешественник»

Инструкция: Незнайка решил рассказать о своем путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.

Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.

Вместе с ребенком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.

Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете и т.д.

«Один – несколько - много»

1. «Один - несколько»

Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

2. «Один – много»

Инструкция: это машина, а в городе много… машин.

Это самолет, а в небе много… самолетов

Выучить стихотворение.

Шофёр.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Отгадать загадки о транспорте.

  1. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
  2. Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед)
  3. Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз. Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел. (Пароход)
  4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет — И опять бежит вперед. (Автобус)
  5. Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
  6. Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
  7. Не летает, жужжит, жук по улице бежит, И горят в глазах жука два блестящих огонька. Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму, И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)
  8. Многолюден, шумен, молод — под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (Метро)

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задаем следующие вопросы:  Какие машины перевозят грузы? людей?  На какой свет светофора можно переходить улицу?  Какие правила дорожного движения ты знаешь?  Как надо вести себя в общественном транспорте?  Опиши транспорт - цвет, форму, марку машины, назначение?  Схематично изобрази любой вид транспорта? Спросить у ребёнка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному (железнодорожному), подземному, воздушному, водному;  Спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;  Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта; рассказать ребёнку о профессиях капитана, пилота, шофёра, водителя автобуса, троллейбуса, …..  Попросить ребенка назвать части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль, фары, ….).  Поговорить о транспорте специального назначения (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, экскаватор и т. д.)

Экспресс-вопросы на сообразительность.

  1. Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
  2. Сколько ребят могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
  3. Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
  4. На чем  передвигаются по воздуху? (Самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете.)
  5. На чем можно ехать по дороге? (На машине, автобусе, грузовике.)
  6. На чем можно передвигаться по воде? (На пароходе, паруснике, лодке.)
  7. На каком транспорте мы будем ехать по железной дорог? (На поезде, электричке)
  8. У каких машин есть специальные звуковые и световые сигналы? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)
  9. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
  10. Пароход – это какой вид транспорта? (К водному)
  11. Кто управляет поездом (Машинист)
  12. Чем управляет летчик (Самолетом)
  13. Какой транспорт движется с помощью электричества (трамвай)

Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет» «Кораблик»), Б.С. Житков “Что я видел”; В.В. Маяковский “Кем быть?”; С.В. Михалков “А что у вас?”; В. Орлов “Электричка”; С.В. Сахарнов “Самый лучший пароход”; А.Н. Толстой “Прыжок”; Э. Успенский “Троллейбус”; Д. Хармс “Кораблик”; Эстонская народная сказка “Запретный узел”.

Дидактические игры и игровые упражнения

«Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными). Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина; …. Количественные числительные: один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов; одна машина, две машины ... пять машин; ….

 «Подбери признак» (использование в речи прилагательные: качественные: твердый, гладкая, круглое, красивая, ….; относительные: общественный, транспортный….. Машина (какая?) – красная, новая, … Самолет (какой?) – большой, быстрый, транспортный… Пароход (какой?) – белоснежный, красивый… Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, … Колесо (какое?) - круглое, … Транспорт (какой?) - общественный, красивый, …. Кузов (какой?) - гладкий, твердый, ...

 «Подбери действия к предметам». Поезд (что делает?) — едет, самолет (что делает?) — летит, пароход (что делает?) — плывет, ...

 «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух) Пароход, лодка, самолет, парусник. Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро. Автомобиль, грузовик, пароход, велосипед. Вертолет, самолет, ракета, поезд. Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).

«Назови ласково»: (образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами): машина – машинка, трамвай – трамвайчик…

«Один — много» (образование множественного и единственного числа имен существительных). Самолет — самолеты, машина — ... (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ). Один автомобиль – много автомобилей, трактор –..., экскаватор - .…

«Кто чем управляет?» Кто управляет самолетом? Самолетом — управляет летчик, (машиной — шофер, поездом - машинист, кораблем — капитан.....)

«Подбери транспорт» Старый… (грузовик), Новый… (автомобиль), Маленькая… (лодка), Мощный…(самосвал), Летящий…(самолет), Трехколесный…(велосипед), Быстроходный…(лайнер)

«Из чего – какой?»

У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое) – резиновое.

Дверца из металла (какая) – металлическая.

Руль из пластмассы (какой) – пластмассовый.

Сиденье из кожи (какое) – кожаное.

Фары из стекла (какие) – стеклянные.

Составь предложение из слов (словоизменение, употребление предлогов).

1. Машина, по, ехать, дорога.

2.  Самолёт, небо, летит, в, высоко.

3. Большой, волны, по, корабль, плывет.

4. Шоссе, автомобиль, мчится, по.

5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.

6. Едет, по, тропинка, велосипедист.

Физкультминутка

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте

 

Сюжетно ролевая игра по правилам дорожного движения

Цель игры: Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения Правил безопасности дорожного движения.

Игровые задачи:https://files.vospitatelru.ru/images/18638d3c304168758da6076ca214a7504061faeb.JPG

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, культуру поведения на улицах города и в общественном транспорте.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Способствовать формированию элементарных представлений о Правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей дорожных знаков и умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Обогащать и активизировать диалогическую речь детей.

 

Предварительная работа

  1. Изготовление атрибутов к играм, подбор художественной литературы, сопровождение во время экскурсии).
  2. Индивидуальная работа с детьми по теме.
  3. Чтение художественной литературы по теме: С. Михалков «Моя улица», Г. Георгиев «Светофор» и др.
  4. Просмотр мультфильма: «Смешарики – Азбука безопасности».
  5. Беседы по темам: «Транспорт», «Труд водителя», «Нужны ли людям правила?», «Дорожная азбука», «Светофор сломался», «Профессия – Инспектор ДПС».
  6. Экскурсия на перекресток.
  7. Отгадывание загадок.
  8. Разучивание считалок.
  9. Игры детей в настольно-печатные игры: «Дорожное лото», «Дорожное домино» и др.
  10. Участие детей в дидактических играх: «Угадай знак», «Четвертый лишний», «Игра в мяч», «Игра в слова».
  11. Организация подвижных игр: «Самый внимательный водитель», «Найди свое место», «Красный, желтый, зеленый».

Этапы подготовки к игре

  1. Дети объединяются для игры.
  2. Дети совместно с взрослыми подбирают атрибуты для игры.
  3. Постановка декораций.
  4. Распределение ролей (договориться или выбрать с помощью считалки).
  5. Беседа воспитателя с детьми по поводу дальнейшего хода игры; советы; предложения; напоминания по использованию в игре знаний, полученных в ходе НОД.

Варианты сюжетных линий игры

  1. «Светофор наш лучший друг». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – встали на месте, зеленый – переходят улицу.
  2. «На машине». Дети – водители автомобилей и должны двигаться по правой стороне проезжей части в разных направлениях.
  3. «Мы – юные пешеходы». Дети – водители сбавляют скорость перед пешеходным переходом и пропускают пешеходов.
  4. «Дорожный этикет». Дети – водители и пешеходы, уважительно относятся друг к другу, выполняя действия, связанные с ролью: мама с коляской, автобус с пассажирами и др.
  5. «Светофор сломался». Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь пришел сотрудник ДПС -  регулировщик, помогает разрешить сложную ситуацию.
  6. «Заболела Кукла». Объединение нескольких с/р игр единым сюжетом: игра «Семья» (вызывают скорую помощь), «Наша улица» (дети выполняют роли водителей и пешеходов), «Больница» (дети выполняют роли водителя скорой помощи и доктора).
  1. «Я буду водителем». Воспитатель в роли инструктора при помощи тестов о правилах дорожного движения задает вопросы и выписывает водительское удостоверение. (Можно в виде этой игры провести диагностику знаний о ПДД).
  2. «Пожар в городе». Дети – водители и пешеходы уступают дорогу пожарной машине не зависимо от цвета светофора.
  3. «Аварийная обстановка на дороге». Дети – водители или пешеходы нарушили правила дорожного движения. Ребенок или воспитатель в роли инспектора ГИБДД проводит разъяснительную беседу и выписывает штрафную квитанцию, которую нарушитель должен оплатить в банке. 
  4. «Дорожная азбука». В группе расставлены различные дорожные знаки, дети – водители и пешеходы двигаются, обращая внимание на знаки и выполняют действия в зависимости от ситуации, например, водитель автобуса, останавливается на остановке, или водитель такси останавливается, если видит знак «Проезд запрещен» и др.

Актуальность и просто необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна!

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет способствовать формированию безопасного поведения детей на дорогах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Систематическое, целенаправленное педагогическое воздействие способствует формированию не только качеств необходимых для гармонического развития личности, но и грамотного и безопасного поведения в быту и на улицах города.

https://files.vospitatelru.ru/images/d0a64eaf73c713e767e8c1543d37bf74977e2838.JPG

 

Атрибуты к игре

  1. Жезл, фуражка, плащ инспектора ГИБДД.
  2. Светофор.
  3. Круги красного, желтого, зеленого цвета.
  4. Маски с изображением транспорта: велосипеда, такси, грузовика, трамвая, трактора, троллейбуса, бульдозера, а также пожарной машины, скорой помощи, полицейского автомобиля.
  5. Карточки водительских удостоверений.
  6. Рули пластмассовые.
  7. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Остановка автобуса», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Проезд запрещен», «Дорожные работы».
  8. Модель пешеходного перехода (зебра).
  9. Атрибуты к с/р играм: «Магазин», «Кафе», «Банк», «Семья», «Больница», «Мы строители» и др.

Ход игры

Площадка, где играют дети, превращается в улицу, на которой располагаются: жилой дом, больница, кафе, салон красоты, магазин, банк, а также проезжая часть с расположенным на ней пешеходным переходом, светофором (причем он может быть электронным или ребенок будет выполнять роль, поочередно поднимая круги красного, желтого, зеленого цвета), дорожными знаками, а также автомобили, автобусы и другие виды транспорта.

Каждый играющий выполняет выбранную роль (водителя, парикмахера, врача, мамы, папы и т.д.). Посреди площади, отмеченной на полу, стоит «инспектор ГИБДД» (воспитатель, а в дальнейшем дети). Инспектор регулирует движение: поворачиваясь то к одним, то к другим и показывает то красный, то зеленый кружок. (Дети могут использовать в игре светофор).

Дети, которые выбрали роль водителя отправляются в «ГИБДД» для получения удостоверения на вождение того или иного автомобиля, где воспитатель в роли инструктора ГИБДД задает вопросы по правилам и выдает документ.

Ездить можно вокруг площади и пересекая ее. Если кто-либо нарушает правила езды, инспектор выдает квитанцию на штраф, которую водитель может оплатить в банке.

Водители могут заехать в кафе или в магазин, обращая внимание на знаки «Проезд запрещен», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Остановка автобуса» и др.

В семье заболел ребенок, и родители вызвали скорую помощь. На улицу выезжает машина скорой помощи. Все участники дорожного движения должны быть внимательными и пропустить ее.

«Ночью» движение на улице прекращается, заведения закрываются, автомобили едут в гараж (дети снимают маски и убирают рули), инспектор уходит с дежурства, в семье все ложатся спать.

Затем дети меняются игрушками и ролями, и игра повторяется, причем дети могут расширить сюжет игры по своему усмотрению.

Указания к игре

Игра может проводиться в группе и во время прогулки. В разное время года. На прогулке в теплое время можно использовать самокаты и трехколесные велосипеды, а в зимнее время – санки. Также игру можно использовать для совместной деятельности с детьми старшей и средней группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...